Эволюция образа главного супергероя планеты за 75 лет.
Самый коммерчески успешный супергерой, ставший символом мечты человечества о справедливом и сильном защитнике, отмечает в этом году 75-летие, появляясь в новом образе в фильме «Человек из стали».
За свою долгую историю Супермен не раз менял внешность, склад характера и отношение к жизни - то под влиянием политической и культурной ситуации, то стараясь не терять популярности. Trendymen.ru отследил 10 самых важных этапов в экранной и бумажной биографии супергероя.
Action Comics, 1938
Персонажа, ставшего прародителем всех супергероев на бумаге и экране, придумали еще в 1933 году двое подростков - Джерри Сигел и Джо Шустер, опрометчиво продавшие права на свою идею издательству DC Comics всего за 130 долларов. Однако официальным днем рождения Супермена принято считать 1938 год - тогда герой в красном плаще впервые появился на обложке Action Comics с поднятым над головой автомобилем. Благодаря усилиям издательства DC Comics о Супермене узнала вся Америка. Основные моменты его биографии с тех пор остались неизменными: единственный уцелевший житель планеты Криптон растет в Америке в приемной семье под именем Кларка Кента, обнаружив в себе сверхспособности, он начинает помогать слабым и угнетенным в образе Супермена, а в обычной жизни работает журналистом в газете.
Мультфильмы Макса Флэйшера, 1941 - 1943
В 1941 году Супермен впервые дебютировал на экране - братья Флэйшеры, авторы «Моряка Папая» и «Бетти Буп», создали серию коротких анимационных историй с участием Супермена. Здесь окончательно сложился его патриотический образ «американского героя». Помимо борьбы с традиционными врагами, Супермена привлекли к решению актуальных военных задач: вычислению японских и немецких шпионов и борьбе с диверсантами. Также в мультфильмах Флэйшера впервые прозвучали знаменитые фразы: «Это птица! Это самолет!» и «Быстрее пули, сильнее локомотива, одним прыжком он оказывается на крыше высокого дома».
Первый сериал о Супермене, 1948 - 1950
В 1948 году Columbia Pictures взялась за первую экранизацию супергеройской истории. Первым актером, сыгравшим Супермена и Кларка Кента, стал Кирк Элин. К этому времени Супермен начал обрастать социальными связями: во втором эпизоде сериала, «Атомном человеке против супермена», герой впервые встречается со своим главным врагом Лексом Лютором и возлюбленной Лоис Лейн, коллегой по работе в Daily Planet. Интересно, что Ноэль Нилл - актриса, сыгравшая Лоис, появлялась и в экранизации 1978 года в роли матери Кларка, и в эпизодической роли в «Возвращении Супермена» 2006 года. Несмотря на всю бедность спецэффектов (Columbia даже не решилась разориться на подвесные тросы, нарисовав полет Супермена вручную), сериал имел беспрецедентный успех у зрителей.
Приключения Супермена, 1952 - 1958
Убедившись в успешности героя, в 1952 году Columbia наконец-то решается на запуск цветного сериала «Приключения Супермена». Главную роль получил Джордж Ривз, ставший экранным воплощением супергероя на многие годы вперед. Времена холодной войны отразились на сериале, сделав многие его эпизоды чересчур политизированными, или, напротив, абсолютно «стерильными». В эти годы Супермен предстает в образе этакого идеального бойскаута, сражающегося с бандитами и преступниками, подрывающими «общественные устои». В 1958 году внезапная смерть Джорджа Ривза прервала экранизации комикса почти на 20 лет.
Супермен, 1978
Фильм Ричарда Доннера можно считать первым современным воплощением комиксового героя. На главную роль претендовали Шварцнеггер и Сталлоне, но утвержден был никому не известный на тот момент актер Кристофер Рив. Он удачно справился с изображением внутренних противоречий, которыми впервые наградили Супермена авторы фильма: герой разрывается между личной жизнью с Лоис Лейн и выполнением своей великой миссии. «Сексуальная революция», окончательно свершившаяся к 1978 году, также дала свои плоды: к обязательным качествам Супермена впервые добавилась физическая привлекательность, и с тех пор на роль супергероя берут только высоких подтянутых красавцев.
Смерть Супермена, 1992
В 1980-е и в начале 1990-х годов дела у Супермена шли не очень хорошо. Продолжения фильмов с Ривом провалились, а на фоне многочисленных новых супергероев персонаж в синих рейтузах выглядел безнадежно устаревшим. DC Comics пошли на решительные меры и начали выпускать серию «Смерть Супермена», где тот жертвовал собой, чтобы спасти мир от пришельца Думсдея. Поклонники взбунтовались, и нужный эффект был достигнут - рейтинги Супермена вновь поползли вверх, а DC Comics поспешно воскресили героя.
Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена, 1993 - 1997
Вернув себе былую популярность, в 1990-х годах Супермен наконец-то вплотную занялся своей личной жизнью: в сериале «Лоис и Кларк» герой и его подружка наконец-то решили пожениться. Романтическая версия супергеройской истории, в которой эпизодов семейного быта чуть ли не больше, чем сцен битв со злодеями, а сами герои напоминают персонажей «Санты-Барбары», покорила сердца женской части аудитории.
Тайны Смолвиля, 2001 - 2011
Создатели сериала «Тайны Смолвиля» решили пойти по нестандартному пути: в истории про подростка Кларка Кента совсем нет трико и полетов, а проявления супергеройских способностей сведены к минимуму. Это позволило сосредоточиться на внутреннем мире взрослеющего героя и его отношениях с людьми. Актер Том Уэллинг удачно воплотил образ уникального подростка, а сериал снимался десять лет подряд, став самой долгоиграющей телевизионной сагой по мотивам комиксов.
Возвращение Супермена, 2006
После множества провальных сценариев и неудачных попыток Супермен наконец-то вернулся на большой экран - в исполнении Брендона Рута, который, так же, как когда-то и Кристофер Рив, был никому не известным сериальным актером. Постановку доверили режиссеру Брайану Сингеру, снявшему «Людей Икс». «Возвращение» выдержано в довольно мрачном духе - отношения с Лоис Лейн у героя разладились, а общество, которое он по-прежнему стремится оберегать и защищать, никогда не сможет до конца понять его.
Человек из стали, 2013
Режиссером новой части выступил Зак Снайдер («300 спартанцев», «Хранители»), а продюсером - Кристофер Нолан, автор «Темного рыцаря». В «Человеке из стали» образ, намеченный «Возвращением», оформился окончательно - Супермен, которому одинаково надоели оба его воплощения, выглядит задумчивым и мрачным и с трудом справляется с проблемами адаптации в обществе. Отдельного упоминания заслуживают метамарфозы канонического костюма, который стал гораздо серьезней и теперь напоминает броню или кольчугу. Как бы ни была непривычна такая трактовка характера американского героя номер один, она явно не будет последней. Ведь для супергероя 75 лет - еще далеко не пенсионный возраст
©