Сложно представить, но были на Руси времена, когда народ ничего не знал о семечках. Ведь когда-то их просто не было. Вообще. А сейчас Российская Федерация является мировым лидером по производству подсолнечника.
Давайте разберемся, как появились семечки на российских просторах, как развивались непростые отношения народа с популярным сегодня лакомством.
Первое пришествие семечек на землю русскую
История подсолнечника уходит своими корнями в третье тысячелетие до нашей эры. Исследования показывают, что уже в то время, еще до «одомашнивания» злаков, цветок культивировался североамериканскими индейцами. Семечки его ели, использовали в качестве лекарства, вырабатывали красители. Инки поклонялись подсолнечнику, как священному цветку.
В Европу «Солнечный цветок» попал в 1510 году, его «дикарем» привезли испанцы из Северной Америки. Поначалу подсолнечником украшали клумбы и палисадники. Позднее из диких видов селекционеры получили крупноплодный сорт.
Прошло почти 200 лет, когда в 1716 году в Англии, был зарегистрирован патент на получение подсолнечного масла. А первое упоминание о промышленном выращивании подсолнечника датируется 1769 годом.
В Россию цветок привезли из Голландии в XVIII веке. Однако, тут стоит оговориться. При раскопках древних городищ на территории Подмосковья, датируемых VII-V веками до нашей эры, находили семечки подсолнуха. А на стенках сосудов, где держали продуктовые запасы, сохранились остатки масла, очень похожего по своему составу на подсолнечное.
Вероятно, наши предки знали и даже культивировали это растение, но по каким-то причинам цветок со временем забыли.
Так или иначе, подсолнечник отсчитывает свои года на Руси со времен Петра Великого.
Семечки привезли к нам из Голландии в 1698 году. Сначала культура считалась декоративной и выращивалась в цветниках рядом с картофелем и томатами. Большие корзинки соцветий украшала сады и палисадники, как дворянских усадьб, так и крестьянских подворий.
Неизвестно, кто первый придумал щелкать семечки. Зато история сохранила дату первой отжимки подсолнечного масла. Начало промышленной переработки подсолнечника как масличной культуры связано с именем Даниила Бокарева. В 1829 году он изобрел способ получения масла из семян подсолнечника. Через четыре года в 1833 году в слободе Алексеевка Воронежской губернии (ныне Белгородская область) купцом Папушиным при содействии Бокарёва был построен первый в России маслобойный завод. В 1834 году Бокарёв открыл собственную маслобойню. В 1835 году начался экспорт масла за границу. К 1860 году в Алексеевке было около 160 маслобойных заводов.
К слову, первый маслобойный завод до сих пор работает и выпускает популярную марку подсолнечного масла «Слобода». Подсолнечник быстро «переквалифицировался» из декоративной культуры в сельскохозяйственную, заполонив пахотные земли Воронежской и Саратовской губерний.
Повсеместному распространению подсолнечного масла способствовало признание его Русской Православной Церковью постным продуктом. Подсолнечное масло пришлось в православной стране так, кстати, что к середине века в некоторых областях на юге до половины площадей было засеяно подсолнечником, а постное масло еще долго было именно подсолнечное, что и закрепилось в языке.
Подсолнечное масло настолько полюбилось и прижилось, что в начале ХХ века стало в России национальным продуктом. Посевы подсолнечника в 1913 году занимали в России около миллиона гектаров.
Щелкание семечек в царские времена
В царской России горожане долгое время не имели привычки щелкать семечки. Зато сельчане с удовольствием предавались неприглядному занятию и любили лузгать семечки практически круглый год. С открытием железнодорожного сообщения и ростом трудовой миграции они привезли привычку щелкать семечки в города.
Вскоре горожане начали лузгать «семки». Но делали они это тайком, скрываясь от посторонних глаз в пределах родных стен. До Октябрьской революции сие занятие считалось неприличным. Щелкание семечек в общественных местах считалось верхом бескультурья.
Революция 1917 года решительно смела морально-нравственные устои царского строя. Семечки стали щелкать на улицах городов, что крайне раздражало интеллигентов и аристократов. Маргинализация населения той эпохи нашла отражение в литературных произведениях Булгакова, Бунина и других писателей. Бесцеремонное щелкание семечек, шелуха на мраморном полу и коврах естественным образом вписались в революционный хаос.
Семечки и Советская власть
Постепенно из хаоса зарождался моральный облик советского человека. Семечки снова стали считать дурной привычкой. Рабочие покинули баррикады и вернулись на заводы, крестьяне - в колхозы. Городские улицы очистили от шелухи и праздношатающихся «элементов». В качестве иллюстрации преобразований общества можно привести популярный лозунг: «Пионер не щелкает семечки!».
В послевоенное время трудовые мигранты восстанавливали разрушенную страну. Привычка щелкать семечки вернулась в города вместе с жителями деревень и поселков. Правда, советская интеллигенция считала разгрызание семечек дурным тоном. Повсеместно велась борьба с шелухой, семечки строго-настрого запрещали щелкать в общественных местах, школах, поездах и т.п.
Семечки на постсоветском пространстве
В перестроечное время семечки стали не только доступным лакомством, но и средством выживания. На бойких местах появились опрятные бабульки с жареными семечками. Отмеряя порцию стаканом, они насыпали их в кулечки из старых тетрадок или газет. Примечательно, что покупателю разрешалось «снимать пробу».
Именно тогда появилась привычка угощать семечками, чтобы расположить человека к общению. Общество по-прежнему порицает манеру щелкать семечки на улице, сплевывая шелуху на тротуар. По той же причине их нельзя приносить в школу, кинотеатр и другие общественные места.