Быль об Эболе. Станет ли новая лихорадка СПИДом XXI века

Sep 18, 2014 20:00




Африка. Колыбель человечества, где оно играючи переживало свои детские болезни в блаженном неведении о том, что с ним происходит и чем это может закончиться. Где-то глубоко в джунглях микроскопические возбудители этих болезней до сих пор живут в телах животных и насекомых. Иногда они вступают в контакт с «взрослым» человечеством и кажутся ему апокалиптической катастрофой, которая запросто может смести людей с лица Земли.

В августе 2014-го Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку геморрагической лихорадки Эбола в Гвинее, Сьерра-Леоне и Либерии угрозой мирового масштаба. Число погибших перевалило за тысячу, появилась первая жертва в Европе. ВОЗ признала, что не в состоянии контролировать распространение вируса.

Выход из джунглей



Официальная история вируса Эбола началась в 1976 году. Вполне вероятно, что он существовал и раньше. Есть даже версия, что эта крошечная «вареная спагеттина» (так выглядит Эбола под микроскопом) является одним из древнейших микроорганизмов на Земле и плавала еще в первичном бульоне. Однако до 1976 года ей не удавалось попасть под микроскоп ученых-вирусологов.

Итак, это случилось в начале сентября 1976 года. По крыше госпиталя Ямбуку, который был по совместительству миссией бельгийских монахинь и стоял на границе дождевых лесов в долине реки Эбола, молотил дождь. Высоко в небе шелестели кроны огромных тропических деревьев, по которым каскадом проносились обезьяны. Монахини привыкли к сырости и, ловко задрав подолы, шлепали по лужам с утренней службы. Две сестры завернули к крыльцу, которое вело в приемный кабинет госпиталя. Там уже стояла очередь: сюда приходили со всех окрестных деревень - перевязать рану, сделать укол или получить таблетку. С утра сестры доставали пять новых шприцев с иглами и кололи ими целый день, только изредка споласкивая иголки в воде. Про СПИД тогда никто и слыхом не слыхивал. Вскоре после открытия в кабинет заглянул учитель из соседней школы и попросил вколоть ему что-нибудь от малярии: его потряхивало со вчерашнего вечера.




Через несколько дней учитель упал в приемном покое госпиталя Ямбуку и умер в судорогах, забрызгав стены кровью, которая шла горлом, текла из глаз и из носа. Еще через несколько дней в пятидесяти деревнях вокруг госпиталя люди стали умирать от похожих симптомов. Эпидемия охватила регион, как лесной пожар. Смертность приближалась к 90 процентам. Только вирус бешенства превышает этот порог, однако есть вакцина против бешенства. В данном случае было совершенно непонятно, как помочь больным. Вскоре начали умирать и сами монахини. Одну из них было решено отправить на обследование в столицу Заира, Киншасу. Сестра в сопровождении подруги вылетела самолетом местных авиалиний. Однако, несмотря на наличие в столичном госпитале самого современного на тот момент медицинского оборудования, она скончалась через несколько дней. Вскоре ее подруга также почувствовала озноб, тошноту и головную боль, что свидетельствовало о начале таинственной болезни.



В столичном госпитале за монашками ухаживала медсестра по имени Майинга - амбициозная девушка из хорошей семьи, которая через пару недель собиралась уехать учиться в Европу. После смерти своей второй подопечной она тоже почувствовала резкие головные боли, однако пару дней не обращала на это внимания. Когда боль усилилась и появился озноб, девушка запаниковала. Она отказывалась верить в то, что заразилась от монахинь, и убеждала себя, что это обыкновенный грипп. Майинга понимала, что если она сейчас сляжет, то ее закроют в карантин. Поэтому она решила быстро сделать документы на выезд в Европу, чтобы успеть уехать до того, как болезнь станет очевидной. Она сбежала с работы и в течение двух дней ездила по всей Киншасе, сидела в длинных очередях в государственных учреждениях и посольствах, отчаянно борясь с тошнотой и лихорадкой. На третий день боли стали невыносимыми. Она вернулась в свой госпиталь, и там ее немедленно поместили в изолированную палату интенсивной терапии. Но было уже слишком поздно.



До Киншасы с разных сторон дошли слухи об эпидемии на севере, и зараженный район был изолирован: капитаны речных судов отказывались приставать к берегу в тех местах, на станциях не останавливались поезда. Тем временем известие о том, что зараженная страшным вирусом девушка два дня ездила по посольствам и официальным учреждениям Киншасы, мгновенно разнеслась среди городской элиты. Поднялась паника: никто не знал, кто мог заразиться от Майинги. Возможно, этот человек был иностранцем. Возможно, его уже нет в стране. По дипломатическим каналам новость дошла до Европы. Оттуда тут же потребовали образцы крови Майинги, и они были оперативно отосланы в Европу и Америку. Именно американские ученые и вычленили новый смертельный вирус, который был назван «Эбола» - в честь реки, с берегов которой он вторгся в цивилизованный мир. Медсестра вскоре умерла, однако штамм вируса, выделенный из ее крови, до сих пор хранится в крупнейших вирусологических лабораториях мира и служит индикатором для определения вируса Эбола-Заир.

