Заброшенная станция радиоэлектронной разведки в Берлине
May 02, 2021 16:00
Довольно популярное место уже в туристическом плане Германии. История станции это некая квинтэссенция холодной войны. После окончания WWII Берлин был в развалинах. Поскольку строительный мусор надо было куда-то девать, приняли решение свезти его в одно место, буквально сложив в кучу. Под этой кучей, в самом низу, закопаны остатки «нового Берлина», строительство которого было начато Гитлером. Так что эта Дьявольская гора в некотором смысле могила третьего рейха.
Статус Западного Берлина по итогам договоренностей союзников был уникален: он давал США и Великобритании возможность присутствовать практически в ближнем тылу войск Варшавского договора, применительно к линии возможных боевых действий в третьей мировой войне.
Американцы достаточно быстро сообразили, что наличие 100 м. холма в Западном Берлине дает им прекрасные возможности по развертыванию радиоразведки. Англичане сначала отнеслись к идее несколько скептически, но т.к. гора была в их секторе, а американцы очень хотели реализовать проект, в результате все сложилось.
Дьявольская гора (Тойфельсберг, Taufelsberg).
Добраться до нее нетрудно, не надо ехать 200 км от города. Достаточно сесть на метро и доехать до станции Груневальд (Grunewald). Там надо сойти и подниматься по тропинкам леса на самый верх. Да-да, и смотрите почаще по сторонам, по обе стороны открываются живописнейшие виды. По плану Гитлера Берлин должен был стать “Германией” (так он называл будущий главный город тысячелетней нацистской державы). В Грунвальдском лесу он хотел создать студенческий городок, дабы явить миру торжество имперской мысли.
Так как же образовалась эта гора?
Сто лет назад здесь было ровное место, уголок нетронутой природы, часть рекреационной зоны Грюневальдского леса, которую не застраивали, несмотря на то, что Берлин основательно разрастался. «Покорять природу» начали нацисты, которые пришли к власти в 1933 году. Берлин должен был стать столицей «тысячелетнего рейха», а потом и всего мира. Был разработан план переустройства Берлина, и на этом месте начали строить гигантский военно-технический университет. Достроить его не успели из-за войны. После ее окончания полуразбомбленный каркас университета взорвали, строительный мусор собрали в кучу, на которую стали свозить и обломки берлинских домов, разрушенных во время войны. В течение многих лет каждый день на холм въезжали сотни самосвалов. К 1972 году сюда свезли обломки 15 тысяч домов - в общей сложности, 26 миллионов кубических метров щебня, разбитых кирпичей, железобетонных плит, искореженных оконных переплетов и тому подобного.
Фото 2.
Эта искусственная возвышенность была идеальным местом для наблюдения за всеми военными и гражданскими коммуникациями на плоской восточногерманской равнине и за ее пределами. Как пост раннего предупреждения, центр в Тойфельсберге играл очень важную роль, так как в военное время он мог создать серьезные помехи в системах связи армий Варшавского договора.
В 1951 году сюда завезли первую технику для прослушивания телекоммуникаций ГДР, около 1964 года временные сооружения заменили на постоянные здания, были возведены куполы и проч. Отдельное здание в комплексе было у британской разведки, появившееся там после 1967 года (армейское подразделение Special Signals Division, подчиняющееся Центру правительственной связи GCHQ - английскому аналогу АНБ). Кроме того, там работали отдельные французские специалисты.
В 1972 году «Чертову гору», которая получила свое название вполне безобидно - от расположенного поблизости «Чертова озера», засыпали песком и землей и посадили на ней около миллиона деревьев и кустарников. С этого началась новая эра Тойфельсберга. Холм превратился в заповедный рай, прежде всего, для любителей зимних видов спорта. Здесь построили подъемник, лыжные трамплины, санную трассу. Все это находилось в ведении западноберлинских властей.
Фото 3.
Проходя в 1982 году службу в западном Берлине, сержант армии США Джеймс Холл вышел на связь с ПГУ КГБ СССР и предложил свои услуги - информацию по базе в Тойфельсберге. Проходивший на базе радиошпионажа 23-летний Холл имел допуск к сверхсекретной информации, так как до Берлина успел прослужитьв Шнееберге, где находился другой центр электронного слежения
Фото 4.
