Символ и философия свастики у разных народов

Oct 07, 2019 18:00




Свастика в современном мире является одним из самых узнаваемых символов зла, расизма и тирании, который до сих пор ненавидят люди во многих странах.

Однако на самом деле свастика всегда являлась символом удачи, который использовался во многих культурах, прежде чем начала ассоциироваться с убийственным режимом 20-го века.


Свастика

Разновидностью креста является свастика. Ее значение также было схожим - символ Солнца, успеха, благополучия. Помимо этого, у индусов свастика считается символом стихии Огня. Так же, как и крест, свастика бывает не только 4-, но и 3-, 5-, 6- и 8-конечной.

Старейшие изображения свастики датируются 10-15 тысячелетием до н. э. Изображение свастики высечено на первых каменных календарях, сооруженных 6-7 тыс. лет назад. Когда луч Солнца падал на изображение свастики - это было знаком к началу сбора урожая. С этим значением свастики связано ее широкое использование в украшении предметов крестьянского быта. Тибетские крестьяне с древних времен рисуют свастику на двери дома; раньше такой же обычай существовал у кельтов.

Другое значение свастики - символ хода времени (что согласуется с ходом солнца по небу). Причем правая свастика означает развитие, прогресс, а левая - регресс, возвращение к прошлому. Древние люди использовали преимущественно правую свастику, а нацисты избрали своей эмблемой левую; это могло быть связано не только с их идеями о «возрождении древнего арийского духа», но и с тем, что левая свастика использовалась в родовых гербах многих немецких аристократов, а также на щитах викингов.

Помимо этого, существует мистическое толкование свастики как символической карты Атлантиды, в которой, по легендам, были четыре реки, вытекающие из одного источника.

Вообще, в конце XIX - начале XX вв. в англоязычных странах была мода на свастику: ее задействовали скауты, носившие значки с изображением свастики; борцы за равноправие женщин, журнал которых тоже назывался «Swastika»; кроме этого, свастика использовалась в товарных знаках некоторых фирм. Свастику называли «крестом счастья», составленным из четырех букв L, что трактовалось как Life, Light, Love, Luck.

Вероятно, эту идею англичане и американцы позаимствовали у древних греков, которые называли свастику «гаммадион» - символ из букв Г. Вообще, свастика неоднократно связывалась с алфавитными и иероглифическими знаками. Так, в китайском и японском языках есть иероглиф в форме свастики, означающий число 10000 и бесконечность. Видимо, с этим связано китайское толкование свастики как символа вечности и традиционное в Китае и Японии пожелание жить 10000 лет (по-японски - «Банзай»). Также это - священный символ буддизма и джайнизма.

Поклонение свастике в первую очередь означало поклонение Солнцу - источнику всей жизни на земле, поклонение свету и первичному огню. Крылатый диск на свастике был символом солнечной энергии в Египте и Вавилоне.

Этот крест, повернутый как по часовой стрелке, так и против, можно найти на скатертях племени Навахо, на греческой керамике, критских монетах, римских мозаиках, на предметах извлеченных при раскопках Трои, на стенах индусских храмов и во многих других культурах самых разных времен. Часто это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день - отсюда более широкое значение как символа плодородия и возрождения жизни.

Ранние христиане изображали свастику на могилах в качестве замаскированной формы более ортодоксального креста, а в средние века его рисовали на витражах, чтобы заполнить пустое место внизу (fill the foot), отсюда его английское название - fylfot.

Этот символ встречается в культуре Мохенджо-Даро, процветавшей в VIII тысячелетии до н .э. на берегах реки Инд. Свастика обнаружена и на глиняных сосудах, изготовленных в V тысячелетии до н. э. на территории современного Ирака. В северо-восточной Африке археологи, изучающие царство Мероз (II-III века н. э.), нашли погребальную стелу, на которой изображена женщина, вступающая в загробный мир. На ее одежде также красуется свастика.

В геральдике свастика известна под названием «крест крампоне», от crampon, «железный крюк».

