Есть такое определение - убийство ради сохранения чести. Это убийство женщины мужчиной, членом ее семьи, по причине ее «аморального поведения» (например, нарушения социальных норм, правил скромности и сексуального поведения, вероотступничество), что считается нарушением «кодекса чести» семьи или всей общины. Такой кодекс чести - результат мощной патриархальной системы ценностей; они отражают глубоко укоренившиеся социальные и культурные понятия чести и стыда, где женщина полностью отвечает за честь семьи и общины. Соучастие других женщин в семье, которые поддерживают такие правила, упрочивает мнение общества о том, что женщина - это собственность и что жесткость по отношению к ней - это семейное дело, а не юридический вопрос.
В соответствии с отчетом ООН, пять тысяч человек, в основном женщины и молодые девушки, ежегодно погибают из-за совершения «убийств в защиту чести».
Такие убийства случаются во всех культурах и религиях; в Афганистане, на Балканах, на Гаити, в Бангладеш, Бразилии, Эквадоре, Египте, Великобритании, Греции, Индии, Ираке, Иране, Израиле, Италии, Иордании, Пакистане, Марокко, Испании, Швеции, Турции и Уганде.
Культурные корни таких убийств прослеживаются в Азии, где это практикуют мусульмане, индусы и сикхи, а также в Ливане и некоторых странах Ближнего и Среднего Востока, где подобное совершают также христиане.
Убийства чести случались еще в древних цивилизациях, например, в Вавилоне, библейском Израиле и Риме, а позднее их узаконил уголовный кодекс Наполеона. Правозащитная организация Human Rights Watch приводит следующее определение убийства чести: Убийства чести - это акты насилия, обычно убийства, совершённые членами семьи мужского пола против членов семьи женского пола, которые, по их мнению, навлекли на семью бесчестие.
Это определение фактически неточно, поскольку многие «убийства чести» в мусульманской среде совершаются с участием женщин, причём в числе исполнительниц иногда бывает не только свекровь, но и мать жертвы. Тем не менее Human Rights Watch сознательно использует именно такую формулировку, постулируя, что все женщины, принимающие участие в «убийствах чести», делают это по принуждению, и сами не одобряют подобных расправ.
Статистики, касающейся истинной и мнимой мотивации женщин, участвующих в «убийствах чести», не существует. Убийства чести периодически происходят в странах исламского мира, они зафиксированы в Восточной Турции, на палестинских территориях, в Иордании, Пакистане, Сомали и на российском Северном Кавказе, в том числе в Чечне. В Индии существует некоммерческая организация Love Commandos, целью которой является защита влюблённых пар от возможного убийства чести.
Многие «убийцы в защиту чести» пытаются оправдать содеянное религиозными мотивами, но ни одна мировая религия, в том числе и ислам, не одобряет такие убийства. Основными их причинами являются не религиозные, а патриархальные племенные, клановые и культурные обычаи или кодексы поведения общин, в которых главенствуют мужчины.
Убийства чести не фигурируют ни в преданиях (хадисах) о Пророке, ни в Коране, они запрещены исламом. Многие мусульманские законоведы, толкователи и организации осуждают такие убийства как культурную практику, чуждую исламу. Верховный муфтий Египта шейх Али Гомаа высказал свое резкое осуждение таких убийств. Однако этот варварский обычай сохраняется во многих странах и общинах, где общественные деятели, простые люди и политики поддерживают его или попустительствуют ему. В результате те, кто совершает такие преступления, часто избегают кары или получают минимальное наказание.
Убийство чести - нередкое явление в Пакистане. Только за 2015 год более тысячи женщин были убиты родственниками-мужчинами, посчитавшими их поведение пятнающим репутацию семьи. Два года назад вся мировая пресса широко обсуждала зверскую расправу над девушкой на востоке страны, в городе Лахор. Тогда Фарзана Икбал была забита до смерти камнями прямо у местного здания суда. В казни принимали участие члены её семьи. Вина девушки состояла в том, что, будучи помолвленной со своим двоюродным братом, она посмела выйти замуж за другого. Фарзана была на год младше Кандил.
Хотя в теории такие преступления осуждаются, на практике известно много случаев, когда убийцы были избавлены от какого-либо наказания. К преступникам, совершившим убийство чести, относятся если не с одобрением, то с пониманием. Более того, возможность прощения за такое деяние прописана в уголовном кодексе Пакистана.
Но проблема не ограничивается одним только регионом Южной Азии. В мире, по оценкам ООН, ежегодно совершается 5 тыс. таких убийств. Несколько лет назад The Independent провела независимое 10-месячное расследование. Журналисты издания побывали в Иордании, Пакистане, Египте, секторе Газа и на Западном берегу Иордана.