С 1983 года Холл также начал сотрудничать со Штази. После четырех лет работы восточногерманская разведка решила отметить его заслуги,пригласила в Берлин на встречу с Эрихом Мильке и Маркусом Вольфом, где ему была вручена медаль «За боевые заслуги» министерства госбезопасности ГДР и 5 тысяч долл. Холлу разрешили потрогать медаль, но после этого ему пришлось ее вернуть. За четыре года служби в Тойфельсберге Холл передал Штази и КГБ сотни сверхсекретных документов, в том числе информацию по проекту «Троян», - мировой сети электронного наблюдения, которую в военное время можно было использовать для определения местонахождения бронетехники, ракет и самолетов - путем записи переда их раций. Кроме того, в результате деятельности Холла была выведена из строя компьютерная программа, которая имела целью определение слабых мест в системе советских военных коммуникаций.
Фото 5.
В 1984 году он поступил в полное распоряжение Штази. В апреле 1985 году Холла перевели в 513 группу разведки в форт-Монмут (Нью-Джерси), и он снова поступил на связь к КГБ.
Кстати, в 1985 году база в Тойфельсберге получила так называемый «Оскар АНБ» - за результаты, достигнутые по итогам года.
Фото 6.
В феврале 1988 года Холл закончил школу уоррент-офицеров и был направлен в разведотдел 24-й пехотной дивизии, где связь с Комитетом госбезопасности прервалась. К тому времени от КГБ и Штази в общей сложности он получил 300 тыс. долл. 20 декабря 1988 года Холл был взят с поличным американской контрразведкой, сотрудники которой представились сержанту агентами КГБ, решившими восстановить связь. 10 марта 1989 года Холл был приговорен к сорока годам пребывания в военной тюрьме США форт-Ливенуорт.
Фото 7.
Перед падением берлинской стены была запланирована масштабная модернизация комплекса, которая должна была продлиться до 1995 года (ежегодный бюджет 12-60 млн долл.). В августе 1990 года большая часть электронного оборудования из Тойфельсберга была вывезена, и в конце концов территория комплекса была передана Берлинскому обществу развития земли (BLEG). На территории общей площадью 48. 000 кв.м группа инвесторов планировала создать огромный развлекательный комплекс - в том числе сооружение частных домов, ресторанов, спортивных комплексов, пятизвездочного отеля, а также музея шпионажа при сохранении значительных купольных башен; первоначально предусмотренное начало строительства: в 1998. Однако в результате протестов местного «объединения Teufelsberg», которые считают, что реализация такого проекта посередине ландшафтного заповедника Грюневальд его уничтожит, строительство в 2002 году было заморожено, и сейчас идет планирование комплекса более скромных масштабов.
Фото 8.
Потеряв Тойфельсберг, американцы перенесли главный центр радиошпионажа в Бэд Айблинг (Bad Aibling). Именно этот комлекс в настоящее время выполняет роль немецкого звена системы «Эшелон».
Фото 9.
После окончания «холодной войны» база опустела. Попытка построить на холме большой архитектурный комплекс с частными квартирами, ресторанами, пятизвездочным отелем, конгресс-центром и музеем шпионажа не увенчалось успехом. Взбунтовались защитники природы, строительство заморозили, и инвестор обанкротился. Позже на «Чертовой горе» планировало возвести свой университет и 50-метровую «Башню непобедимости» Движение Духовного Возрождения Махариши, но и оно отказалось от этой идеи. В конце концов, власти Берлина снова объявили Тойфельсберг естественной средой и отозвали разрешение на строительство.
Фото 10.
Около полутора последних лет здесь фактически - ничейная территория. Это открыло дорогу граффити-артистам, разнообразной креативной молодежи, любителям дельтапланеризма, бега и пеших прогулок и - увы! - вандалам. Здесь устраивают пикники, вечеринки и даже демонстрацию фильмов. А также водят полулегальные экскурсии. Что касается впечатляющих башен радиолокационной станции, то их город решил сохранить - как напоминание о временах «холодной войны» и о недавнем прошлом «прифронтового» города Берлина.