Мы с вами обсуждали уже тут
Грузовой автомобиль, который работал на шишках и дровах и про
Советский паровой автомобиль. Давайте продолжим эту тему...
В том, чтобы создать для двигателя горючую смесь из дров, в принципе, нет ничего бредового. Если древесина сгорает при недостаточном притоке кислорода, дым состоит в основном из окиси углерода и водорода. И то и другое имеет потенциал для дальнейшего окисления, то есть может сгорать. А раз так, почему бы не использовать этот дым, то есть газ, в двигателе внутреннего сгорания?
Тут современный человек должен воскликнуть «Бред!» еще раз. Какой в этом смысл, если запасов природного газа и нефти на планете хватит еще минимум на 50 лет? А вот именно такой! Цивилизация крайне уязвима. Случись что, и моментально будет дефицит бензина и начнутся перебои с электричеством. Люди станут убивать даже за осликов, не то что за лошадей. Кстати, зря улыбаешься: в 1989 году правительство США выпустило для населения методическое пособие по переводу автомобилей на древесный газ - на случай, если нефтяной кризис зайдет слишком далеко.
Разработку газогенераторных автомобилей вели с начала ХХ века: первую машину с такой установкой представил в 1901 году британский изобретатель Томас Паркер. В Европе эту тему пробовали развивать, но как-то не пошло, да и дешевого бензина становилось все больше. Зато ее подхватили в СССР при Сталине и в Германии при Гитлере - и там и там развитие автотранспорта опережало возможности по добыче нефти.
В целом конструкция была очень простой: на машину устанавливали печь, трубу от которой вели к системе питания двигателя. Конечно, газ шел не напрямую в карбюратор - он очищался от грубых несгоревших частиц древесины и охлаждался, чтобы стать плотнее.
Кроме того, поскольку древесный газ при сгорании давал маловато энергии, дополнительно в систему врезали нагнетатели горючей смеси - штуки, похожие на электровентиляторы. А еще приходилось усиливать раму или менять компоновку автомобиля: печь весила сотни килограммов.
В довоенной Германии на дрова переводили в том числе легковые Mercedes-Benz и VW
Немцы в свое время умудрились сделать даже газогенераторную версию Volkswagen Käfer, более известного как Beetle или «Жук». В СССР вопрос личного транспорта был менее актуален - зачем простым трудящимся автомобили? - поэтому упор делали на грузовики.
В общей сложности у нас произвели около пятидесяти тысяч газогенераторных машин: ГАЗ-42, ЗИС-13 и ЗИС-21. Трудились они сначала в отдаленных районах, на Колыме например, а потом на дорогах Великой Отечественной войны. И в блокадном Ленинграде они здорово помогали.
Для испытания газогенераторных грузовиков и продвижения идеи автомобиля на дровах в СССР в июле 1938 года организовали автопробег Москва - Омск - Ленинград - Киев - Москва длиной 10 890 км, и участвовавшие в нем ЗИС-13 и ЗИС-21 проявили себя достойно.
Газогенераторный лесовоз ЗИС-150-015 АСН. Очень удобно, в крайнем случае всегда можно сжечь немного груза
Работали газогенераторные автомобили на обычной древесине, а также на торфе и брикетах из соломы, шишек или коры. С брикетами было попроще, а дерево приходилось пилить на мелкие куски: 50х50х60 мм. Такой размер, во всяком случае, требовался советским газогенераторным установкам.
В топку чурки укладывали плотным слоем, чтобы обеспечить неполное сгорание. Перед началом движения приходилось топить печь минут двадцать, и только потом она прогревалась и начинала давать газ нужного качества.
Запас хода был относительно невелик: 50-80 км на одной закладке дров. Зато никаких проблем с заправкой. Если, конечно, не считать того, что древесина нужна была только сухая и без гнили, а использование коры и шишек сильно снижало мощность. Она, кстати, по сравнению с работой на бензине и так падала минимум на 20%, а максимум - на 60%.
Пассажирская версия ЗИС-21 на Колымской трассе. Надо полагать, для перевозки заключенных
На Колымской трассе в конце 30-х годов для обеспечения грузовиков качественными чурками построили двенадцать раздаточных дровяных заправочных станций, а для сушки древесины - несколько специальных печей. А еще на Колыме пытались использовать в качестве топлива для газогенераторных установок местный уголь, но оказалось, что от него плавится топка из-за слишком высокой температуры сгорания.
Конечно, газогенераторные автомобили нельзя назвать совсем уж простым решением, однако в экстремальных ситуациях они могут оказаться спасением. В наши дни есть энтузиасты техники, устанавливающие газогенераторы на современные модели. Причем иногда агрегат монтируют не на самом автомобиле, а на прицепе. Да, это тоже выглядит странно. Но работает же!
Lincoln Continental Mark V 1979 года с небольшими усовершенствованиями
Вот такая удивительная история.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале
"Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале
"Таблетка для головы". Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения
"Вот так бывает", подписывайтесь.