Были исключения в позитивном имидже свастики - самым известным стал германский Hakenkreuz или «крючковатый крест», который нацистская партия приняла в качестве символа в 1919 году. И на востоке свастика может вызывать негативные ассоциации. В Индии, к примеру, форма с поворотом концов против часовой стрелки, называемая иногда «саувастика», может означать ночь и черную магию, а также бога Кали, «черного бога», который несет смерть и разрушение.

«Свастика» - понятие обобщённое. Под этим словом сегодня понимают не один символ, а целую группу символов - крестов с загнутыми влево или вправо концами. В древности каждый свастичный символ имел своё собственное название, свой отдельный смысл и свою отдельную обереговую силу. Свастичных символов существует 144 вида и названия. Например: Свастика, Коловрат, Посолонь, Агни, Фаш, Инглия, Солард, Ведара, Расич, Святоч, Чароврат и т. д.



Происхождение названия

Общепринятое название - свастика, по одной версии, происходит от санскритского слова Суасти. Су - прекрасный, добро и асти - быть, то есть «Быть добру!», или по-нашему «Всего хорошего!». По другой версии, это слово имеет древнеславянское происхождение, так как известно, что свастику и ее название в Индию занесли древние арии - праславяне. Тибетцы и индийцы до сих пор говорят, что свастику им принесли из-за северных гор Белые Учителя.

В древние времена, когда предки славян пользовались рунами, слово переводили как Пришедшие с Небес(или Ход Небес). Так как руна СВАозначала Небеса (отсюда и Сварог - Небесный Бог),С - руна направления;руна ТИКА - движение, пришествие, течение. Санскрит используемый современными индийцами произошел от древнего языка ариев, и поэтому возможны неоднозначные трактовки происхождения слова свастика.

Символ свастики у разных народов

Один из старейших и сложнейших символов, доисторический и всеобщий. За исключением некоторых частей Африки и Шумера, встречается в Азии и в доарийской цивилизации долины Инда. Широко использовался джайнистами, буддистами и поклонниками Вишну; повсеместно встречается в доколумбовой Америке, как в Северной, так и в Южной; часто встречался у хеттов; обнаружен на керамике Кипра и Трои; довольно рано появился в Центральной, Западной и Северной Европе; в Исландии, Лапландии, Финляндии, дохристианской Ирландии и Шотландии; у бригантов в Англии, когда ассоциировался с языческой Бригитой или Невестой.



Проще сказать, где свастика НЕ встречалась: совершенно не встречалась в Центральной Африке и Нижней Месопотамии, но высказывалось предположение, что четырехликий Гор и другие четырехликие боги несли ее символизм, свастика не встречалась у зороастрийцев, в Египте до последних веков перед Рождеством Христовым.

Индия

Символ ведического бога огня и божественного плотника Агни (палочки для добывания огня), «мистический двойной Арани», а также Дьяуса, древнего арийского бога Неба, а позднее Индры. Ассоциируется также с Брамой, Сурьей, Вишну, Шивой и с Ганешей как первопроходцем и богом перекрестков. Свастика используется иногда для опечатывания кувшинов со святой водой из Ганга.

Левая и правая свастики соответственно воплощают богиню Кали-Майю (Луна) и бога Ганеши (Солнце).



До сих пор в Индии свастика изображается повсеместно: на воротах храмов, на каждом жилом здании, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах.

Джайнизм (одна из индийских религий)

Четыре согнутые в локте руки обозначают уровни бытия - божественный мир, человеческий мир, животный мир и преисподняя.

У последователей джайнизма это божественная сила, Создатель Неба и Земли. Четыре руки символизируют четыре ступени существования: протоплазматическая жизнь, растения и животные, человек, небесные существа. Свастика с тремя кругами над ней означает Три Драгоценности правильной веры, правильного знания и правильного поведения; с полумесяцем над ней - состояние освобождения (нарастающая Луна всегда становится более полной); свастика с одним кругом над полумесяцем - это символ состояния полного знания, всеведения.

Буддисты, Тибет

Печать сердца Будды, эзотерическая доктрина Будды, колесо сансары. Один из Восьми Благоприятных Знаков на Отпечатках Ступней Будды. Свастика изображалась на стопе или груди Будды (неподвижная сердцевина Колеса Становления). В индобуддийском культурном пространстве он рассматривается как «Печать сердца Будды», а в Тибете считается знаком счастья и талисманом. Свастика, «закрученная» концами влево, - символ бесконечного цикла существования.



