Сергей Челяев "Технологии решают все"
- Технологии решают всё! И я не устану вам это повторять, пока стою у руля этой компании, зарубите себе на носу. А в сфере контроля и безопасности - тем паче.
Маленький круглолицый толстячок, давно снискавший у персонала любовную кличку Шалтай-Болтай, страдальчески вздохнул и плаксиво запричитал:
- Ну говорите же, где вы его потеряли?
Начальник службы безопасности пожал плечами.
- Потеряли только визуально, господин Бруно. Спутник его в целом определяет…
- Хоть спутник не оплошал, - отмахнулся пухлой ладошкой Бруно. - Вот что значит - техника.
И он любовно погладил застывшее в воздухе голубоватое изображение экрана с кнопками, парящими вокруг блескучими разноцветными крупицами. На экране фосфоресцировал логотип компании - стилизованная книга с крылышками и надписью «BRUNO-Book».
После чего вопросительно приподнял бровь.
- Говорите же, Макс. Потом посмотрим ваш улов.
- Я приобрел у него образец книги, патрон. После чего счел разумным излишне не мозолить глаза объекту и увеличил дистанцию. В этот момент у меня сломалась машина. На сложном участке горной трассы, патрон! Но космическая станция слежения контролирует каждый его шаг.
- И где сейчас этот тип?
- На пути в Ривьеру, - с готовностью кивнул начальник службы безопасности.
- В Ривьеру, - вздохнул толстячок. - И вы это говорите с таким олимпийским спокойствием, Макс? Вы представляете себе всю глубину надвигающейся катастрофы?
Представлять ничего не требовалось - кривая графика продаж электронных читающих устройств зловредного конкурента «Бруно-Бук», минуту назад вызванная кем-то из референтов на голографический экран, красноречиво лезла вверх на тридцать градусов фантастической форы биссектрисе показателей их компании. Мировой лидер в области продаж электронных демонстрационных мультимедиа-книг компания «ББ» только-только почила на лаврах, явив миру невиданный прежде голографический экран свободного формата. Теперь пользователю не было нужды при чтении держать элбук в руке, даже сверхлегкий и удобный - весь серфинг, от перелистывания страниц до ввода собственного героя в информационное текстовое поле, осуществлялся плавным пассом в воздухе или просто кивком головы.
В свое время громогласно заявив о себе революционной технологией ПМКК - Полного мультимедиа книжного контента и стремительно породив мировое онлайн Сообщество М-читателей «Бруно-буков», компания Шалтая-Болтая была ярчайшим воплощением любимого девиза своего шефа. Технологии, явленные миру «ББ», позволяли читателю «Бруно-бука» разыграть из любой книги грандиозное экранное действо, переходя из роли в роль либо самолично творя книжный сюжет, забрасывая человека-невидимку в викторианский Лондон либо без жалости убивая Д`Артаньяна еще на первых страницах.
Однако Шалтай-Болтай не почил на лаврах, а заботливо готовил конкурентам новую фигу в кармане. Авангардный голографический экран с невероятным разрешением свел тактильный контакт владельца «Бруно-бука» со своим гаджетом к единственному нажатию кнопки «Вкл.». Потом можно было плавными движениями дирижера вертеть экран в любых плоскостях, расширять и отсылать его до пяти и десяти метров соответственно и буквально «нахлобучивать» кому-нибудь на голову. Запоздалые и судорожные акции конкурентов навроде мега-пластичных экранов или видео-очков, где наконец-то были решены проблемы глубины и панорамирования на фоне голографических «Бруно-буков» выглядели отчаянными и безнадежными бросками на амбразуру. Производители планшетов попытались перехватить новацию, но лишь ноу-хау экраны Бруно обладали комфортными для пользователя характеристиками и не «висли» в воздухе, повсеместно мешая дорожному движению.
Гром с ясного неба прогрохотал там, где Бруно не ждал - в соседнем заштатном городке вдруг объявился безвестный торговец элбуками и за два месяца минувшего курортного сезона продал астрономическое количество электронных книг. Поразительно, что коробейник торговал старыми подержанными аппаратами, купленными за гроши на рождественских распродажах. Бруно никогда не считал чужих денег, да и цены Буккер, как именовал себя торговец, держал на уровне тех самых распродаж. Но статистика была неумолима: четыре последних недели прошлогоднего курортного сезона зафиксировали такой лавинообразный спад продаж «Бруно-буков», что Шалтай-Болтай впервые за много лет не поверил сухому языку цифр и сводок. Самолично отправившись на побережье, он увидел поистине апокалипсическую картину. На пляжах все поголовно читали тексты с книг Букера!
