Андрей Юдин "Эксперимент"
- ...А вас я попрошу пересесть вон туда... Да-да, так будет хорошо. А вот вы, пожалуйста, передвиньтесь на два стула влево... Нет-нет, лево - это вон там.
Старенький профессор с довольным видом оглядел небольшую аудиторию: четыре студента и шесть студенток теперь сидели более-менее равномерно распределённо и на достаточно большом удалении друг от друга, чтобы они не смогли подглядывать или перешёптываться.
- Ну что ж, начнём, - профессор положил свой потфель на кафедру и под внимательными взглядами присутствующих стал доставать из него какие-то бумаги и фотографии.
Потом он необычайно бодро для своего возраста начал бегать по аудитории и раздавать их студентам. Каждый получил листок с каким-то текстом и несколько фотографий, аккуратно пронумерованных в уголке.
- Благодарю вас, что вы согласились принять участие в этом небольшом экперименте, - сказал профессор вернувшись за кафедру, - Эксперимент будет чисто психологическим, так что никакого вреда вашему здоровью он не принесёт; как, впрочем, и пользы... Сейчас перед каждым из вас лежит карточка с небольшим фрагментом текста и шесть фотографии... Условия очень простые: к друг другу не подглядывать и не переговариваться - всё как на экзамене. Прочитайте внимательно текст и выберите из фотографий только одну, на которой, как вам кажется, изображён автор текста. В смысл и содержание написанного можете не вникать - я ни о чём спрашивать не буду. Через десять минут вы возвращаете мне текст вместе с выбранной вами фотографией. Если вам будет сложно определиться, то возвращение текста без фотографии - это тоже вариант ответа. И ради бога, не надо случайностей и выбора фотографиий наугад. Это важно! Всё - время пошло.
Студенты прилежно уставились в полученные листки... Кто-то довольно быстро, вероятно даже не дочитав до конца, начинал рыться в фотографиях; кто-то напряжённо, обхватив голову руками, пытался сначала вчитаться в текст, а потом начинал мучительно всматриваться в фотографии.
Алёна с некоторым волнением взяла в руки листок - она ожидала прочитать что-то необычное, как-то связанное с экспериментом. Текст был написан довольно странным шрифтом: например, буква «р» имела два варианта написания, как же как и буква «ч» - такого Алёне видеть ещё не приходилось - однако все буквы были легко распознаваемы, и она начала читать:
«...Я знаю, что в этом есть и моя вина. Я этого не отрицаю. Наверное, мне не следовало вовлекать тебя во всё это... Мы больше не увидимся. Так будет лучше для нас обоих...»
«Ну вот», - подумала Алёна скользя внимательными голубыми глазами по тексту, - «Печальная развязка какой-то любовной истории. Странно, что профессор занимается такими тестами - он же физик, теорию оптимизации нам читает... Кстати, скоро зачёт - интересно, как это связано с этим глупым текстом?»
«... тебе будет больно, но уже ничего исправить нельзя. Такое не остаётся безнаказанным...»
«Небось, аборт сделала, дурочка», - отметила про себя Алёна.
Когда текст был полностью прочитан, Алёна просмотрела фотографии и остановилась на той, где в уголке стояла цифра «2», и с которой на неё смотрела немного грустная, но довольно симпатичная блондинка лет пятнадцати-семнадцати.
- Время истекло, - объявил профессор, - Попрошу вас сдавать тексты с выбранными фотографиями. Неиспользованные фото складывайти вот здесь в одну кучу.
Студенты один за другим потянулись к кафедре. Профессор раскладывал полученные листки и фото перед собой на столе и выглядел необычайно довольным.
- Всем спасибо, - сказал он, когда последний студент нерешительно протянул ему только текст без выбранной фотографии, - Не смею более никого задерживать. Напоминаю, что участие в этом эксперименте никаких поблажек вам не даёт, и на зачёте во вторник спрашивать буду по полной программе.