Лама Беру-Кинзе-Римпоче, в наше время один из самых великих учителей буддизма. На фотографии слева заснят обряд сотворения им ритуальной мандалы (чистого пространства) в Москве в 1993 году. На переднем плане фотографии расположена танка (священное изображение рисуемое на ткани) с изображением священного пространства мандалы. По углам - свастики - защищающие священное пространство.

Япония

Означает сердце Будды, удачу, добрые желания.

Китай

Это ранняя форма иероглифа «фан», означающего четыре предела космоса и земли. Будучи использована как рамка, изначает «вань цзы», Десять Тысяч Вещей или последовательностей, т. е. не имеющую ни начала, ни конца последовательность, бесконечное обновление жизни, вечность. Она символизирует также совершенство, движение, соответствующее закону, долгожительство, благословение, доброе предзнаменование, добрые пожелания. Она также - Громовая Спираль. Голубая свастика означает беспредельное совершенство Неба, красная - беспредельное совершенство добродетели сердца Будды, желтая - бесконечное процветание, зеленая - беспредельное совершенство, содержащееся в земледелии. Ориентированная по часовой стрелке свастика - сила ян, против часовой стрелки - сила инь.

В китайском буддизме свастика называется «мандзи» и считается символом совершенства и олицетворением Закона Будды, которому подвластно всё сущее. Вертикальная черта указывает на взаимосвязь Неба и Земли, горизонтальная - на борьбу извечных противоположностей Инь и Ян. Поперечные штрихи, направленные влево, олицетворяют мягкость, сострадание, добро, вправо - твёрдость, постоянство, разум и силу. Мандзи является эмблемой монастыря Шаолинь, равно как и иных центров единоборств. Многие приверженцы восточных боевых искусств носят на своих кимоно именно символ мандзи, символизирующий чистоту их помыслов.

Во все времена свастика являлась в Китае иероглифом числа 10000.

Свастикой обозначались энергетические центры человека - чакры. Существует священный рисунок Стопы Будды, который используется как карта для массажа - свастики обозначают особые точки, воздействуя на которые, мастера воздействуют на здоровье человека. Свастику выбивали на статуях Будды.

Свастику находят в древнекитайских манускриптах в обозначении таких понятий, как «область», «страна».

Германия (фашистская)

Роль свастики в качестве политического символа нацистского режима имеет своим истоком романтически завышенную, порождающую сознание превосходства оценку «германского духа» на рубеже столетий. С 1935 до 1945 г. свастика под имперским орлом (на белом или черном фоне) была символом «третьего рейха».

Родившийся в Вене в 1848 году Гвидо фон Лист на рубеже веков основывает в Австрии новую религиозную доктрину. Утверждая, что может телепатически проникать в прошлое, он практически переписывает историю Германии.

Его мечта - открыть тайное наследие жрецов бога Одина. По легендам Один путем суровых страданий овладел тайной Рун. Лист знал, что Руны являются примитивным алфавитом, но он утверждал, что для германцев издревле они были еще и магическими символами. Свастика - это преобладающий символ. Фон Лист называл ее «дважды высокая священная тайна постоянного рождения». Он рассказывал скандинавскую легенду о том, как мир был создан с помощью огненной метлы. Свастика и есть эта огненная метла - символ самого акта творения. К 1909 г. Листа и основы его учения знает уже весь немецко-говорящий мир. В свою собственную немецкую мифологию фон Лист включил и учение Блаватской. А к 1911 г. подробно описал, как он представляет себе будущее германское государство. По его представлениям, это:

- строгая и жесткая иерархия, в которой вождям подчиняются беспрекословно;
- патриархальность государства;
- звание гражданина имеют только арийцы, а чистоту расы охраняют суровые законы;
- каждая семья обязана хранить документы о своем происхождении как доказательства чистоты арийской крови.

Пройдет совсем немного времени, и взгляды Листа воплотит в своей идеологии национал-социализм. Но именно Гвидо подарил свастику Гитлеру вместе с идеей превосходства арийской расы.