«Правоохранительные органы и суды многих стран Ближнего Востока занимаются попустительством, сокращая или отменяя сроки тюремного заключения за убийство женщин родственниками, а часто даже классифицируют их как самоубийства, чтобы избежать привлечения к судебной ответственности», - заключается в статье.
По данным газеты, большинство убийств чести совершается иракскими курдами, палестинцами в Иордании, а также в Пакистане и Турции. По количеству официально зафиксированных убийств чести Турция - вторая после Пакистана. По данным различных женских организаций, в этой стране, стремящейся в ЕС, ежегодно убивают 200 женщин, которых родственники сочли опорочившими семью. Гораздо реже, но убийства чести случаются и в Европе. В лидерах ЕС по количеству совершенных убийств чести - Великобритания.
По данным организации The Henry Jackson Society, в 2014-2015 годах в Соединённом Королевстве было зарегистрировано 18 подобных преступлений. Год назад в стране учредили Национальный день памяти жертв убийств чести (The National Day of Memory for Victims of Honour Killings). Погибших поминают 14 июля, в день рождения одной из жертв - Шафилии Ахмед.
Иммигрантка из Пакистана, 29-летняя Шафилия жила вместе со своими родителями в тихом городке Уорингтон недалеко от Ливерпуля. Она пропала без вести в сентябре 2003 года, через шесть месяцев полиция обнаружила её останки на берегу местной речки. В ходе следствия полицейские заподозрили, что девушка была убита родителями. Причина - отказ от брака по договоренности, на котором настаивали отец с матерью. Ифтихар и Фарзана Ахмед были обвинены в убийстве только в 2010 году, после признательных показаний их второй дочери, которая присутствовала при казни сестры.
Убийства чести происходят и в России. Так, в сентябре 2015 года полиция Грозного задержала 23-летнего местного жителя по подозрению в убийстве младшей сестры из-за того, что она опорочила честь семьи. В ноябре 2013 года, также в Чечне, пропала 38-летняя Зарема Даурбекова. Поиски длились около года и оставались безрезультатными. Убийца сам пришел в полицию с повинной спустя девять месяцев - в сентябре 2014 года. Это был родной отец девушки, лишивший дочь жизни за «непристойное поведение». В Дагестане 23 марта 2016 года мужчина признался в убийстве двух своих дочерей из-за подозрений в аморальном поведении.
«И общественные организации, и религиозные структуры это осуждают, - пояснил в интервью «Ленте.ру» эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев. - Стоит отметить, что подобные преступления происходят в отдаленных районах, в горах, в сельской местности, где институт адата крепко укоренился и сохраняет свои позиции».
По его словам, религиозные авторитеты на Кавказе делают многое, чтобы статистика подобных убийств стремилась к нулю. «Созываются старейшины, они стараются как-то влиять, чтобы не было таких преступлений. В частности, последний случай, когда отец зарезал двух дочерей, вызвал широкий резонанс, общественность это осуждает», - заявил Гереев.
Об откровенных селфи «пакистанской Ким Кардашьян», приведших к её убийству, продолжает спорить сообщество Всемирной паутины - многие молодые люди за пределами Пакистана впервые услышали о распространённости такого явления, как убийство чести, и задались вопросами, связанными с ним.
«Как много сестёр убивают своих братьев из побуждений чести? Я не поддерживаю то, что делала Кандил Балоч, но никто не давал нам права отнимать чужую жизнь», - комментирует пакистанец последний пост Балоч в Facebook.
«Подобные случаи наносят вред образу Пакистана в представлении мирового сообщества. Полиция Лахора арестовала всех подозреваемых по этому делу и будет проводить расследование со всей тщательностью», - заявил прессе министр по делам меньшинств и прав человека Тахир Синкху. «Убийства чести - худшая форма насилия и зверства в пакистанском обществе», - добавил он.
Модель, певица и актриса Кандил Балоч, настоящее имя которой Фаузия Азим, стала знаменита благодаря откровенным селфи и видео в интернете. В отличие от американской участницы реалити-шоу Ким Кардашьян, с которой её сравнили американские СМИ, Балоч никогда не публиковала снимки ню, хотя изредка снималась в нижнем белье. Но в Пакистане даже любовь Балоч к обтягивающей одежде воспринималась как вызов общественным устоям. Негодуя или восхищаясь, за англоязычной страничкой Балоч в Facebook следили 800 тыс. поклонников.
