История компьютерных и видеоигр. 06 - Игры для мейнфреймов и текстовые игры. Часть 2

Nov 08, 2010 08:54

Продолжение рассказа о некоторых ранних текстовых играх и/или играх для мейнфреймов.



"Baseball" ("Бэйсбол") (1971) [США]

Игра создана студентом Доном Даглоу (Don Daglow) для компьютера мейнфрейма DEC PDP-10 в колледже Помона. Фактическое написание - "BASBAL", из-за шестисимвольного названия файла.

Результаты игры печатались на бумаге в компьютерном терминале. Два игрока могли играть друг против друга, или один игрок мог сразиться с компьютерным оппонентом, а также компьютер мог управлять двумя командами, без вмешательства человека.

Бэйсбол - популярная американская спортивная игра. Но за пределами Северной Америки, не так уж и много людей знакомы с ее правилами. Проблема в том, что в отличие от многих командных игр, здесь более сложные правила. Зато, благодаря все тем же правилам, ее удалось превратить в пошаговую спортивную игру.

В начале каждого иннинга показывались имена отбивающих (бетэров) и подающих (питчеров). Игрок, который «находился» в поле вводил цифру. Он мог выбрать: подавать, провести его умышленно, размяться, или сменить питчера. А игрок управляющий выбивающим (бетэр), мог выбирать как ему отбить. Если бегуны (раннеры) были на базе, то направлять их, чтобы сделать перехват.

Когда игроки вводили команды, игра выпечатывала результаты в специальном файле, обновляя количество выбываний (аутов), очков и позицию бегунов, а также имя следующего отбивающего.

Если после девяти иннингов была ничья, назначались экстра иннинги. Когда Даглоу в 1973 году портировал игру для компьютера мейнфрейма IBM 360, этот код на тестах давал сбои, так что игра могла продолжаться тысячи иннингов, потребляя весь запас бумаги для распечатки результатов.

Также была отдельная версия игры, которая никогда не публиковалась DECUS, которая симулировала полный 1954 бейсбольный сезон. Игру продолжали периодически совершенствовать вплоть до 1976 года. Математические модели в саблеметрическом (sabermetric) стиле послужат основой для последующих коммерческих видео- и компьютерных играх о бейсболе. Даглоу продолжит развитие идеи и в 1980-х будет разрабатывать игру "Earl Weaver Baseball" изданную Electronic Arts в 1987 году.

"Star Trek" ("Звездный путь") (1971) [США]

Текстовая компьютерная игра, где игрок командовал кораблем USS Enterprise, чтобы найти и уничтожить вражеский флот Клингона (Klingon). Игра была написана на БЭЙСИК'е, и была широко распространена в конце 1970-х годов на домашних компьютерах, когда новая версия игры, "Super Star Trek", была включена в набор компьютерных игр на БЭЙСИК'е. Версия игры распространялась не только на разных языках и платформах, но и изменялась графически, став элементом субкультуры "Звездного пути".

"Star Trek" ("Звездный путь") - это популярный научно-фантастический американский сериал, который шел в Соединенных Штатах 1966-1969-х годах на NBC. Сериал рассказывает о путешествии космического корабля и его команды, процессе изучения и открытия новых, еще неисследованных «уголков» космоса.

Перед началом игры генерируется определенное количество кораблей Клингона, дружественные базы и звезды. Галактика делится на квадраты 8 на 8, которые в свою очередь также делятся на секторы 8 на 8. Количество элементов на квадрате постоянно и определяется в начале игры, однако их расположение в процессе игры может меняться (когда пользователь возвращается в уже посещаемую им однажды локацию).

Передвигаясь от квадрата к квадрату, игрок отыскивает корабли врага, с помощью команды "war" (война). Когда он впервые попадает на квадрат, то использует команду сканирования ("srs"), которая распечатывает своего рода текстовую карту квадрата. На этой карте, звезды обозначались символом "*" (здесь и далее без кавычек), корабли Клингона как "+k+", звездные базы - "<*>", а сам корабль Энтерпрайз - "-e-". Также пользователь мог использовать дальний сканер ("lrs"), чтобы получить карту-аббревиатуру соседних квадратов, лежащих вокруг Энтерпрайза, список количества звезд, Клингонов и звездных баз.

Атаковать можно было с помощью фазеров (phasers) и фотонных торпед (photon torpedos). Фазеры не нуждаются в прицеливании, но с расстоянием их мощность уменьшается, торпеды же, наоборот, требуют прицеливания и не теряют мощность. Корабли Клингона передвигаются после каждого выстрела по Энтерпрайзу, заставляя игрока прицеливаться после каждого хода. Несмотря на необходимость постоянно прицеливаться, торпеды были основным оружием. В некоторых версиях был калькулятор, который позволял рассчитать правильный угол. Также в большинстве версий звезды поглощали торпеды, поэтому необходимо было выбирать чистый путь для их использования. Передвижения, бои и защитные поля потребляли энергию, которая восполнялась с посещением звездной базы.