Студенты не торопились расходиться. Некоторые стояли и мялись у двери, некоторые вернулись и сели на свои места в аудитории.
- Дмитрий Александрович, - сказал наконец один из студентов, которого звали Игорь, - А вы нам разве так и не объясните, что всё это значит и какое отношение этот эксперимент имеет к физике или математике? Разговор какого-то бандита со своим сообщником... При чём всё это?
Профессор радостно улыбнулся, словно он ожидал такого вопроса, и жестом предложил всем рассесться по местам. Когда студенты (осознанно или не осознанно) уселись точно на тех же стульях, где они сидели во время эксперимента, профессор воодушевлённо начал свой рассказ:
- Хорошо. Сейчас я вам всё объясню. Для начала, не могли бы вы мне подсказать, какие фотографии вы выбрали?
- Ну, бандюга какой-то... Его сообщник предал, ну он и...- нерешительно отозвался Игорь.
- Девушка, которая была вынуждена сделать аборт, - сказала Алёна.
- Школьница какая-то дурью маялась, - отозвалась другая студентка, которую Алёна видела на лекциях, но с которой не была знакома.
- Та-а-ак, - сказал профессор и улыбнулся, - Я думаю, что многие из вас уже догадались, что вы все получили совершенно одинаковые тексты. Правильно?
Студенты озадаченно переглянулись.
- Да-да, - продолжал профессор, - Единственное, что было разным - это почерк.
- Вы имеете в виду шрифт? - робко спросила Алёна.
- Так можно тоже сказать, - согласился профессор, - Главное, что все эти тексты были написаны от руки...
- Как это? - удивился Игорь.
- Ну есть еще на свете те, кто умеет писать по-настоящему, - сказал профессор, - Не пользуясь клавиатурой. Я специально ездил в один дом для престарелых и попросил некоторых его обитателей написать для моего эксперимента этот текст.
- И они писали от руки, как в детском саду? - изумился студент, которого звали Руслан.
- То есть как это? - повернулся к нему Игорь, - У тебя что, в детском саду планшетки не было?
- Почему? Была! - Руслан заметно смутился, - Просто у нас была одна воспитательница...
Он не успел закончить, как профессор жестом попросил тишины и начал свой рассказ:
- Хорошо, я вам расскажу суть этого эксперимента. Дело в том, что я хотел убедиться, что на наше воприятие текста влияет, так сказать, личность того, кто написал его. Вы знаете, что такое подпись?
- Да, - отозвался кто-то из студентов, - Это двенадцатизначная комбинация разных символов.
- Это так, - согласился профессор, - Только раньше это называлось «электронной подписью», а под обычной подписью тогда подразумевалось просто имя или фамилия человека написанные им самим от руки. Дело в том, что каждый почерк уникален и неповторим.
- Двенадцать символов надёжнее... - пробормотал студент, и профессор снисходительно ему улыбнулся.
- Так вот, - сказал профессор, - Я с парой моих коллег разработал специальное устройство, которое может выделить математическую формулу соответствующую каждому почерку. Всё очень просто: вы кладёте листок бумаги с образцом почерка в специальный сканнер, и тот выдаёт вам формулу...
Студенты внимательно слушали.
- Потом полученная формула, - продолжал професср, - загружается в специальный генератор электро-магнитного излучения. Вы, наверное, слышали о том, что воздействие электро-магнитными полями на мозг человека может вызывать разные ощущения: подавленность, настороженность... Есть довольно много научных работ на эту тему. Например, уже доказано, что таким образом можно заставить человека увидеть привидение или просто ощутить... ну, скажем так - потустороннее присутствие... Моя идея заключается в том, чтобы с помощью специального устройства улучшить процесс чтения. Представьте себе: вы читаете книгу, а в это время ваш мозг подвергается воздействию электро-магнитного излучения модулированного согласно формуле какого-нибудь почерка. Разумеется, ваше воспрятие текста будет подвержено влиянию этого, так сказать, «виртуального» почерка. Таким образом, человечество поднимется на следующую ступень развития - вы будете не просто читать книгу, вы будете её ощущать; вы, действительно, настроитесь на волну автора и сможете прочувствовать всё, что чувствовал он, когда писал... Если, разумеется, удастся раздобыть рукопись произведения или просто образец авторского почерка.
