Российский концерн "Газпром" завершил первую в мире перевозку сжиженного природного газа (СПГ) по Северному морскому пути. Об этом говорится в официальном пресс-релизе компании. 5 декабря танкер "Река Обь" прибыл в Японию с партией СПГ.
Как отмечается в сообщении, успешный рейс танкера показал, что теперь "Газпром" может рассчитывать на использование Севморпути для поставок российского СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также на европейский рынок. Данный маршрут почти на 40 процентов сокращает время, затраченное на проход из Северной Европы в Северо-Восточную Азию в сравнении с южными маршрутами (через Суэцкий или Панамский каналы).
В октябре "Река Обь" выполнил порожний рейс из Японии в Европу. 7 ноября он вышел с грузом из норвежского порта Хаммерфест по направлению к японскому порту Тобата. С 9 по 18 ноября во время перехода по Севморпути танкер сопровождали атомные ледоколы "Атомфлота" - "50 лет Победы", "Россия" и "Вайгач" ; руководили проходом два ледовых лоцмана.
По Севморпути суда проходят из Атлантического в Тихий океан вдоль северного побережья Сибири от Новой Земли до Берингова пролива. Рейс танкера должен был проверить возможности этого маршрута для международной торговли СПГ.
Северный морской путь (СМП), судоходная магистраль, проходящая вдоль сев. берегов СССР по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяющая европейские и дальневосточные советские порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую общесоюзную транспортную систему; главная сов. морская коммуникация в Арктике.
СМП почти в 2 раза короче др. морских путей из Европы на Дальний Восток - от Ленинграда до Владивостока по СМП 14 280 км, от Ленинграда до Владивостока через Суэцкий канал 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км.
Длина основной ледовой трассы СМП от новоземельских проливов до порта Провидения 5610 км; протяжённость судоходных речных путей, примыкающих к СМП, составляет около 37000 км. Однако продолжительная и суровая зима при коротком и холодном лете обусловливают большую ледовитость арктических морей, являются главным препятствием для прохода судов на значительных отрезках трассы; наиболее трудные условия плавания складываются в районах больших скоплений тяжёлых льдов, которые до конца не разрушаются даже в самые тёплые месяцы (Таймырский и Лионский ледовые массивы). Проводка транспортов через эти массивы возможна только с помощью ледоколов. Для эксплуатации трассы созданы специальные службы: пароходства и морские, речные и авиационные порты, гидрографические и промышленно-транспортные предприятия, научные институты и сеть полярных гидрометеостанций (см.
Полярные станции).
Современный СМП - результат разносторонней деятельности государства, и в то же время итог многовекового освоения северных окраин России.
История СМП начинается с первых плаваний поморов в 11-13 вв., но идея практического использования СМП (до начала 20 в. называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана русским дипломатом Д. Герасимовым в 1525. Освоение морского побережья и арктического мореплавание велись также сибирскими казаками и "промышленными людьми", ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах (кочах). Плавание летом 1648 из устья Колымы к р. Анадырь якутского казака Семена
Дежнева с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внёс М. В. Ломоносов, который высказал догадку о существовании генерального дрейфа льдов в Арктическом бассейне с В. на З., разработал классификацию льдов (которая во многом сходна с современной), а также занимался проблемами, связанными с изучением Северного Ледовитого океана. Видное место в этом изучении заняли две Камчатские экспедиции под начальством В.
Беринга, высокоширотная во главе с В.
Чичаговым, Северо-восточная И.
Биллингса - Г.
Сарычева, Усть-Янская и Колымская под руководством П.
Анжу и Ф.
Врангеля, новоземельские Ф.
Литке, П.
Пахтусова и А.
Циволько. Результаты их исследований предрешили вопрос о возможности судоходства по СМП.
С 1877 начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской с.-х. продукции и минеральных богатств. До 1919 из 122 карских рейсов только 75 прошли успешно; ими перевезено всего 55 тыс. т различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в сев. морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов, а также противодействием со стороны царского правительства и торгового капитала. В 1878-79 швед. экспедиция Н. А. Э.
Норденшельда на шхуне "Вега" совершила первое сквозное плавание по СМП с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Однако успех "Беги" не был поддержан и закреплен капиталистами Европы и царским правительством России, отказавшимися вкладывать крупные средства в освоение северного мореплавания. С 1911 из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода. Колымские рейсы также не получили развития из-за необорудованности морского пути. Среди научных экспедиций этого периода выделяются: русские - на первом линейном ледоколе "Ермак" под командованием С. О.
Макарова, полярная на шхуне "Заря" Э. В.
Толля, по СМП Г. Л.