С обычного стекла и пластика экранов.
Порой даже не сенсорных.
Без видео и звука.
Просто читали.
Все подряд.
Гм…
Конечно, кое-где над пляжами висели и полотнища голографии «Бруно-буков». Но Бруно они показались яркими безделушками вроде китайских воздушных змеев на фоне сотен отдыхающих, уткнувших защищенные от загара пластиковыми колпачками носы в допотопные гребаные читалки этого гребаного Букера.
Так подумал Бруно, вслух же сказал:
- Ладно. Посмотрим, что скажет зима.
Зима всеми своими цифрами и сводками сказала: ждать ее не стоило. Ажиотажный спрос на железяки Букера из стадии бешеного пламени перешел в фазу ядреных углей, ровно и жарко дышащих под наветрием все новых покупателей, в то время как бизнес Шалтая лишь чадил и уныло дымил, и это была уже не призрачная голография, а реальное дыхание смерти.
И еще - невыносимый, до зубной боли зуд Тайны.
Сомнений у Шалтая не оставалось: стремительный успех Букера обеспечивала некая доселе неизвестная хитрая технология. И он приказал Максу лично купить у Букера одну из его «железяк». Шалтай чуял нутром - дело может быть и в личном контакте. А с этой стороны начальник службы безопасности Макс был идеальным среднестатистическим покупателем: в Сети читал лишь спортивные колонки, а в памяти его личного «Бруно-бука» лежали одни полицейские боевики Чандлера и Спиллейна, по виртуальным коридорам которых он и бегал все свободное время, размахивая огромным «магнумом» для психологической разгрузки.
- Дай сюда.
Макс протянул Шалтаю старенький элбук. От острого глаза патрона не укрылась застарелая царапинка на экране и потертости древнего корпуса. Боже, какое ретро…
В огромных лапищах Макса элбук казался крохотным пятидюймовиком. Загруженный в него текст вызвал сардоническую улыбку патрона. Так и есть - очередной выпуск «Смертельного убийства в Каролине», видно уже по первому предложению: «Несмотря на ранний час, бар был полон народу, и это сразу показалось детективу Кварри дурным предзнаменованием».
- Я тут тоже… почитал слегка… - осклабился верзила. И торопливо предупредил:
- Осторожнее, патрон, он иногда перегружается.
- Вот как? - руки Шалтая застыли над аппаратом. - Аккумулятор сел?
- Зарядки еще на два пальца, - ткнул в экран Макс.
- Ш-ш-ш… - погрозил ему патрон. - Чего экран лапаешь?
Он забрал книжку у верзилы, и экран сразу погас. С минуту элбук не подавал признаков жизни, затем экран внезапно ярко осветился и стал медленно гаснуть. По мере спада интенсивности свечения на нем проступал текст первой главы «Смертельного убийства».
- Гм… А это точно «е-инк»? - осведомился Шалтай. - Откуда подсветка? В этом динозавре ее никогда не было, так?
Окружившая его свита замов и референтов дружно закивала. Патрон повертел аппарат в руках, со знанием дела подавил на нижнюю крышку, и вдруг его взгляд замер.
- Что за вздор?
На экране была все та же книга, но начиналась она уже совсем иначе:
«Тьма окутала Каролину, но маленькая уютная кафешка «У Барри» призывно манила огнями, и детектив Кварри с удовольствием представил, как закажет стаканчик виски, ароматную сигару и вытянет наконец-то усталые, гудящие ноги после напряженного, хлопотного, но в сущности такого пустого и бездарного рабочего дня».
И дальше - все в таком же неторопливом, сладком многословии, где нет места ни «магнуму», ни мордоворотам с их вечными погонями и перестрелками.
Шалтай в замешательстве слегка потряс элбук, но прежнего текста вытрясти оттуда ему не удалось. Тогда патрон на мгновение задумался, поманил пальцем Нелли из паблик-рилейшенс и сунул ей элбук.
