Читаю сейчас мнение вице-президента «Лукойла» Леонида Федуна по этому поводу. Он назвал такое решение неожиданным и нерациональным. «Пока я в легком шоке», - сказал Федун.
Но ведь есть и другое мнение...
Нефтяным компаниям, и прежде всего тем, кто активно развивает добычу и делает ставку на новые проекты, сделка ОПЕК+ - как кость в горле. Речь идет о «Роснефти» и «Газпром нефти». Из-за соглашения уже был перенесен ввод в эксплуатацию Русского и Юрубчено-Тохомского месторождений, сдвинулись сроки по проектам Таас-Юрях, Тагульское и Куюмбинское (последнее - СП «Роснефти» с «Газпром нефтью»).
Соглашение с картелем является стратегической угрозой для развития российской нефтяной отрасли, поскольку создает преференции для американской сланцевой нефти.
С 2007 года добыча нефти в России выросла лишь на 10%, тогда как в США, Бразилии и Ираке - на 87%, 50% и 111% соответственно. При этом потребители переориентируются с российской нефти на другие сорта, перестраивают логистические цепочки. В 1990 г. доля российской нефти на мировом рынке составляла 16,3%, а сейчас только 12%.
В рамках ОПЕК+ страны-участницы соглашения урезали производство в целом с 32,4 миллиона баррелей в день до 30 миллионов. В результате удалось стабилизировать цены, но общая рыночная доля снизилась с 33,6% до исторического минимума - 28,5%. Все это досталось США, поднявшим добычу на четыре миллиона баррелей в сутки, в результате чего экспорт нефти и нефтепродуктов превысил импорт (страна стала нетто-экспортером).
В свою очередь глава Министерства финансов Антон Силуанов отметил, что российская сторона готова к снижению цен на нефть благодаря накопленным резервам.
При этом новые заявления картеля о грядущих сокращениях добычи рынки уже не впечатляют: с начала года brent потерял примерно четверть цены, которая в несколько этапов скатилась с 70,2 до 53 долларов за баррель. «Попытки регулировать рынок путем манипуляций с предложением нефти попросту перестали работать. Нефти из разных источников - начиная с американских сланцевых проектов и кончая новыми открытиями у берегов Бразилии и Африканского континента - стало так много, что даже крупные «пробои» в снабжении оказывают очень слабое воздействие на цены. Почти полностью прекращают экспорт Иран, Ливия и Венесуэла, вспыхивают военные конфликты в зонах традиционной нефтедобычи - а цена фьючерсов подпрыгнет раз-другой и вновь вернется на стабильный уровень. На рынке воцарились не продавцы, а покупатели»,- так считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
А вот кто же прав покажет время...