За спиной Гитлера стояли неординарные религиозные мистики. И даже не мистики, а цепочки мистиков. Например, одним из крупных личностей, оказавшим сильное влияние на лидеров национал-социализма, был бывший генерал артиллерии Карл Хаусхофер, а он в свою очередь, будучи военным атташе в Японии, посетил Гималаи и Тибет, где в 1905 г. встретил своего главного духовного учителя - русского ламу Георгия Ивановича Гурджиева. Хаусхофер прошел выучку у тибетских лам и у адептов японского тайного общества «Зеленого Дракона».



Нацистскую партию Гитлера породила организация масонского типа - общество «Туле» (Thule-так во времена Римской империи называли Скандинавию, север Европы.), а её активист антикоммунист Дитрих Эккарт был духовным наставником самого Гитлера. В эту масонскую организацию входили такие вожди нацизма, как Розенберг и Гесс. Геринг был членом масонской организации «общество Эдельвейс», а позже Лучезарной ложи «Врил». Духовный наставник (главный программист) Гитлера Дитрих Эккарт в 1923 г., за несколько дней до смерти, писал: «Следуйте за Гитлером! Он будет танцевать, но это я, кто нашел для него музыку. Мы снабдили его средствами связи с Ними. Не скорбите по мне: я повлиял на историю больше, чем любой другой немец».

Символом этой организации масонского типа стала Свастика с мечом и венком. Идеологи нацизма активно собирали древние языческие рукописи со всего мира через специальную организацию «Аннэнэрбэ» (Наследие предков). Эта организация собрала множество старинных книг, в том числе и древнерусских. Аннэнэрбэ вывезла из России после революции по различным каналам и «Велесову книгу», и множество других древних религиозных источников. Часть источников им удалось расшифровать, и полученные древние знания стали достоянием новых оккультистов. После Второй мировой войны огромная часть архива Аннэнэрбэ попала в руки советских коммунистов и где-то сейчас тайно хранится, но где, власти не афишируют.

Как эмблема «арийской» расовой чистоты свастика стала использоваться перед Первой мировой войной членами антисемитских социалистических группировок в Германии и Австрии. Гитлер, великолепно владевший искусством манипуляции массовым сознанием, использовал присущий этому символу динамизм для нужд своей партии и в августе 1920 г. поместил свастику на нацистских знаменах, присвоив тем самым ее призывную силу. По свидетельству Конрада Хайдена, биографа Гитлера, символ свастики появился рядом с фюрером на первом публичном выступлении в 1921 году: «Новое красное знамя… с черной свастикой в белом диске было развернуто в первый раз. «Эффект был как от разорвавшейся бомбы», - писал Гитлер позднее.

В 1923 г. на съезде нацистов будущий фюрер так объяснил значение партийного флага: «Белый круг на красном фоне - символ национальной чистоты и силы, черная свастика - призыв к беспощадной борьбе с коммунистами и евреями»

Гитлер пришел к власти в 1933 г. не без помощи организаций масонского типа. Но уже в 1934 г. масонство было обличено и запрещено. Владельцев книжных магазинов, специализировавшихся в эзотеризме, «убедили» продавать другую литературу. Даже Зеботтендорф, основатель «Туле», обнаружил, к своему глубокому удивлению, что он является персоной нон грата. В 1935 г. членам СС запретили состоять в организации «Германский орден» - организации создателе и общества «Туле», и самой немецкой рабочей партии. По информации Гитлера и других высших иерархов нацизма «Германский орден» через масонство управлялся мировой высшей еврейской финансовой олигархией. Позже «Германский орден» вообще прекратил своё существование. С 1937 г. были запрещены всякие оккультистские объединения, а лидеров масонских лож нередко отправляли за решетку.



Греция

Гностические секты поздней античности использовали разновидность свастики, составленной из согнутых в коленях ног как тайный символ, сравнимый с трехосевым (трискешс) крестом.

В Средиземноморье крюки на крестах иногда свертывались на перекрестья или перегибались в виде меандра (орнамента). Он изображается также в виде учетверенной греческой буквы гамма.

Атрибут Зевса как бога Неба и Гелиоса как солнечного бога; встречается также у Геры, Цереры и Артемиды.