Брусилова на шхуне "Святая Анна" и В. А.
Русанова на судне "Геркулес", полюсная экспедиция Г. Я.
Седова на шхуне "Святой Фока", гидрографическая на ледокольных транспортах "Таймыр" и "Вайгач" под начальством Б. А. Вилькицкого, открывшая в 1913 Северную Землю и совершившая сквозное плавание с В. на З. с зимовкой в 1914-15; иностранные - американская
Де-Лонга на шхуне "Жаннетта", норвежская в Арктический бассейн на судне "Фрам" во главе с Ф.
Нансеном, норвежская на судне "Мод" во главе с Р.
Амундсеном с З. на В. по всему СМП с зимовками у побережий Таймырского и Чукотского полуостровов. С появлением парового флота, изобретением радио, постройкой ледоколов освоение СМП вступило в новую фазу, ознаменовавшуюся более высоким уровнем исследований.
После Октябрьской революции 1917 началось планомерное освоение СМП, ставшее неотложной народно-хозяйственной задачей. Развитию арктического мореплавания и научных исследований на Советском Севере большое внимание уделял В. И. Ленин. С 1921 успешно осуществляются сов. Карские экспедиции, а с 1923 - Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе СМП. В 1932 экспедиция на ледокольном пароходе "А. Сибиряков" во главе с О. Ю.
Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав тем самым реальную возможность эксплуатации СМП. Плавание "Челюскина" (1933) и "Литке" (1934) ещё раз подтвердило готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов, которые начались с 1935. В 1932 было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому поручалось проложить окончательно СМП от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. В последующие годы Главсевморпути проводило работы по созданию специального ледокольного и транспортного флота, по гидрографическому и авиационному обеспечению арктических навигаций, геологическим, гидрологическим, метеорологическим и географическим исследованиям, созданию на Советском Севере очагов социалистической индустрии. В 30-е и 40-е гг. были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения и др. Для освоения СМП имели значение: экспедиции гидрографические по изучению обстановки трассы и для составления навигационных карт и лоций, высокоширотная на "Садко" (1935), дрейф "Георгия Седова" (1937-40), первая научная станция
"Северный полюс" (1937-38) во главе с И. Д. Папаниным, трансарктические полёты из Москвы в США (1937), ледовые патрули (с 1938), воздушная экспедиция на полюс относительной недоступности (1941), послевоенные экспедиции - на ледоколе "Северный полюс" в северо-восточные моря (1946), на "Литке" в Карское море (1948), на том же судне (1955) и дизель-электроходе "Обь" (1956) в Гренландское море. С 1948 проводятся высокоширотные воздушные экспедиции под названием "Север". Высаженные на дрейфующие льды станции были базами долговременных научных наблюдений. В 1950-51 во льдах Арктики дрейфовала вторая научная станция "Северный полюс" ("СП"). С 1954 в Арктическом бассейне ежегодно работают по 2 советские дрейфующие станции; в 1974 во льдах Арктического бассейна работала "СП-22"; с конца 1975 действует "СП-23".
Из наиболее выдающихся плаваний по СМП после 1935 были: проводка военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток (1936), двойной рейс ледокола "И. Сталин" (1939), снабжение продовольственными и промышленными товарами из бассейна Тихого океана Якутии и восточной части Советской Арктики, перегон дальневосточных военных кораблей в Баренцево море в годы Великой Отечественной войны 1941-45, систематические переходы речных судов из европейских портов на реки Сибири (с 1948), рыболовецких судов на Дальний Восток (с 1951), двойные грузовые рейсы дизель-электроходов "Лена", "Енисей" (с 1954), осенние походы атомохода "Ленин" (1970-71). Вступление в строй новых мощных судов ледового класса: атомоходов "Ленин" и "Арктика", ледоколов "Москва", "Ленинград" и др. однотипных ледокольных судов, современное оборудование арктических портов, расширение сети полярных станций (свыше 100) и обсерваторий, достижения науки - всё это создало реальные возможности для выполнения поставленных в 1957 ЦК КПСС и Советским правительством задач превращения СМП в магистраль массовой перевозки народнохозяйственных грузов.
С 1954 Главсевморпути находится в составе министерства морского флота. В период 1954-64 специализированные подразделения Главсевморпути переданы в ведение министерства гражданской авиации, министерства геологии, главгидрометслужбы и др. ведомств. В 1970 учреждена Администрация Северного морского пути при министерстве морского флота; её основные задачи: осуществление государственного надзора за рациональным использованием СМП, организация арктического судоходства, принятие мер к обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения морской среды.
http://lenta.ru/http://slovari.yandex.ru