ИКВИ 09 - Magnavox Odyssey

Dec 30, 2011 10:22






Основные данные

Название:

Odyssey

Производитель/разработчик:

Magnavox

Страна:

США

Поколение (условно):

1

Год выпуска:

1972

Цена:

99,95 долларов (оригинальная цена, 1972), 75 долларов + 2,1% налог на продажу (1974)

Дополнительные данные

Годы производства:

1972-1975

Данные о продажах:

330-350 тыс. (1972-1974), в т.ч. 100 тыс. (1972)

Количество игр (официальных):

28

Технические данные

CPU

нет

Звук

нет

Медиа-носитель

нет (картриджы - условно)

В 1972 году произошло знаменательное событие, собственно тогда оно и не было таким знаменательным, вышла первая в мире игровая домашняя консоль, "Odyssey" от компании Magnavox. В то время это было в новинку, рынка домашних игровых систем просто не существовало, да и вообще никто не был готов к видеоиграм. Тем не менее, 24 мая 1972 года, она была продемонстрирована общественности, а уже в августе того же года начались официальные продажи, по цене около 100 долларов.

Первые продажи были необычайно низкими, возможно, виной которых был плохой маркетинг. Кроме того, компания Magnavox занималась продажей собственных телевизоров, поэтому многие потенциальные покупатели думали, что эта система работает только на телевизорах марки Magnavox. Как бы то ни было, но в первый год продаж удалось реализовать примерно 100 (по некоторым данным - 80) тысяч консолей. Всего же до конца производства в 1975 году будет продано 330 тысяч (по сведениям Баера - 350 тысяч).

Но, "Odyssey" продавался не только в Соединенных Штатах. Вскоре, в других странах появились клоны приставки, лицензированные или нет, которые выпускались другими компаниями и продавались соответственно не под торговой маркой Magnavox. Свои версии были в Европе и Латинской Америке. Отличия от оригинала были чисто внешние, общие принципы работы оставались прежними. Изменения касались корпуса, типа питания, компоновки, набора игр, некоторые из которых могли выглядеть не так как в оригинале, а некоторые отсутствовать, также переводилась документация.


Система.


            Magnavox "Odyssey" считается аналоговой игровой системой, она была собрана на основе 40 транзисторов и 40 диодов, и не содержала никаких микрочипов. Однако, создатель консоли, Ральф Баер (Ralph Baer), с этим не согласен. Он считает, что она больше цифровая, чем аналоговая. Несмотря на то, что использовались аналоговые цепи для вывода (управление), а консоль состояла из дискретных компонентов, но электронные сигналы (генераторы мяча и игроков, генераторы синхронизации, диодная матрица и т.д.), посылаемые между частями системы были цифровыми.

Возможности системы, в плане графики, были весьма скромными. Но, важно было то, что любой обладатель этой системы, мог прийти домой, подключить консоль к телевизору и играть в видеоигры, пусть и достаточно простые, но тем не менее. Никогда еще видеоигры не были так близки к обычному обывателю. Из предыдущего опыта, можно вспомнить только не очень удачный запуск первого коммерческого игрового автомата. Но аркадные игровые автоматы это одно, а здесь появлялась возможность играть в игры дома.

"Odyssey" питалась от шести батареек размера "C", но при желании можно было купить отдельный блок питания, чтобы подавать питание от сети. Кроме переходника к телевизору, в комплекте шли картриджи и различные дополнительные элементы для игр. Картриджи, нужно было вставлять в специальный разъем в приставке, чтобы выбрать игру. Сами картриджи не были носителями информации и не содержали игр, это были всего лишь перемычки, которые меняли работу схемы. Дело в том, что если не считать тенниса, то игры, сами по себе, не содержались и внутри системы. Вставляя картридж, мы меняли работу схемы, а заодно и то, что изображено на экране и то, как оно взаимодействует. То, что получалось на экране, не было полноценной игрой, и чтобы сделать ее такой использовались дополнительные элементы - игровые поля, карточки, кубики, правила, описанные в руководстве и так далее, прямо как в настольных играх. Была только одна игра, в которую можно было играть без дополнительных элементов.

Как уже отмечалось, картинка выдаваемая на экран была довольно простой. Система могла создать, два белых квадрата, которые управлялись каждым из игроков, белую полоску, разделяющую экран и белый квадратик поменьше, который взаимодействовал с игроками и выполнял роль мяча. И все, ну разве что, сплошной черный фон, на котором все это и отображалось. Даже звук отсутствовал.