Профессор замолчал и торжествующе посмотрел на студентов.
- А ваше устройство уже работает? - спросил Руслан.
- Оно ещё не опробовано, - ответил профессор, - Хотя, формулы почерка уже проверены, и там всё в порядке. Сама же электро-магнитная модуляция - совсем несложный процесс. Я уже заказал в нашей лаборатории опытный образец.
- А это не вредно? - спросила Алёна, - Всё-таки излучение в мозг...
- Ну что вы! - воскликнул профессор, - Согласно моим расчётам, доза излучения будет в несколько раз ниже, чем та, что вы получаете разговаривая по мобильному телефону. Впрочем, знаете что? Если вы хотите стать свидетелями эксперимента, то приходите в инстутут в субботу, в нашу лабораторию на третьем этаже, к десяти часам утра.
...От института к метро Алёна и Руслан шли вместе. Руслан был задумчив и молча смотрел себе под ноги.
- Как это всё-таки здорово! - восхищённо сказала Алёна, - Можно будет ощутить, что чувствовал писатель... Я непременно приду в субботу!
- Это всё не так здорово, как кажется, - сказал Руслан, - Получится как фильм, который прокрутят у тебя в голове...
- Что ты имеешь в ввиду? - не поняла Алёна.
- Понимаешь, тебя лишат возможности думать над книгой самой. Те чувства и мысли, которые должны были бы родиться в твоей голове, тебе просто туда запихнут электро-магнитным излучением.
- Да ну тебя! - махнула рукой Алёна, - Получится просто ещё одна альтернатива книге - ну, как фильм...
- Так ведь и фильм - это огромный шаг назад в развитии! - воскликнул Руслан, - В фильме тебе навязывают образ героя - вот так он выглядит, вот так говорит. В фильме тебе покажут, как всё было, а твоя собственная фантазия может пойти и застрелиться! Человечество тысячелетиями шло от картинок к абстрактным символам, а тут тебе дают в лапы мешок с поп-корном, и ты снова сидишь и пялишься в картинку...
- О чём ты говоришь? - Алёна немножко даже надулась, - Есть фильмы очень даже ничего...
- Подожди! - Руслан резко остановился, - У меня есть идея! Дим-Алекс - всё-таки неглупый мужик, и если ему показать это на примере, то он сам всё поймёт и зафигачит свою установку куда подальше...
- Что ты имеешь в виду? - Алёна тоже остановилась и вопросительно уставилась на Руслана.
- Увидишь в субботу, - сказал Руслан, - Извини, но мне надо срочно в библиотеку - у меня есть просто гениальная идея. Пока!
- Ну, как знаешь. Пока, - Алёна пожала плечами и пошла в сторону метро, а Руслан развернулся и быстрым шагом направился обратно в институт.
В субботу в лаборатории кроме профессора, Алёны и Руслана было ещё несколько студентов и два любопытствующих преподавателя с другой кафедры. Всё оборудование представляло собой переделанный сканнер (который, выглядел вполне обыкновенно), генератор электро-магнитных волн (размером и формой напоминающий коробку из-под обуви) и небольшой компактный компьтер, к которому всё это подключалось. Кроме того, в комплект входили большие коричневые наушники с дополнительным металлическим обручем, который должен был охватывать голову испытуемого.
Самый первый эксперимент профессор, конечно же, хотел провести на самом себе. Он сел в кресло и, поколдовав немножко над компьютером, подготовил сканнер и генератор излучения.
- Мне потребуется ассистент, - сообщил профессор присутствующим, - Для чистоты эксперимента, я не должен знать, какой вариант почерка будет загружен в сканнер. Вон там на столе лежат листки с образцами почерков. Их там, если не ошибаюсь, ровно пятьдесят два.
