Заговорили о «кто-нибудь много раз переписывает, перерисоввывает свои работы?»...
Я, например, никогда )), и если по какой-то причине не дорисовал сразу - уже не дорисую. Вне зависимости от «получилось-не получилось».
Честно говоря, я не знаю что такое «пока не получится», поскольку идея носится до ее умирания или полного созревания, когда картинку ясно и в деталях видишь перед собой - только перенести на лист. Если «не получилось» - одно из двух - или неверно выбраны критерии оценки, а значит ты сам «сырой», или… или один хрен «сырой», поскольку идея оказалась для тебя неподъемной и ты не то чтобы чмо, но дитя - взрослей, может быть когда-нибудь…
Поэтому, не представляю, что заставило бы второй раз подойти, не говоря о третьем-двадцатом. Каждый раз будет другая работа, а не та же, я ж меняюсь, происходит переоценка ценностей, идея раскрывается, приобретает иные оттенки, может смещаться акцент в общем контексте, может оказаться ложной и т. д.
Про ученичество в смысле начального, азбучного, нет смысла говорить, там иные задачи и вообще все иное… да и давно было.
Что до «скучно» второй раз, как иногда говорят, то подразумевается - что привело идею к жизни и заставило ее воплотить в материале, умерло вместе с реализацией - каждый штрих, мазок, - старение и путь к смерти, где момент смерти идеи, а значит и чувства, совпадает с последней точкой на листе - всё, умерла (нарисовал), трупы нас не интересуют - в морг нафиг. И доставать из морга чтобы раскрасить морду этому франкенштейну, - это «скучно»))).
И «перерисовывать» не зависит от умения или неумения - это черта характера. И таких людей, которые «плавают» «без царя в голове», отпускать в «свободное плавание» нельзя ))) - им нужен учитель, наставник, который будет их вести, по сути, к ним самим, от внешней суеты, в которой «глаза разбегаются» и человек не имеет внутреннего стержня, четких критериев - кредо, к самоосознанию и формированию этого внутреннего ядра, без которого - бесконечная суета что по жизни, что в работе, творчестве. Но и вести бесконечно невозможно - всегда существует точка «приговора» - это не твой путь, ты идешь вслед за иллюзией, решив, что тебе это надо, это твое, пытаясь достигнуть и соответствовать, но оно как линия горизонта или мираж, с каждым шагом будет на столько же удаляться... бег на месте. И это тоже надо уметь принять )), проснуться, протрезветь, и здесь тоже роль учителя - не укоренять в иллюзии, но и не разбивать ее самому, преждевременно (создавая внутренни образ мученика в человеке, который еще более укрпит его в иллюзии) - привести к самоосознанию - задача учителя )).
И вот что интересно... Разумеется, проводишь параллели с иным деланием. Всё то же самое, за исключением «возврата» - это с точностью до наоборот. Ты будешь возвращаться и возвращаться, и это раскрытие творчества а не «затирание акварели». Всякий раз, возвращая(сь) тебя вновь и вновь к казалось бы пройденному и усвоенному, ты не возвращаешься «в то же смое место», но в ином качестве понимания, широте и глубине связей, отношений, принципов, с видением и осознанием обогащенной инфраструктуры более тонких связей, с кристаллизацией единого принципа во многом, - и здесь это уже не бег на месте, а движение. Да, оно бесконечно, в том смысле, что нет точки, в которой можно остановиться и сказать - я достиг - ты вечный путник, но внешнее уже не довлеет как в профессии и всем внешнем...
Но роль пастыря все та же )))).
Ведь по сути, всё очень просто))), конструктор…