Индейцы Америки

Означает удачу, плодородие, дождь. Свастика была связана со священным числом четыре, четырьмя богами ветров, четырьмя временами года.

Кельты

Означает удачу, которая появляется вместе с богами грома.

Христиане



Свастика часто появлялась в катакомбах в качестве символа Христа как силы, правящей миром. В Средние века («греческий крест») символизировала Христа как краеугольного камня, а также четырех евангелистов с Христом в центре. У гностиков свастика символ Ситалы, Седьмого воплощения, а также смирения.

Мусульмане Азии

Означает четыре стороны света и контроль над четырьмя временами года со стороны ангелов: Запад - Ангел Записывающий, Юг - Ангел Смерти, Север - Ангел Жизни, Восток - Ангел Возвещающий.

Римляне(древние)

Символизирует Юпитера Тонанса и Плювия.

Скандинавы и тевтоны

В северогерманской (скандинавской) культуре крюкообразный крест обозначает боевой топор или амулет-символ - «молот Тора» (его молот иногда изображали в виде свастики с двумя зигзагообразными молниями). Тор - бог воздуха, грома и молнии, удачи.

Литва

Имеет свойства талисмана, приносящего удачу, и используется ее санскритское название. Свастика встречается также в Исландии.

Семиты

Сопровождает другие солнечные символы, но изображается как символ женской порождающей силы на лобке у Астарты. В верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар, которую в античной традиции сопоставляли с Артемидой (в римской мифологии Дианой).

Масоны

В масонской традиции свастикой отводили беду и зло. В оккультизме реинкарнация называлась «ротацией» и изображалась в виде свастики. В мистическом ордене «Братья-инициаты Азии» во время ритуальных церемоний на большую шахматную доску становились 29 человек, образуя живую свастику, оставляя при этом центральную клетку свободной. Этот ритуал существует и поныне среди магических групп Великобритании.

Вавилон, Египет

Символ Солнца и в религиозных представлениях древних, как солярный символ, была тесно связана с такими понятиями, как жизнь, плодородие, удача. В ряде храмов Эфиопии имеются окна в стенах в виде свастики.



Россия

По материалам археологических раскопок самой богатой территорией по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа является Россия - ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастик, покрывающих оружие, стяги, национальный костюм, дома, предметы повседневного быта и храмы. Свастика являлась главным и почти единственным элементом праславянских орнаментов. Раскопки показали, что многие древние славянские городища имели форму свастики, сориентированной по четырем сторонам света.



СВАСТИКА - символ вечного круговорота Вселенной.

Свастика символизирует Высший Небесный Закон, которому подвластно все сущее. Этот Огненный знак используется как Оберег, охраняющий Закон и Порядок, от незыблемости которых зависит сама Жизнь.



КОЛОВРАТ- Символ восходящего Ярилы-Солнца, символ вечной победы Света над тьмой и Жизни над смертью.
Цвет Коловрата играет важное значение: огненный - символизирует возрождение; небесный (голубой) - обновление; черный - изменение.



ИНГЛИЯ - Символизирует первичный Жизньродящий Божественный Огонь Творения, из которого появились все Вселенные и наша система Ярилы-Солнца.
В обереговом обиходе, Инглия - символ Изначальной Божественной Чистоты, защищающей Мир от сил Мрака.

Свастика являлась главным и почти единственным элементом праславянских орнаментов. Но это вовсе не означает, что славяне были плохими художниками. Во-первых, разновидностей изображения свастики было очень много. Во-вторых, в древности ни один узор не наносился просто так, каждому элементу узора соответствовало определенное культовое или охранное (обереговое) значение.

В России свастичные символы встречаются у сторонников Древних Ведических культов, у Православных Староверов-Инглингов, исповедующих Веру Первопредков - Инглиизм, в славянских и арийских общинах Родового Круга и у христиан: на старейших иконах Богоматери и Христа.

На протяжении многих тысячелетий славяне использовали символ свастики. Этот символ наши Предки изображали на оружии, стягах, одежде, на предметах быта и культа. Все знают, что Вещий Олег прибил свой щит на врата Царьграда (Константинополя), но, мало кому известно, что там было изображено. Тем не менее описание символики его щита и доспехов можно найти в исторических хрониках.