Оригинальная игра "Star Trek" была разработана Майком Мэйфилдом (Mike Mayfield) и некоторыми его друзьями по средней школе в 1971 году. В то время сериал "Star Trek" был очень популярен в Америке. Очень многих покорила вселенная "Звездного пути". И Мэйфилд с друзьями придумали множество идей для будущей игры, которую планировали создать в течении летних каникул. Он начал ее написания на SDS Sigma 7. Затем после приобретения калькулятора HP-35, он стал часто посещать местный офис Hewlett-Packard. Они предоставили ему время на миникомпьютере HP 2000, с условием, что он в дальнейшем портирует свою игру для их системы. БЭЙСИК-версия на DEC называлась "SPACWR".

Когда в 1974 году Боб Лидом (Bob Leedom) увидел БЭЙСИК-версию для DEC он начал портировать ее на Data General Nova, параллельно работая в Westinghouse. Во время портации, он внес некоторые изменения в интерфейс, в дальнейшем его версия получила название "Super Star Trek" ("Супер Звездный путь"). В дальнейшем она была переиздана в 1978 году. Но, жизнь игры не заканчивалась в дальнейшем появились еще версии для различных платформ. К тому же игра вдохновляла на создание клонов.

"The Oregon Trail" ("Орегонская тропа") (1971, 1974) [США]

Это коммерчески успешная образовательная видеоигра. Разработана Доном Роичем (Don Rawitsch), Биллом Хейнеманном (Bill Heinemann) и Полом Дилленбергером (Paul Dillenberger) в 1971 году, и переработана MECC в 1974 году.

"Орегонская тропа" - это один из основных путей миграции на североамериканском континенте. Путь был основан в 1843 году и проходил по современным территориям штатов Миссури, Канзас, Небраска, Вайоминг, Айдахо и Орегон. Между 1841 и 1869 годами его использовали поселенцы, владельцы ранчо, фермеры, шахтеры и бизнесмены для миграции к северо-западному побережью Тихого океана.

У Роича появилась идея сделать образовательную игру для исторического класса, где он преподавал. Он уговорил своих друзей преподавателей математики поучаствовать в этом проекте. В 1974 году Роич получил работу в MECC (Minnesota Educational Computing Consortium), государственной организацией, которая разрабатывала образовательное программное обеспечение. Он загрузил свою игру в сеть этой организации, к которой имели доступ школы по всей Миннесоте.

Важным аспектом игры была охота. Охотится нужно было, чтобы пополнить запасы. Для этого игроки могли выбрать опцию охоты. В оригинальной версии не было графики, поэтому игрок набирал слова "BANG", "WHAM" или "POW" ("бах", "бамс", "пли") и если он это делал с ошибкой, охота заканчивалась неудачно. В поздней версии игроки управляли маленьким человечком, который мог наставлять ружье в восьми направлениях и стрелять одиночным выстрелом по животным. Еще позже, игроки управляли крестиком с помощью мыши. В процессе охоты также встречались различные животные. Например, бизон был медлительной целью и давал много пищи. А кролики и белки передвигались быстро и давали совсем немного еды. Олени (обитали в восточной части) и лоси (в западной части) передвигались со средней скоростью, средним было и количество пищи. Показатели медведя были средними между бизоном и оленем. Если во время охоты, количество выстрелов было ограничено только количеством пуль, то количество пищи, которое игрок мог принести после охоты в фургон, ограничивалось 100 фунтами, в ранних версиях игры. В дальнейших версиях параметры, как и процесс охоты менялись.

Всюду по ходу игры члены вашей партии могли заболеть и умереть от множества причин, таких как, корь, укус ядовитой змеи, дизентерия, тиф, холера, истощение и диарея. Кроме этого они могли умереть от потопления или сломанной ноги. Волы также подвергались угрозе болезни и смерти. После смерти одного из участников колонны, проходили краткие похороны, после которых можно было написать эпитафию на могиле и путешествие снова возобновлялось.

В конце путешествия начислялись очки в зависимости от сложности, выбранной профессии (для плотника удваивались, а за фермера - утраивались), числа и здоровья выживших членов семьи, оставшегося имущества и наличных.

Первая версия игры для Apple ][, была адаптацией БЭЙСИК-версии напечатанной в журнале за 1978 год. Ее адаптацией занимался Джон Кук (John Cook). Последующая версия от О'Мэйли (J.P. O'Malley) называлась "Oregon Trail 2" ("Орегонская тропа 2"). Следующие версии издавались в сборниках и содержали минимум графики, но она оказалась настолько популярной, что в 1985 году вышла отдельно, с чуть улучшенной графикой. Обновленная версия, "Oregon Trail Deluxe" ("Орегонская тропа. Делюкс"), вышла в 1992 под DOS, далее "Oregon Trail II" ("Орегонская тропа II") в 1996, "The Oregon Trail 3rd Edition" ("Орегонская тропа. 3-ье издание") в 1997 и т.д.

мейнфрейм-игры, история игр

Previous post Next post
Up