Вот вчера, когда я выложил пост про монумент «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ ! «, меня спросил один из френдов, почему курган так называется ? А я и не в курсе вроде … давайте почитаем, что про это известно и какие есть теории.
Гостям памятника-ансамбля волгоградские экскурсоводы заученно рассказывают романтическую историю, что своё название Мамаев курган получил со времён татаро-монгольского нашествия. Как рассказывает легенда, правдоподобная и весьма «историческая», на данном кургане во времена Мамая находилась застава монголо-татар. На вершине стояли сторожевые дозоры, а на самом гребне - всадник, в чью боевую задачу входило наблюдать за появлением любой опасности. Сотни лучших воинов посылались Мамаем для несения сторожевой службы на этой высоте, потому что Мамай, дескать, знал, что именно отсюда удобнее всего контролировать Волгу и переволоку, и тем сам можно избежать внезапных нападений на столицу ханства.
Однако …
Давайте сначала вспомним, чем нам известен сам МАМАЙ ?
МАМАЙ (?-1380) - темник (т.е. военачальник «тьмы», 10 тыс. воинов), один из видных представителей монгольской военной аристократии, талантливый и энергичный военачальник и политик в Золотой Орде
По отцовской линии был потомком кипчаковского хана Акопы, происходил из рода Кийян, по материнской - от золотоордынского темника мурзы Мамая. Возвысился при золотоордынском хане Бердибеке (1357-1361), женившись на его дочери. Не принадлежа к роду Чингисхана, не мог сам быть ханом. Но, воспользовавшись междоусобной борьбой за ханство в Золотой Орде, в середине 14 в., в борьбе с Тохтамышем подчинил себе большую часть золотоордынской западной территории, то есть земли от Дона до Дуная, ядом и кинжалом пробился к власти. К концу 1370-х стал фактическим правителем Золотой Орды, управляя ею через подставных ханов (русские летописи называли их «мамаевыми царями»).
Разжигая феодальную рознь между русскими князьями, боровшимися между собой за получение ярлыка на великое княжение, противодействуя усилению самой сильной из подвластных ему на Руси земель - Московской, Мамай последовательно поддерживал ее противников. Основную ставку он делал на Тверь, а также - из тактических соображений - и на Рязань. При этом он, для острастки, не раз врывался на территорию Рязанского княжества (служившего буфером между Московской Русью и Ордой), опустошая его. Ориентации Мамая на Великое княжество Литовское сопутствовало его враждебное отношение к Московской Руси.
В 1378 Мамай сжег Нижний Новгород, к тому времени находившийся под покровительством Москвы и тогда же послал отряд мурзы Бегича за сбором недостающих податей у московского князя Дмитрия Ивановича. Как повествует летопись, Мамай хотел восстановить власть над Русью, желая, «чтоб как при Батые было».
2 августа 1378 на реке Воже русские воины во главе с московскими воеводами Даниилом Пронским, Тимофеем Вельяминовым и самим князем Дмитрием Ивановичем впервые, используя новые тактические приемы, сумели разгромить ордынское войско.
В ответ Мамай начал готовить новый поход на Москву.
Летом 1380 он собрал большое войско, в которое входили не только татары, но также покоренные им черкесы, ясы, чечены. Однако 8 сентября 1380 в Куликовской битве был разбит и бежал с поля битвы с небольшим отрядом татар в Кафу (Феодосию). Летописец сообщил: «…побежал поганый Мамай с четырьмя мужами в излучину моря, скрежеща зубами своими, плача горько…» - так рассказывало об этом Сказание о Мамаевом побоище. В Крыму его встретили воины ордынского хана Тохтамыша, и Мамай был убит в Кафе по одним данным - татарами, по другим - генуэзцами, бывшими его союзниками.
«Никаких постоянных караулов и застав хана Мамая в этой местности не было, - считает сотрудница музея-панорамы Татьяна Приказчикова. - Даже когда Золотая Орда начала распадаться и, что называется, один улус пошёл войной на другой, здесь не было смысла держать дозоры. Кстати, до войны местные жители называли эту местность просто «бугор», а на манер волжских татар это же слово звучало как «Мамай». Во время Сталинградской битвы во всех военных документах стратегически важный холм стал именоваться просто «Высота 102». Слово «курган» по отношению к «Высоте 102» впервые применил один из военных корреспондентов. С тех пор и пошло». По сути, словосочетание «Мамаев курган» тавтологично - что-то вроде «бугра бугристого». Впервые его можно обнаружить в одном из высказываний народного художника СССР скульптора Е. В. Вучетича. Вероятно, автору исполинской композиции «Родина-мать зовёт» понравилась игра слов - по аналогии с известным Малаховым курганом в Севастополе.
Высота 102» - обозначение Мамаева кургана на военно-топографических картах - с тех пор известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых боев второй мировой войны. Но не менее (а по некоторым данным - и более) ожесточённые бои велись и на других участках обороны города - на Лысой горе, в «овраге смерти» (западнее завода «Красный Октябрь») , на «острове Людникова», на «берегу Родимцева». . .
Борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы. Склоны Мамаева Кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Мамаев курган и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии, разрывов бомб. Плотность огня здесь была огромной: на каждый квадратный метр Мамаева кургана приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков.