- Ну-ка, подержите.
Однако читать не дал, а выждал, когда элбук опять перегрузится, - странная была у него особенность! - и тут же выдернул его из коготков пресс-секретаря. Быстро проглядел глазами восстановившийся текст, пробурчал себе под нос «грация пантеры», «закат пастельных тонов», «изысканная сигарилла, гм, гм, да уж» и обвел застывшую свиту ледяным взором.
- Все по местам. Работать, работать и работать. Макс, меня до вечера никому не беспокоить.
И стремительно удалился в свои апартаменты - огромный кабинет с просмотровым мультимедиа-залом и выходом на веранду второго этажа, откуда открывалась восхитительная релакс-панорама на лазурное побережье Ривьеры. Там Бруно и обосновался, рассеянно покачиваясь в ротанговом кресле и прислушиваясь к шепоту листьев и птичьему пению в дремучем, запущенном саду, окружавшем веранду с трех сторон мхами и лианой-верхолазом.
Но предварительно позвонил одной старинной приятельнице. В его деле сейчас могла помочь только она.
Когда над садом опустились сумерки, Бруно отложил тлеющую сигару, тщательно вытер руки и негромко произнес, обращаясь, как ни странно, к темному саду:
- Рудольфо, хватит прятаться. Я же знаю, вы тут.
С минуту стояла тишина, прерываемая лишь птичьей перекличкой, а затем из огромного куста акации раздался озорной голос:
- Мастер Бруно, ну вы хоть мнение-то изменили?
- Изменил, изменил, выходи, маленький хитрец, - пробурчал Шалтай.
«Маленький хитрец» оказался долговязым худющим юношей в парусиновом костюме и со спортивной сумкой на плече. Он уселся на пенек и весело глянул на всесильного магната.
- Я сразу догадался, чьи это проделки, - проворчал Шалтай. - Заставить элбук настраиваться на психологию каждого конкретного пользователя, всякий раз выбирая оптимальную, максимально дружественную ему литературную обработку текста, да еще за какие-то семьдесят четыре секунды - это никакому человеку не под силу. Обычному человеку, - подчеркнул он.
- Вообще-то пятьдесят восемь, - улыбнулся молодой человек по имени Рудольфо.
- Значит, на меня твоя штука затратила дополнительных шестнадцать секунд, - саркастически поджал губы Шалтай. - Все ж таки я чего-то стою в этом мире.
- Гораздо больше тех пятнадцати миллионов, что вы, помнится, предлагали моему отцу, - кивнул Рудольфо.
- Но у него и успехи были меньше, - возразил Шалтай. - Чары старого колдуна Просперо лишь присушивали к определенной книге пользователя, и тот не мог успокоиться, покуда ее не прочитает. Твоя же… ммм… технология…
- Просто волшебство, сударь, - улыбнулся юноша.
- Никогда не спорь со стариками, - перебил его Шалтай. - Для меня все эти ваши колдовские штучки, заговоры и чары - те же технологии, просто … ммм… нетрадиционного толка. Ты пошел дальше отца - сделал так, что человек привязывается к чтению не чарами, а просто… ммм… душою что ли. Как ребенок в детстве, что не заснет без сказки на ночь.
- Это и есть сказки на ночь, - задумчиво произнес юноша. - Чтобы следующий день не казался слишком уж безрадостным. Я помогаю людям мечтать за книгой. А ваши кино-буки с гипертекстом и трехмерными сценариями - всего лишь очередной аттракцион для потребителя. Помните первые три-дэ фильмы - их уже невозможно было воспринимать как кино. Цирк какой-то.
- А ты подсаживаешь людей на чтение как на наркотик, - покачал головой Шалтай. - Чем ты лучше меня?
- Вернуть людям чтение в первозданном виде - вбирая глазами буковки, поедая слова, насыщаясь предложениями - это ли не благородная миссия?
- Тридцать восемь миллионов и отдельная лаборатория на полном обеспечении корпорацией, - медленно проговорил Шалтай.
- Нет, сударь.
- Сорок три - я не люблю круглых чисел.
- Нет.
- Черт с тобой - пятьдесят. Но это - последняя цена.
- Я стою больше, - покачал головой юноша.