А что же эпидемия? Паника в Киншасе оказалась напрасной. От Майинги никто не заразился. В изолированных регионах на севере эпидемия также угасла сама собой. Общее число жертв составило 280 человек. Однако вирус по-прежнему жил где-то в джунглях в неизвестном носителе, и ему предстояло еще не раз напугать человечество.

Эпидемия-2014

В настоящий момент в Африке бушует самая массовая и неконтролируемая эпидемия вируса Эбола-Заир с момента его открытия. Она началась в декабре 2013 года в Гвинее, однако была зарегистрирована лишь в марте 2014-го. К лету вспышка распространилась на три соседние страны: Либерию, Сьерра-Леоне и Нигерию. Количество погибших от вируса за время этой эпидемии уже сейчас приближается к общему числу жертв вируса за всю его историю. Случаи лихорадки Эбола зафиксированы в Европе и США.



Как скоро наступит зомби-апокалипсис и зараженные люди начнут падать прямо на улицах, фонтанируя кровью, насыщенной болезнетворными вирусами? К счастью (хотя есть подозрение, что сейчас ты разочарованно вздохнешь), такого финала не предвидится. Маловероятно, что вирус вообще не выйдет из-под контроля за пределами Африки. Ведь заболевшие граждане Испании и США, работавшие в африканских миссиях, были осознанно вывезены на родину умирать - под полным конт­ролем, исключая возможность дальнейшего заражения (надо сказать, американцы выжили - вероятно, сработал опытный препарат). Вообще, главная проблема наступления Эбола-апокалипсиса - это низкая заразность вируса. Нет, если бы больные кусали здоровых людей, заражение бы происходило. Однако за больными лихорадкой Эбола такого не замечено.



Эбола может бесконтрольно распространяться только в африканских бытовых условиях, в контексте африканского менталитета и африканского здравоохранения. Во-первых, во многих областях там категорически не хватает чистой воды даже для питья, поэтому не удивительно, что люди могут не помыть руки после того, как обнимали родственника, погибшего от лихорадки Эбола. Во-вторых, обнимать зараженных усопших, а также освобождать «из заточения» помещенных в карантин больных родственников - абсолютно неискоренимая традиция в африканской глубинке. Кроме того, врачи там всегда находятся под подозрением (хорошо еще, если их не побивают камнями) - ведь неизвестно, что у них там за шайтан-игла в чемоданчике. Кстати, подозрения небезосновательны: африканское здравоохранение до сих пор в среднем тратит на больного около 30 копеек! Какие уж тут одноразовые перчатки, шприцы и прочие церемонии? Нет ничего удивительного в том, что медицинские работники являются основными жертвами и переносчиками вируса Эбола в Африке. Надо учитывать и то, что в той же Сьерра-Леоне гражданская война разрушила остатки того, что называлось системой здравоохранения в стране. Еще один интересный факт: почти при 90-процентной смертельности вируса Эбола и полном отсутствии каких-либо вакцин или иных способов лечения этой лихорадки число умерших от нее даже в разгар эпидемии в отдельно взятой африканской стране (допустим, Сьерра-Леоне) за месяц значительно ниже, чем от обыкновенной малярии или кишечной инфекции.



Основная причина в том, что вирус заразен только на последней стадии болезни, когда больной истекает кровью, и только при контакте с открытой раной или слизистыми оболочками другого человека. Так что возможность того, что какой-нибудь зараженный, но с виду вполне здоровый пассажир африканских авиалиний разнесет болезнь по всему миру, практически исключена.

Рестонский инцидент



А теперь утешительные новости для фанатов «Ночи живых мертвецов»: на самом деле штамм вируса Эбола, передающийся воздушно-капельным путем, существует. Причем он был впервые обнаружен не в Африке, а в 1989 году в США, в десяти милях от Вашингтона.

Все началось со звонка некоего ветеринара в военный вирусологический центр - USAMRIID. Он сообщил, что обезьяны в подконтрольном ему питомнике в Рестоне (респектабельный столичный пригород, состоящий из зеленых парков и дорогих коттеджей) охвачены какой-то странной эпидемией. Обезьяны поставлялись для опытов в лаборатории по всей стране и проходили в Рестоне карантин. Ветеринар слышал, что в USAMRIID есть специалисты по болезням приматов, и предполагал, что их, возможно, заинтересует новый вирус. Ему повезло: он попал на доктора Питера Джарлинга, который был известен в институте как «охотник на вирусы» и немедленно выказал живой интерес. Образцы были доставлены в USAMRIID.



