Недавно олигарх Михаил Прохоров объявил о продаже проекта «Ё-мобиль» за смешную сумму в 1 евро. Самое время вспомнить крупные сделки, цена которым грош.
«Выгодный» автопром
Михаил Прохоров в очередной раз решил удивить своих соотечественников, продав раскрученный и всеми ожидаемый проект «Ё-мобиль». Согласно изначальной концепции, будущая новинка отечественного автопрома должна была не только обойти всех западных конкурентов в экологичности (мотор предусматривал работу на электричестве), но и стать русским фольксвагеном («народным автомобилем»). При этом, будущим клиентам, которые уже успели записаться в очередь за новым чудом техники, обещали доступную цену.
Но их ждало разочарование, проект был продан Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту за 1 евро, что на финансовом языке означает de-facto закрытие проекта из-за его нерентабельности. Сами руководители Ё-мобиля аргументируют, что в условиях нынешнего авторынка стоимость чудо машины стала бы запредельной, вплоть до миллиона рублей, что сделало бы невозможным его распространение как народного авто.
Команда за гроши
Кстати, все тот же Прохоров когда-то сам приобретал крупные проекты «на распродаже». В 2009 году он выкупил контрольный пакет акций клуба НБА (Национальной Баскетбольной Ассоциации) «Нью-Джерси» всего за 1 доллар. Правда, «малой кровью» отделаться не удалось. Тогдашняя команда-аутсайдер баскетбольного мира, которая умудрилась проиграть 69 игр из сезонных 81, требовала серьезных вложений и обошлась олигарху, как минимум, в 200 миллионов долларов. К тому же, перед сделкой он бросил на полпути поддержку отечественного баскетбольного клуба ЦСКА, заявив, что в последнем «убивают» молодые дарования. Хотя, скорее всего, здесь дело не в негативной спортивной оценке, но в недостаточной раскрутке баскетбола в нашей стране. Другое дело, Америка, где атрибутика, фото с кумиром и прочие аксессуары мира болельщиков поставлены на конвейер.
Падший Челси
Сегодняшний гигант футбольного мира - клуб Челси тоже когда-то ушел с молотка за смешную сумму в 1 фунт, во время очередной черной полосы в своей истории. Все произошло в 1975 году, когда после резкого рывка на вершину футбольного Олимпа (в 1970 году команда взяла кубок Англии), клуб резко был свергнут вниз. Новый наставник команды Дейв Секстон не учился на ошибках предшественников и принял решение продать двух ключевых игроков - Осгуда и Хадсона. Результаты команды резко упали, и Челси скатилось во второй дивизион, вылетев из большого футбола. Умирающий клуб было продано за 1 фунт стерлингов предпринимателю Кену Бэйтсу. Новый владелец быстро вернул команду в класс сильнейших, где они и осели. Следующему покупателю, российскому олигарху Абрамовичу пришлось выложить уже круглую сумму в 140 миллионов фунтов, плюс расходы. Зато теперь каждый английский школьник знает, какие губернаторы на Чукотке.
Практика показывает, в бизнесе нужно уметь быть терпеливым. Например, Александр Мамут, буквально, дождался «скидочного сезона». В 2003 году он выступил инициатором покупки «Торпедо» за 30 миллионов долларов, с отсрочкой выплаты на три года, но тогдашний владелец запросил всю сумму сразу и сделка не состоялась. Через шесть лет, команда досталась Мамуту практически бесплатно, за все тот же пресловутый 1 доллар.
Дайджест ценою в фунт
В 2009 году о банкротстве объявил журнал Reader’s Digest, который издавался с 1921 года. В России эта компания прославилась, в основном, продажей книг по почте и рассылкой, так называемых, «писем счастья», которые обещали покупателям золотые горы за «еще одну покупку на сумму 1000 рублей». Специальные предложения и спам не спасли контору от кризиса 2008 года, и уже в 2009 году было объявлено о банкротстве Reader's Digest. Журнал был продан предпринимателю Майклу Люквеллу, известному за свои инвестиции в медийные и телекоммуникационные проекты. Но «тонущая лодка» не всплыла. Следующее заявление о банкротстве было подано уже в 2013 году. На этот раз ее спас 11 параграф американского Закона о банкротстве, который защищает компанию от нападок кредиторов на момент преодоления кризиса. Несмотря на все эти трудности, Readers Digest все еще держится на плаву и, возможно, скоро отпразднует свой столетний юбилей.
Сто копеек
За символическую цену продал свою авиакомпанию Red Wings Александр Лебедев, после того как последняя лишилась лицензии в результате катастрофы во Внуково в декабре 2012 года. Без "разрешения на вылет", единственным шансов выжить для компании была ее покупка государственными структурами. Чтобы не осложнять ситуацию, Александр решил не торговаться и продал Red wings, в авиапарке которой находилось 8 самолетов, за рекордные 100 копеек государственной авиастроительной корпорации. Результат налицо - летать рейсами Red Wings можно и сегодня.
Потопленный Barings
Долгожительство на рынке - не признак надежности. Это доказал на собственном примере старейший английский банк Barings, который в 1995 году был вынужден объявить о банкротстве. «Непотопляемая машина» пошла на дно как Титаник, а все благодаря заслугам его "капитана" - молодого трейдера Ника Лисона, которого считали «финансовым вундеркиндом». На деле, никаким гением он не был, просто умело пускал пыль в глаза. Его операции на бирже приносили лишь убытки, которые он удачно выдавал за доходы. Ник оказался слишком амбициозным, чтобы делать небольшие деньги на сделках с гарантированной доходностью и годами зарабатывать прибавку к жалованью, он рисковал на несанкционированных операциях и, в конце концов, проиграл. 23 февраля 1995 года после окончательного разорения банка (убытки банка в два раза превысили его капиталы) он сбежал, оставив начальству лаконичную записку «Сожалею, шеф». Barings рухнул. Деньги вкладчиков Barings в размере $4 млрд "сгорели" сразу же после объявления банкротства. Королевская семья, будучи вкладчиками Barings потеряла 2 млн рублей. Он был продан голландской банковской группе ING всего за 1 фунт, став одним из ее подразделением.
«Дальше некуда»
Самой дешевой крупной сделкой можно назвать, пожалуй, прошлогоднюю покупку списанного авианосца ВМС США «Форрестол», который приобрела техасская компания All Star Metals всего лишь за 1 цент. Для сравнения стоит сказать, что когда-то судно считалось чудом техники, на создание которого бюджет выделил 217 млн долларов - около 2 млрд долларов по сегодняшним меркам. «Ветеран» морских сражений был назван в честь Джеймса Форрестола - бывшего министра ВМС и первого министра обороны США. После вынужденного выхода в отставку в 1949 году тот впал в депрессию и покончил с собой. Правильно говорят «Как лодку назовешь, так она и поплывет». Последние 20 лет судно ржавело без дела в портах Филадельфии, а после стольких лет простоя совершила свое последнее путешествие - в место утилизации.