Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Брэд Питт, Марго Робби
------------------
Девятый фильм Квентина Тарантино. Предпоследний, если верить словам режиссера. И исходя из этого, не так удивительно, что действие этой картины он погружает в конец 60-х - дорогое, особенное и важное для него время из детства, до этого момента еще не воспетое им на экране. И вот, гений современного кинематографа перемещает зрителя на пятьдесят лет назад, а конкретно - в переломный момент, когда эпоха хиппи вместе с 60-ми вдруг резко схлопнулась. Тарантино очень точно и с огромным трепетом передает дух, атмосферу тех лет. Внимание к деталям и даже порой к не самым важным, на первый взгляд, мелочам производит сильнейшее впечатление: как он смакует эти неоновые вывески, афиши, заголовки, шрифты, всевозможные образы, не говоря уже о таких очевидностях, как музыка, одежда, автомобили. Кажется, Квентин использует все пространство кадра, чтобы запихнуть туда максимум элементов, создавая потрясающую атмосферу эпохи. Что касается саунда, то аутентичность здесь достигается не только тщательно подобранной (и офигенной) музыкой, но и обилием мимоходных звуков. Наслаждаться всей этой красотищей можно бесконечно. Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт - чертовки харизматичны и привлекательны; следить за их (порой, да, бессмысленными) диалогами, за их движениями, за игрой в целом - невероятное удовольствие. Ди Каприо играет увядающего голливудского актера, звезду вестернов Рика Далтона - брюзжащего, раскисшего и опечаленного грядущими перспективами персонажа, не растерявшего, однако, своего очарования и стойкости. Питт исполняет роль дублера и, по совместительству, верного товарища Далтона, Клиффа Бута - чувака, за плечами которого война и, похоже, убийство жены; подтянутого, взвешенного и не теряющего оптимизма мужика. Эта парочка - неразлучна, хотя их судьбы и жизни кардинально отличаются: Клифф живет в маленьком трейлере за киноэкраном (метафора!), Рик - в роскошном особняке, по соседству с находящимся в зените славы режиссером Романом Полански. Вот так грациозно Тарантино объединяет реальных и вымышленных персонажей. Да, и очень приятно наблюдать Аль Пачино.
Для получения максимального удовольствия от просмотра необходимы два момента: 1) отсутствие информации о сюжете; 2) наличие хотя бы минимальных представлений о повествуемых временах, персонажах и событиях (чем больше в теме, тем больше кайфа словится). Развязка одновременно удивляет, радует и печалит. На самом деле, щемящее чувство доминирует, особенно ближе к финалу. Сказать, что произошедшее в конце неожиданно - не сказать ничего. Получается, эдакая сказка. Сказка, напоминающая сновидение - иногда странное и иррациональное, иногда затянутое, но в целом жизненное. Тарантино рисует альтернативную реальность - тоже жестокую, но не беспощадную, вселяющую веру. Выступая в качестве спасителя, он спасает не только только героев, но и 60-е как эпоху.
Определенно, это не самый очевидный и предсказуемый фильм Тарантино. Не будет спойлером сказать, что здесь минимум крови. Но дело даже не в этом. Пожалуй, это самый теплый, самый трепетный его фильм, сделанный не в самых привычных, но, черт возьми, классических традициях. Парадокс. И как классно - порой конкретно, а порой совершенно ненавязчиво, будто про между прочим - он вплетает ассоциативные со своим творчеством фишки: линия про вестерны напоминает о
"Джанго освобожденном" и
"Омерзительной восьмерке", сцена с Брюсом Ли вызывает ассоциации с
"Убить Билла", упоминание нацистов - с
"Бесславными ублюдками". Женских ног здесь больше, чем обычно; сигареты марки Red Apple присутствуют. Ну а фундаментальная тарантиновская штука - любовь к кинематографу - сквозит повсюду, сквозит как никогда ярко. Картина напичкана невероятным количеством всевозможных тонкостей и метафор, разбираться в которых можно бесконечно. Отличное взаимодействие со зрителем.
Некоторые критикуют "Однажды в... Голливуде" за затянутость, другие жалуются на отсутствие фирменных убойных диалогов, третьи вообще считают его самой "нетарантиновской" работой. В определенной мере можно согласиться и с этими, и с некоторыми другими претензиями. Можно было бы сократить сцену, когда герой Брэда Питта оказывается в гостях на ферме у "Семьи" Чарльза Мэнсона? Может быть. Можно было бы не смаковать поход Шэрон Тейт, которую играет Марго Робби, в кинотеатр на ленту с собой в одной из ролей? Но это потрясающий момент. Где-то подобными штуками создается напряжение, где-то - атмосфера. Кино состоит из множества паззлов, которые теоретически можно было бы поменять местами, убрать, сократить, переделать - но это не был бы фильм Тарантино. Это человек - обладатель уникального взгляда, своеобразного киномышления и видения происходящего. Несомненно, в этой ламповой киноленте он достиг своей цели. Другой вопрос, что зритель обязан обладать определенным багажом знаний - как о самом режиссере, так и о том, о чем здесь идет повествование.