- Сколько же?
- Ваша сказка на ночь. Вам было три года, помните? Готовы вы мне ее отдать?
- Ммм… Почему бы и нет? Бери хоть все. Но как, черт побери, их вытащить из моей памяти и материализовать на экране?
- Это - следующее, над чем я буду работать, - улыбнулся Рудольфо. Улыбка его была грустной, и он смотрел на старого бизнесмена с такой печалью и нежностью, что Шалтая нервно поежился. - И когда я сумею это делать, я вернусь, и тогда мы поговорим. Хорошо?
- Черта с два, - прошептал Шалтай, глядя на опустевшую полянку. - К тому времени я научусь вынимать любые воспоминания из людей и проецировать их на экраны «Бруно-буков». Для начала - в текстовом виде, а потом… Технологии решают всё!
И он рысью помчался обратно в кабинет. Порылся в объемистом адресном талмуде и выудил нужный телефонный номер. Спустя несколько секунд абонент ответил хриплым женским контральто.
- Слушаю, мой яхонтовый. Наш малец приходил?
- Угу. Спасибо, что отыскала его. Но он оказался таким же упрямым как когда-то его папаша.
- Не сошлись в цене?
- Не угадала, старая ведьма. Деньги его вообще не интересуют. Послушай, Фрида, а не могла бы ты для меня сделать то, чего не желает он? Материализация воспоминаний. Всякие там истории из детства, грезы, понимаешь, сны…
- Увы, мой сладкий. Я хоть и потомственная ведьма, но еще не такая старая, чтобы не держать ухо востро. Три часа назад этот малый, Рудольфо купил патент в нашем Капитуле на эксклюзивное право материализаций именно упомянутых тобою позиций. Похоже, он неплохо разбогател на предыдущем дельце, с вашими электронными книгами, что ли, и теперь вовсю раздувает меха дальше. И если я сунусь в его собственность, меня фигурально лишат метлы, ты же понимаешь.
- Черта лысого мне вникать в ваши ведьмовские штучки. Но ведь должен быть в твоей епархии, кто бы взялся за это дельце, так сказать, негласно.
- Почему не быть? Как ты говоришь, технологии решают…
- Всё, помню. Можно короче?
- Ты еще не забыл номер моего счета, пупсик?
- Считай, что оплата твоей консультации уже там, колдовское отродье.
- Тогда записывай адресок в Сети. А пароль будет таким…
Через четверть часа Бруно, кривясь от раздражения, активировал голосовой ввод на сайт некоего оккультного общества - «колдуны-беспредельщики», маму родную продадут, отрекомендовала их Фрида - и медленно зачитал по слогам:
- Крэкс-фекс-пекс-абракадабра-тируванантапурам!
На экране немедля возникла мерзкая рожа и подмигнула магнату:
- Проблемы, отец?
- Заткнись, сынок еще нашелся, - огрызнулся Бруно. - Мне нужно кое-что внедрить, но это по вашей, колдовской части. А патент в Капитуле уже продан.
- Усекаю, отец, - осклабилась рожа. - Ну, это, как говорите вы, люди - всего лишь дело техники.
- Технологий, - строго поправил Бруно. - Техника только делает, а технологии все за нее решают, что и как. У меня есть техника, а технологией должен стать ты, черт рогатый, уразумел?
- Легко, - заржала рожа. - А ты прикольный, отец!
- Ты даже не представляешь себе - какой, - мрачно пообещал Бруно. - И чтобы никаких договоров кровью. Кровь в случае чего я выпью по капельке из тебя сам, - пообещал магнат. - У меня в этом большой опыт.
Рожа уставилась на Бруно с уважением. А тот уже подробно растолковывал ей наряд-задание, размашисто вычеркивал из сметы неоправданные расходы и подбивал сроки. Новый «Бруно-бук» серии «Dream-in-reality» закопает всех конкурентов, был уверен Бруно. А рога и хвосты мы потом как-нибудь поотрубаем - технологии решают всё!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5635/54617972.10/0_a2521_aeab9a22_S)
![](http://s05.flagcounter.com/count/MQET/bg_FFFFFF/txt_000000/border_CCCCCC/columns_2/maxflags_18/viewers_0/labels_0/pageviews_0/flags_0/)