Через неделю после этого звонка в Рестоне началась первая в истории США операция по обезвреживанию биологически опасного агента на территории страны. Вирус, которым были заражены обезьяны, оказался практически идентичным вирусу Эбола-Заир. Главное отличие заключалось в том, что эпидемия распространилась по всему питомнику в отсутствие близких контактов между приматами; более того, вирус проник из одной изолированной комнаты в другую. Единственный способ, которым он мог это сделать, - через вентиляцию, то есть воздушно-капельным путем. В USAMRIID не исключали, что заражены уже ближайшие окрестности Рестона. Но в первую очередь следовало уничтожить обезьян. Чтобы это проделать, специалисты в костюмах химзащиты зашли в питомник с заднего входа, тщательно скрываясь от журналистов. Если бы пресса пронюхала про смертельный вирус, началась бы паника. Все прошло гладко, на тот момент никто ни о чем не узнал.

Дальше потянулись дни мучительного ожидания: заболеют ли работники питомника, которые были в контакте с обезьянами? Их кровь по итогам тестирования дала положительный результат на рестонский штамм вируса Эбола. Однако Америку спасло чудо: никто из людей, контактировавших с приматами, так и не испытал недомогания. Вирус был не опасен для человека.

В USAMRIID (по крайней мере, если верить книге «Горячая зона» Ричарда Престона) не хотели даже думать о том, что будет, если вирус Эбола-Заир случайно скрестится с Эбола-Рестон...

Течение болезни. Хронология Начало Инкубационный период может длиться до трех недель. При этом зараженный чувствует себя абсолютно нормально, в месте контакта вируса с его организмом нет никаких видимых изменений. Хорошая новость состоит в том, что он в этот момент не заразен для окружающих. Плохая - в том, что вирус начал размножаться в клетках и не существует никаких способов остановить это, даже если диагностировать заражение на ранней стадии.

7-10-й день Болезнь начинается с резкой головной боли - как правило, на седьмой день после заражения. Вирус выходит из клеток тела, где осуществил первичное размножение, и начинает распространяться по организму с током крови. При этом разрушенные эритроциты образуют в крови жертвы сгустки, которые закупоривают капилляры. Именно из-за этого начинается головная боль: ток крови к мозгу сокращается и его клетки начинают умирать.
10-14-й день Зараженного вирусом Эбола начинает тошнить и лихорадить, развивается расстройство желудка, возможны боли в горле, напоминающие ангину. В этот момент болезнь можно принять за тяжелую форму гриппа или малярию. Однако есть несколько важных деталей, отличающих лихорадку Эбола. Во-первых, это покраснение белков глаз. Во-вторых, сыпь из красных звездочек по всему телу. Все это происходит из-за разрыва капилляров. В-третьих, лицо больного начинает принимать характерное «бездушное» выражение, напоминающее зомби. Соединительная ткань под кожей его лица начинает разрушаться, и оно больше не способно выражать эмоции. Однако человек все еще в состоянии выполнять основные функции, в некоторых случаях даже ходить на работу. Впрочем, из-за разрушения мозга личность его претерпевает кардинальные изменения: больные становятся раздражительными, параноидальными, возможны даже психические расстройства*.
13-16-й день Тошнота усиливается и превращается в «черную рвоту», которая свидетельствует о желудочном кровотечении. Эти рвотные массы чрезвычайно заразны. Возможны кровотечения из носа, век и десен, внутренние кровотечения. Звездочки на коже превращаются в лиловые синяки. Печень, селезенка и мочевыводящая система больного отказывают - из-за недостатка кровоснабжения эти органы уже фактически мертвы и начали разлагаться. Впрочем, все остальные ткани и органы, кроме костей, тоже поражены, вирус начал превращать их в зараженный кисель, наполненный собственными копиями. Организм человека на этом этапе представляет собой биологическую бомбу.
16-23-й день Как правило, на 8-9-й день после проявления первых симптомов «бомба» взрывается: начинается обильное кровотечение из всех полостей тела, сопровождаемое конвульсиями, разбрызгивающими кровь с вирусом в разные стороны. При этом ее невозможно остановить: эритроциты разрушены и она не свертывается. В течение суток человек умирает.

Пути заражения

Вирус Эбола слишком быстро убивает людей, поэтому для его существования необходим более устойчивый природный носитель - животное или насекомое, для которого он не является смертельным. Какое существо является природным носителем Эбола, остается загадкой. Вероятнее всего, фруктовые летучие мыши. Возможно, заражение происходит через контакт человека или приматов с пометом этих мышей. Приматы точно так же подвержены геморрагическим лихорадкам, как и люди. Укус зараженной обезьяны и даже просто контакт с ее мясом, кровью или экскрементами смертельны для человека. По одной из версий, вспышки эпидемии лихорадки Эбола в Африке могут быть вызваны употреб­лением в пищу обезьяньего мяса в удаленных диких деревнях

Эпидемия, Опасно, Интересно

Previous post Next post
Up