Руслан только было собрался сказать: «Давайте, я буду вашим ассистентом!», как профессор, не задерживаясь ни на ком взглядом, сразу посмотрел на Алёну - она была единственной девушкой среди присутствующих.
- Вот вы, пожалуйста! - сказал Дмитрий Александрович, - Выберите там какой-нибудь вариант почерка и положите его в сканнер...
Алёна нерешительно пошла в другой угол комнаты - сканнер стоял на столе возле окна. Руслан потихоньку стал перемещаться следом за ней. В руках он держал тоненькую пластиковую папку с каким-то листком бумаги... К счастью, профессор начал надевать себе на голову наушники с металлическим обручем и запутался в проводах - поэтому всё внимание присутствующих быстро переключилось на него.
Когда Руслан оказался возле сканнера, Алёна уже успела взять какой-то листок из разложенных на столе вариантов почерка. Не говоря ни слова, Руслан достал бумагу из своей папки и протянул её Алёне. Пару секунд они молча смотрели друг на друга. Потом Алёна едва заметно отрицательно помотала головой и открыла крышку сканнера.
- Ну как? - донёсся до них голос профессора, - Сканнер заряжен?
Алёна только было повернула голову, чтобы ответить, как Руслан молниеносно положил свою бумагу на стекло сканнера и громко сказал:
- Да! Всё в порядке. Можно начинать.
Алёна растерянно посмотрела на листок, который всё ещё держала в руке, а потом отложила его в сторону и медленно закрыла крышку сканнера. То, как она посмотрела на Руслана не обещало ему ничего хорошего...
- Отлично! - отозвался профессор, - Попрошу ассистента дать мне какой-нибудь текст. Вон там я попросил приготовить книжки и брошюры...
Прежде чем Руслан успел что-то предпринять, Алёна быстрым шагом подошла к столу с литературой и, окинув взглядом множество брошюр, схватила одну из них и передала профессору. Руслан не разглядел, что это было, но, судя по торжествующему взгляду Алёны, его планы были каким-то образом нейтрализованы.
- Ну что ж, - сказал профессор наугад открывая брошюру, - Почитаем...
И он углубился в чтение. Буквы сливались в слова, слова - в предложения, предложения - в образы...
Непроницаемая белая пелена тумана... Туман постепенно сдвигается влево, и взгляду открыватся безмолвный застывший горный ландшафт - вокруг только лёд и снег. Высоко наверху сияет жёлтое ослепительное солнце. Слева, на искрящейся поверхности ледника виден круглый календарь. Это белый диск с нанесёными на него отметками - тут и цифры, и какие-то непонятные знаки... Этот календарь определяет судьбу вселенной: поворот диска на одно деление - и ослепительное жёлтое солнце погаснет, и мир погрузится в пучину тьмы, и монстры из царства мёртвых хлынут через отворившиеся порталы, и боги и смертные содрогнутся... У кого хватит сил и мужества повернуть календарь? Поворот - и вечные льды покроют континенты и моря, и тепло солнца никогда не достигнет земли... Поворот - и бушующие потоки вод обрушатся с заледеневших гор, и жара станет невыносимой...
- Что это такое? - профессор поспешно снял с головы наушники и снова взглянул на брошюру, - «Инструкция по эксплуатации холодильника...» Что это за наваждение? Какой вариант почерка лежал в сканнере?
Все повернулись к сканнеру. Крышка была открыта, и - никакого листка бумаги на стекле...
- Стой, погоди! - Алёна догнала Руслана уже на лестнице, - Что это был за почерк?
Руслан молча протянул ей лист бумаги заполненный странными монстрами и чудовищами как бы заключёнными в квадратики со сглаженными углами...
- Что это такое? - удивилась Алёна.
- Это страничка из Мадридского кодекса майя, - сказал Руслан, - Одного из четырёх уцелевших.
- И что тут написано?
- Не знаю, но думаю, что наш профессор это прочувствовал, - улыбнулся Руслан.