Управление.

Для управления в игре применялись специальные контроллеры (блоки управления), отдельно для каждого игрока. Контроллер, представлял собой пластмассовую коробку, с элементами управления на ней. Для перемещения своего объекта с левого и правого бока располагались специальные вращательные ручки. Левая, отвечала за перемещение по горизонтали, правая - по вертикали. Кроме того, в левую ручку сверху была приделана еще одна поменьше, которая отвечала за "английский эффект" или другие дополнительные функции. Английский эффект применялся по отношению к "мячу", меняя траекторию его полета. Дело в том, что траектории отскока мяча были слишком примитивными, а английский эффект делал игру интересней, мяч при полете раскачивался из стороны в сторону. Управление этим эффектом было организовано так, что когда мяч летел слева направо, то есть от левого игрока к правому, у левого игрока "английский эффект" становился активным и он мог использовать его, вращая соответствующую ручку. Когда мяч летел уже в противоположную сторону, эффект отключался для левого игрока и становился активным для правого. Кроме этого, на блоке управления имелась кнопка "сброс" ("reset"), чтобы вернуть игру к начальным условиям. Когда мяч покидал границы экрана, игра не прекращалась, поэтому ее приходилось сбрасывать, чтобы разыграть следующий мяч.

Игры. Общие понятия.




Графика Magnavox "Odyssey" выглядела слишком примитивно, и хотя других конкурирующих домашних видеосистем у нее не было, ей все равно приходилось бороться, например, с красочными настольными играми, и другими семейными развлечениями. Разработчики попытались избавиться от этого недостатка, придумав красочные пластиковые накладки (overlays). На этих накладках изображалось игровое поле и фон, который не могла генерировать система. Накладка крепилась к экрану телевизора и таким образом, получалось цветное изображение на черно-белом телевизоре. Эти накладки были полупрозрачными, так что игроки могли видеть и квадраты, которыми управляли, и "мяч", а заодно и рисунки, изображенные на накладке. Кроме того, накладки играли роль игровых полей для разных игр. На них были нарисованы границы или различные игровые элементы. Так как различные модели телевизоры отличались по размеру, то к каждой игре шли по две одинаковые накладки, также отличающиеся размерами. Одна из них размером диагонали в 18 дюймов, для телевизоров с экраном от 18 до 21 дюйма (по диагонали), другая - размером 23 дюйма, для экранов от 23 до 25 дюймов. Конечно, абсолютная точность не соблюдалась, но этого и не требовалось, главное чтобы соотношение было правильным.

Вторым недостатком, были ограниченные способности системы в плане функционала. Два управляемых элемента, один мяч и полоса посередине экрана. Много оригинальных игр из этого не придумаешь. Разработчики и с этим разобрались. К каждой игре шел собственный набор своих уникальных элементов или использовались элементы из общего набора. Кроме накладок на экран, где было расчерчено игровое поле, к некоторым играм шли различные карточки, как в настольных играх, с указанием специальных действий или сообщений, игральные кубики (кости), покерные фишки, игровые деньги, отдельное настольное поле для одной из игр и даже карта, и конечно книжка с правилами, где расписывалось как нужно играть в ту или иную игру, за что начислять очки, каких правил придерживаться и даже описаны штрафные санкции в случае их нарушения. Ни насчитывать очки, ни определять, победителя, или проигравшего, система не умела. Все это приходилось делать самим игрокам. Даже границы игрового поля отсутствовали.

Дополнительные аксессуары.

Кроме всего, для консоли продавались дополнительные аксессуары. Особой необходимости в них не было, но для удобства можно было и приобрести.

Кейс для консоли (carry case). Odyssey продавалась в картонной коробке. И для тех, кто часто ее переносил, Magnavox в 1972 году выпустила специальный пластиковый кейс. В кейс можно было сложить не только саму консоль, но и аксессуары (накладки, блоки управления, переходники и т.д.). В комплекте шла инструкция с описанием, куда и что можно положить, а также прозрачный зип-пакетик наполненный фишками для покера.

Блок питания (AC adaptor) [#1A9179]. Консоль питалась от шести "C" батареек, но Magnavox также выпустила блок питания, чтобы можно было питаться от сети. Блок поддерживал американские стандарты: на входе напряжение в 117 Вольт, а на выходе - 9 Вольт. Продавался он за 9,95 долларов.

консоли 1G

Previous post Next post
Up