Денис Фатеев "Реликвия"
10 17 49. Ввод. Подумав долю секунды, панель на двери мигнула запрещающим красным огоньком и добавила для убедительности отрицательный писк. Сергей ошарашенно уставился на вновь пустующее поле ввода. Ладно, быть может, ошибся? Он ввел комбинацию еще раз. Снова. Еще несколько раз.
После седьмой неудачной попытки Сергей врезал по панели рукой. В дешевом голливудском фильме после этого дверь бы открылась, в реальном мире он лишь сбил кулак. Времени оставалось все меньше, нужного решения нет. Ненужного тоже. Сергей попросту не знал, что делать.
- Мэри, - обратился он к системе управления. - Где сейчас находятся рутгеры?
Они заканчивают вскрывать дверь кают-компании. Предвижу следующий вопрос: до вас они доберутся через 7 минут 14 секунд.
Почему пароль не подходит?
Пароли сменились из-за сбоя в системе охраны после нападения.
Хм, как все просто.
- Назови новый пароль.
Вы не член экипажа, я не имею на это права
Нет, не все так просто.
Еще 46 секунд напряженной мозговой деятельности, и Сергей бежит в каюту капитана. Так, вот планшетник главы экипажа. Они летели со стандартным исследовательским заданием, большой секретности быть не должно. Точно, вот файл с алгоритмом изменения паролей! Сергей возвращается к непокорной двери, вводит правильную комбинацию цифр. Успел! Времени даже с запасом.
Теперь в отсек со спасательными челноками. Раскрывшийся шлюз встречает зияющей чернотой космоса. И бросившимися наперерез истребителями рутгеров! Нет, древолазы, вы среагировали слишком поздно. Сергей вводит координаты ближайшей станции землян, поднимает защитный колпак, нажимает оранжевую кнопку и уходит в ноль-пространство. Теперь его не достать.
...
Тишина. Ожидание. Обозреватель «Deep space today» Сергей Королев сидит в здании Межгалактического совета и пытается осмыслить все произошедшее за последние несколько дней. Вот он получает задание отправиться в командировку с экспедицией ксенобеологов. ...Сигнал помощи от инопланетного корабля. ...Отказывает система управления, и они врезаются в исследовательский челнок рутгеров.
Двери зала заседаний открываются с глухим стуком, и оттуда выливается пестрая толпа разномастных инопланетян. Сверкая наигранной улыбкой, от общего потока отделяется прилизанный полномочный посол Земли.
- Ну что же, проблема решена, Сергей Александрович!
- Большое спасибо. Знал, что трудностей не будет, но все равно весьма приятно покончить с этим, - отвлекся от задумчивости Сергей.
- Видите ли… Еще не все закончилось. Рутгеры восприняли столкновение кораблей как акт агрессии. Этим они объясняют свое... несколько воинственное поведение.
- Что вы несете, Стефансон?! Они перебили весь экипаж корабля. Это вы называете несколько воинственным поведением?! - повысил голос Сергей.
- Пожалуйста, тише, - испугано вздрогнул посол. - Я полностью разделяю вашу точку зрения. Однако нужно учитывать нормы межгалактического права. Рутгеры признали свою ошибку и принесли официальные извинения…
- Достойная плата за жизни убитых людей!
- ...Они выплатят серьезные компенсации семьям погибших и накажут виновников. Проблема в другом: подан встречный протест. После столкновения с кораблем вашей экспедиции рутгеры утратили древний артефакт своей расы - некий литературный памятник. И землянам необходимо его вернуть.
Посол выжидающе посмотрел на Сергея и получил в ответ такой же взгляд.
Не понимаете? ВЫ должны его вернуть, - нарушил молчание посол.
Идите к черту, - возмутился Сергей. - Что за ерунда?!
По мнению рутгеров, не ерунда. Объясню. Согласно их представлениям о чести, отказ от сатисфакции - позор. Утеря древней реликвии - унижение всей расы, и чтобы его избежать, нужно добиться справедливости от виновников. Из таковых в живых только вы. Если откажетесь, рутгеры объявят войну Земле. Их уже поддержали в Межгалактическом совете.
Сергей медленно опустился на жесткое сиденье. Он не знал, как реагировать на услышанное.
У вас один земной месяц, - решил закрепить успех посол. - С того момента, как заявите (а это нужно сделать сейчас), что обязуетесь вернуть реликвию, никто не имеет права вам помогать. Следить за этим будут наблюдатели Межгалактического совета, один из которых, рутгер, закрепляется за вами.
- Мне не совсем понятно, что нужно сделать.
Удалось выяснить, что реликвия связана с периодом освоения космоса, это примерно 3000 лет назад. Они называют его Эрой отпочкования. Видимо, искомый предмет в то время был распространен, и присутствовал практически на каждом космическом корабле рутгеров. Челноки, которые отправляли в разные уголки космоса, нередко терпели крушение. Ваша цель -- отыскать один из них. Быть может, в его развалинах найдется искомая реликвия. Это единственная зацепка. Вам все понятно, мистер Королев?