После окончания Битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города, по приблизительным данным там похоронено около 34, 5 тысяч человек (позднее на месте этой огромной братской могилы и был возведён главный монумент - Родина-мать, ставший памятником всем погибшим в Сталинградской битве) . Именно тогда это место стало настоящим курганом - местом захоронения. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел - на сгоревшей земле не выросла даже трава. Изрытый воронками, усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде Мамаев курган простоял до 1959 года.
Согласно же другому мнению этимология слова «мамай» с древнетибетского означает «мать мира». Вот так!
Целый ряд учёных поддерживает такую версию: Мамаев курган, разумеется, никакого отношения к хану Мамаю не имеет, зато обнаруживает связь с происхождением другой древней столицы - городом Итилем, где населявшие его хазары исповедовали иудаизм.
И вообще, курган раньше не был официально обозначен курганом. Сначала это был просто бугор, не привлекавший особого внимания. Со времён же Сталинградской битвы он стал стратегически важным объектом и во всех военных документах уже именовался как «высота 102». Название же «курган» по отношению к «высоте 102» впервые применил один из военных корреспондентов. И слово это прижилось, даже срослось с загадочной высотой, тем более что после ужасных сражений времён Великой Отечественной войны это место оправдывает истинное значение слова «курган» - надмогильная насыпь…
По одной из "паранормальных" версий предполагают, что Мамаев курган имеет особую энергетику потому, что под ним проходит геологический разлом, через который струится реликтовое излучение, оказывающее влияние на людей. Положительное или отрицательное - вопрос. Но то, что Мамаев курган испокон веков имел особенное значение для людей - сомнению не подлежит.
Судя по историческим свидетельствам, кого только он не видел! Это место было священным для сарматов. Их племена жили тут с V в. до н.э. по IV в. н.э. На кургане они совершали свои обряды и таинства. Существует легенда о том, что в Мамаев курган был воткнут священный сарматский меч.
Другая легенда о мече и Мамаевом кургане уводит во времена Тамерлана. Говорят, Тамерлан вступал на загадочный курган, и когда он взошёл на самый верх, ему вдруг привиделась Богородица с мечом, повелев уйти с этих земель. Видел Тамерлан Богородицу или нет, но этот волжский поход в его биографии - единственный прерванный…
Особая история - про персидского царя Дария. В 512 году до н.э. он собрал 500-тысячную армию с целью похода на Волго-Донское междуречье. Дарию страстно хотелось расширить границы своих земель за счёт чужих владений. В качестве причины похода служил «девиз» - месть скифам за обиды, нанесённые предкам персов.
Скифов было куда меньше, и они, вместо того чтобы выйти на открытый бой, решили воспользоваться тактикой, которую позже назовут тактикой «выжженной земли»: в общем, скифы начали отступать вглубь страны, предварительно засыпая придорожные колодцы и источники и истребляя растительность.
Дарий со своим многотысячным войском, слонами, львами и верблюдами, вынужден был последовать за хитрым противником. Очень скоро его армия была измотана, утомлена, и в рядах появилась масса недовольных. Дарий дошёл до реки Оар (Волги), и здесь его измотанное войско остановилось. Дарий решил ждать и расположился на будущем Мамаевом кургане. Время шло… А вот противник - нет, не шёл на открытый бой.
Вместо генерального сражения скифы принялись втихую нападать на отряды голодных персов, отправляющихся за продовольствием, иногда вступая в сражения даже с персидской конницей и обращая её в бегство.
Тогда отчаявшись, персы принялись возводить укрепления - восемь громадных стен. Но и это Дарию не помогло. В конце концов, он был вынужден не то что отступить - бежать, оставив почти весь свой обоз и большую часть воинов.
Позже Геродот в своих заметках о путешествиях по Волге упоминал остатки восьми фортификационных оборонительных сооружений персов на Мамаевом кургане.
Земля Мамаева кургана не даёт покоя многим исследователям, археологам, историкам и просто энтузиастам. Люди пытаются объяснить, что же такого есть в этом относительно невысоком волжском холме? И гипотезы выдвигаются просто потрясающие и фантастические.
Так, есть мнение, что Волгоградская область является своего рода ключевой точкой Земли. Вернее, центром уничтожения Земли. И именно Мамаев курган, где сейчас установлена фигура Родины-матери и есть та самая точка уничтожения. И, дескать, фашисты, об этом знали. Потому и рвались захватить во что бы то ни стало «высоту 102».
Есть гипотеза ещё более удивительная. Согласно ей, в Мамаевом кургане спрятана… чаша Святого Грааля, и что ни Сталин, ни Гитлер не хотели сдавать курган именно по этой причине, и что даже во время боёв в кургане велись археологические раскопки.
Косвенным доказательством того, что немцы действительно что-то искали на кургане, может служить находка перстня «Мёртвая голова». Такие перстни носили только сотрудники особой организации «Ананербе» («Наследие предков»), которая занималась исследованием оккультных мест и поиском древних артефактов.
Согласно ещё одной гипотезе, Мамаев курган таит в себе сокровища древних цивилизаций, которые могут открыться лишь после того, как на земле прекратятся все войны. То есть - никогда…