Вещие люди, т.е. обладающие Даром Духовного Предвидения и ведающие Древнюю Мудрость, которою оставили людям Боги и Предки, наделялись Жрецами многообразными символами. Одним из таких наиболее заметных в истории людей был Славянский князь - Вещий Олег. Кроме того, что он был князем и великолепным военным стратегом, он был еще и Жрецом Высокого Посвящения. Символика которая изображалась на его одеждах, оружии, доспехах и княжеском стяге рассказывает об этом во всех подробных образах:
Огненную свастику (символизирующую землю Предков) в центре девятиконечной Звезды Инглии(символ Веры Первопредков) окружал Великий Коло (Круг Богов-покровителей), который излучал восемь лучей Духовного Света (восьмая степень Жреческого посвящения) к Сварожьему Кругу.

Вся эта символика говорила о громадной Духовной и физической силе, которая направляется на защиту Родной земли и Святой Веры. Когда Вещий Олег прибил свой щит с такой символикой на ворота Царьграда, он хотел образно показать византийцам то, что в последствии другой Славянский князь, Александр Ярославич (Невский) словами объяснит тевтонским рыцарям:

«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и будет стоять Земля Русская!»

Дореволюционная свастика

При Петре I стены его загородной резиденции были украшены свастиками. Потолок тронного зала в Эрмитаже также покрыт священным символом.

В начале ХХ века свастика стала самым распространенным обереговым символом в России, Западной и Восточной Европе - сказалось влияние «Тайной доктрины» Е.П. Блаватской, учений Гвидо фон Листа и т.п.

Сейчас мало кому известно, что матрицы с изображением Коловрата (свастики), были изготовлены по специальному заказу и эскизам последнего царя Российской Империи - Николая II. На фото ниже - 250 царских рублей, двуглавый орёл на фоне свастики.



Простой народ на протяжении тысячелетий использовал свастичные орнаменты в бытовом обиходе, а в начале 20-го столетия интерес к свастичным символам появился и у властьимущих. В Советской России нарукавные нашивки бойцов Красной Армии Юго-восточного фронта с 1918 г. украшала свастика, с аббревиатурой Р.С.Ф.С.Р. внутри.

После свержения самодержавия, Свастика появляется на новых денежных купюрах Временного правительства, а после октября 1917 года на дензнаках большевиков.

Начиная с 1918 года большевиками в обращение вводятся новые купюры, достоинством 1000, 5000 и 10000 рублей, на которых изображена уже не одна свастика, а три. Две поменьше в боковых вязях и крупная свастика посредине. Деньги со свастикой печатались большевиками и были в обиходе, вплоть до 1922 года, и только после образования Советского Союза были выведены из обращения.

Мало кто знает, что среди символики, используемой Красной Армией, присутствовала не только звезда, но и свастика. Так выглядел наградной знак командиров Юго-восточного фронта Кр. Армии в 1918-1920 гг.





В национальном русском костюме свастика была главным и, практически единственным, орнаментом вплоть до первой половины XX века.



Фотография мужского пояса для верхней одежды XIX век, Пермская область, Юсьвинский район, деревня Федотово.

Наши пращуры очень любили как-нибудь в летний вечерок собраться на околице деревни и под протяжные напевы станцевать… свастику. Аналог символа был и в русской танцевальной культуре - танец «Коловрат». На празднике Перуна славяне водили и до сих пор водят хороводы вокруг горящих свастик, выложенных на земле.

В свастику верили как в талисман, «притягивающий» удачу. На Древней Руси считалось, что если нарисовать коловрат на ладошке, то обязательно повезет. Даже современные студенты чертят свастику на ладони перед экзаменами. Свастику рисовали и на стенах дома, чтобы там царило счастье. В Ипатьевском доме, где расстреляли семью последнего русского императора Николая II, императрица Александра Федоровна изрисовала все стены этим божественным символом, но против безбожников свастика не помогла. В наши дни философы, лозоходцы и экстрасенсы предлагают строить городские кварталы в виде свастик - такие конфигурации должны генерировать положительную энергию.

Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=49334.

Традиции

Previous post Next post
Up