Мистеру Королеву все было понятно. Ему нужно пойти туда - не знаю куда и принести то - не знаю что. В масштабах галактики. В противном случае землю поработят пришельцы. Написал блин репортажик.
...
Сырость. Хлюпанье. Давка. Безуспешно пытаясь не измараться в грязи, Сергей быстрым шагом пробирается по центральной улице Корневища - столицы планеты Рут. Инопланетяне толкаются, что-то кричат, многие подолгу рассматривают землянина. Люди здесь редкие гости.
Поторапливайся, древолаз, - обернувшись, кричит Сергей отставшему наблюдателю. На последнего эти слова не производят никакого эффекта. Сергей пробурчав под нос кое-что нелицеприятное относительно рутгера и всей его расы, продолжает свой путь. Цель - Всеобъемлющая библиотека Рута (так максимально близко к русскому переводится ее название). Начать поиски Сергей решил именно отсюда.
В библиотеке он запросил всю информацию по Эре отпочкования. Всего набралось порядка 70 000 тысяч книг. К счастью, большинство из них уже были переведены на универсальный галактический язык. Смысл написанного, конечно, искажается, но выбора нет.
Как вы собираетесь прочитать 70 000 книг меньше чем за месяц? - впервые с момента знакомства подал голос наблюдатель. Говорил он на хорошом русском.
Так ты все-таки разговариваешь?
Было бы глупо назначить наблюдателем того, кто не может вступить в коммуникацию с наблюдаемым. Вы сейчас читать начнете?
Нет, читать я буду на Земле, - заговорщицки подмигнул Сергей. - У меня припасен козырь в рукаве.
Не понял последней фразы.
Тебе и не нужно. Возвращаемся в космопорт.
...
Бриз. Запах сырости. Мостовая. Сергей идет по Питеру в направлении Российской национальной библиотеки. Там, как и во всех библиотеках крупных городов, находится Центр ментального чтения.
Технология, изобретенная сравнительно недавно в Японии, поначалу вызвала огромный интерес. Еще бы, любой текст можно «инсталлировать» в мозг практически моментально, обучение ускоряется в разы. Правда, достаточно быстро всплыла первая проблема. Для людей, не имеющих необходимого теоретического базиса, технология бесполезна. Они получают лишь набор терминов и знаний, которыми не способны воспользоваться.
Интереснее вышло с художественной литературой. Перспективы открывались большие - сюжет любого произведения развивается прямо на ваших глазах, причем субъективно мозг воспринимает время эквивалентно тому, как оно идет в книге. Однако и здесь желающих заработать миллиарды инвесторов ждало фиаско. Динамичную, живую, насыщенную красками картинку можно увидеть только при наличии развитого интеллекта и богатой фантазии. В противном случае перед читателем проносится набор размытых образов.
Ситуация усугубилась после того, как некий Дмитрий Лисов, адвокат из Перми, решил ментально прочитать роман, события которого занимают тысячелетия. Сотрудник библиотеки забыл про Лисова на несколько часов, а когда вернулся, тот уже сошел с ума.
В итоге технологией ментального чтения стал пользовался лишь ограниченный круг лиц. В который сейчас вошел и Сергей. Оформив абонемент, он прошел в зал с ментокамерами, где его разместили в продолговатом белом саркофаге, наполненном голубой жидкостью.
- Сергей Александрович, вы осознаете всю опасность инсталляции большого количества информации в мозг? - задала один из дежурных вопросов миловидная ассистентка. Получив утвердительный ответ, она закрыла ментокамеру и нажала несколько кнопок. Сергей провалился в темноту.
...
- Узнали что-то интересное? - поинтересовался рутгер у отцепляющего датчики Сергея.
- Узнал. В космопорт.
...
Космос. Однообразие. Скука. Сергей вышел из своей каюты и отправился на поиск матричного синтезатора материи. После выхода из гиперпрыжка лететь еще несколько суток, и Сергей решил посвятить их чтению. Нажав на дисплее раздел «Книги», он углубился в изучение списка предлагаемых жанров и авторов. В итоге выбрал фантастический романчик неизвестного писателя. Хотелось легкого чтива. Обложку, правда, сделал с имитацией под кожу (отчего-то было стыдно: вдруг кто увидит, что он читает ширпотреб).
Генератор заурчал и слегка завибрировал. Через пару минут индикатор на его приборной панели засветился зеленым. Сергей забрал книгу и поспешил обратно в каюту.
Там его ждали удобная койка и уже поднадоевший рутгер. Последний, как ни странно, тоже читал. Высоко закинув ноги, как это делали все рутгеры во время отдыха, он углубился в изучение непонятных письмен, спроецированных прямо на воздухе. Сергей оценил его девайс - маленькая полусфера, не больше пяти сантиметров в диаметре. Пока большая редкость.
- Как вы узнали, на какую планету надо лететь? - не отрываясь от чтения, поинтересовался рутгер.
Теперь уже можно объяснить. Из кучи поступившей в мозг информации большую часть я не понял. Усвоить удалось лишь сухие фактов. В числе прочего в вашей библиотеки нашлись архивы структуры, которая отвечала за дальние космические полеты. В одном из документов приводился список кораблей, не вернувшихся из экспедиций, и планеты, к которым они летели. Обследовать их все невозможно, поэтому я выбрал несколько наугад. Первые две попытки оказались неудачными. Будем надеяться на третью. Времени почти не осталось.
...
Жара. Жажда. Порывистый ветер режет глаза мириадами песчинок. Не утерпев, Сергей надел защитные очки. Отвратительная планета. Сплошные раскаленные пустыни, непонятно, что рутгеры забыли здесь тысячелетия назад. Сергей посмотрел на притулившегося в тени флаера наблюдателя. Как и его дальние родственнички, он приспособлен к влажному климату, для него здесь ад кромешный. Даже в специальном защитном скафандре явно чувствует себя неважно.
Размышления Сергея прервало пришедшее от дройда-археолога сообщение. Он докладывал, что работы окончены. Наблюдатель с трудом поднялся на ноги, и они отправились к месту раскопок. Средних размеров корабль лежал метрах в десяти от большой ямы.
- Как в него попасть? - спросил Сергей.
Не ответив, наблюдатель пошел к носовой части корабля. Пара непонятных манипуляций - и в корпусе очертились контуры прямоугольника. Через две секунды сегмент обшивки уполз вверх, оставив отверстие в полтора метра высотой. Рутгер подтянулся на руках и ловко запрыгнул внутрь. Сергей поспешил за ним.
Темноту на корабле разбавлял лишь тусклый оранжевый свет, исходящий сверху. Вслед за наблюдателем Сергей прошел в просторное помещение, назначение которого осталось загадкой. Инопланетянин вытащил из углубления в стене прямоугольный ящик и нажал на его поверхности несколько сенсорных кнопок. Ящик завибрировал, две створки сбоку начали медленно расходиться.
- Барабанная дробь… - с улыбкой произнес Сергей.
- Что?
- Да ладно, забудь.
Створки окончательно раскрылись, и из прочих вещей рутгер выудил некий овальный плоский предмет. После прикосновения одна из поверхностей овала осветилась и на ней начали мелькать непонятные изображения и символы.
- Вот что мы искали, - сказал он Сергею.
- А что это?
- Затрудняюсь подобрать правильный термин. Сейчас, сверюсь со словарем… Вот, нашел. Пожалуй, по-вашему можно назвать это желтой прессой.
- То есть вы хотели начать войну из-за бульварной газетенки? - удивляясь своему спокойствию, спросил Сергей.
- Зачем задавать вопрос, когда ответ очевиден? Да, вы правы. Однако все, что связано с эпохой раннего освоением космоса, имеет для нашей расы большое значение. Вещи первых звездолетчиков - реликвии.
Да какая разница! Зачем устраивать весь это балаган, начавшийся с столкновения кораблей? Что вам нужно? Ресурсы, жизненное пространство? Напали бы просто так, без повода.
- Вы плохо разбираетесь в большой политике, Сергей.
...
Официальная обстановка. Ложные уверения в дружбе. Вспышки фотоаппаратов. Пирушку по случаю примирения Земли и Рута устроили знатную. Устав от фальшивых речей, Сергей поднялся на просторной балкон этажом выше. Ни о чем не думая, он просто смотрел на звезды. Хотелось отвлечься. Когда минут через десять Сергей вернулся в основной зал, там царила непонятная суета. В воздухе стоял неразборчивый гул, сотканный из десятков слов на различных языках. В центре зала двухметровый хиксоид, оживленно размахивая лапами, что-то тараторил писклявым голоском. Посол рутгеров безуспешно пытался объясниться. Переводчики лихорадочно разъясняли все сказанное.
- Что произошло? - спросил Сергей у Стефансона.
- Высокочтимый наследный принц хиксоидов оскорблен тем, что представитель рутгеров слишком долго на него смотрел. У хиксоидов это считается знаком высочайшего презрения.
- Так у рутгеров угол обзора 170 градусов, им трудно не смотреть на кого-то. И что теперь?
Тут хиксоид, широко размахнувшись, отвесил рутгеру оплеуху. Посол Земли посмотрел на Сергея и натянуто улыбнулся.
-- Война.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5635/54617972.10/0_a2521_aeab9a22_S)
![](http://s05.flagcounter.com/count/OXvy/bg_FFFFFF/txt_000000/border_CCCCCC/columns_2/maxflags_18/viewers_0/labels_0/pageviews_0/flags_0/)