В одном из своих последних постов в Facebook Балоч написала: «По крайней мере, международные СМИ понимают, кто я такая. Как я пытаюсь изменить традиционный образ мыслей людей, которые не желают выходить из своих клеток фальшивых убеждений и устаревших практик». В более ранней публикации, отвечая на нападки местных журналистов, она заявила: «Я не считаю, что нужно вешать на себя ярлык только потому, что этого требует от тебя общество. Я просто женщина, думающая свободно, и мне это нравится».
Большинство посетителей аккаунта симпатизировали смелой открытости модели, но было немало и таких, которые заходили на страничку, чтобы оставить гневный комментарий. Не убавилось критиков и после смерти Балоч. «Каждый должен отвечать по заслугам за свои деяния», - комментирует один из посетителей её странички. «Все, что она делала, - не что иное, как пропагандистское оружие Запада, направленное на дискредитацию общества, в котором она жила», - заявляет другой.
С автором последнего комментария, вероятно, солидарны многие мужчины в Пакистане. Согласен с таким утверждением и брат модели Мухаммад Васим, расценивший поведение Кандил как порочащее репутацию семьи. «Я сначала дал ей таблетку, а затем задушил. То, как она себя вела, было недопустимо», - заявил он полиции после задержания.
25-летний Васим был арестован в Центральном Пакистане 16 июля, через несколько часов после совершения убийства. Второй брат Кандил, военнослужащий, в преступлении не участвовал, но действия Мухаммада одобрил. «На данном этапе расследования мы считаем, что основным мотивом убийства послужило желание восстановить честь семьи», - сообщили в полиции.
Дела о распространенных на Северном Кавказе убийствах женщин их родными в наказание за «аморальное поведение» редко доходят до суда. Соседи и близкие жертв не обращаются в правоохранительные органы, поступок убийцы вызывает сочувствие, а авторитет семьи, способной кровью смыть пятно со своей репутации, только растет.
23 марта 2016 в Дагестане отец признался в убийстве двух своих дочерей из-за подозрений в аморальном поведении. Он рассказал, что зарезал девочек еще в декабре, а после вывез их тела на сельскую окраину и закопал на горе. Младшей было 16 лет. На допросе дагестанец пояснил, что на жестокую расправу его толкнуло позднее возвращение девочек с прогулки, что, по его мнению, «недопустимо для горянки». Подобные «убийства чести» периодически происходят в республиках Северного Кавказа, однако говорить об этом не принято по ряду причин. Что считать непристойным поведением? Почему такой позор надо непременно смывать кровью и можно ли искоренить этот дикий обычай? Почему община всегда встает на сторону убийцы? На эти и другие вопросы ответил эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа, руководитель группы мониторинга молодежной среды республики Дагестан Руслан Гереев.
Внутренний распорядок, механизм общественной жизни Северного Кавказа во многом определяется традиционными кодексами поведения. Это касается и родителей, и детей, и мужчин, и женщин. Кодекс соблюдается свято из поколения в поколение. И даже 1990-е - революционный, по сути, период, мало что изменил. Наоборот, религиозные позиции, как и влияние адатов, усиливаются и укрепляются с каждым днем.
Прискорбно то, что государство не уделяет должного внимания этому направлению - нет общественных структур, которые могли бы вести какую-то пропагандистскую линию. Нет четкой концепции работы: как делать, что делать, кто вообще должен этим заниматься. Человек сталкивается с проблемой и решает ее в порыве ярости, в состоянии аффекта, что и приводит к печальным последствиям.
К сожалению, тут есть еще такой неписаный закон: совершив возмездие, убийца не будет так осуждаем, как если бы он оставил все как есть. Конечно, уважение таким поступком он не приобретет. Но, по крайней мере, избежит позора. Хотя с точки зрения религиозной культуры, преступление есть преступление, оно осуждается всеми религиями.
Традиционный ислам к этому как относится?
Резко осуждает. Потому что в основе религии заложен принцип «Не убей». Это тот случай, когда традиции, адат идут вразрез с нормами шариата. Дело в том, что адат - это унаследованное, а аят - соблюдаемое. По логике вещей, адат ничем не уступает аяту, потому что это исторически сложившаяся норма. Более того, в некоторых ситуациях он бывает общественно полезным и может вполне соответствовать религиозным воззрениям. Созываются старейшины, они стараются как-то влиять, чтобы не было таких преступлений. В частности, по последнему случаю, когда отец зарезал двух дочерей, был широкий резонанс, общественность это осуждает. Но детям жизни это уже не вернет.
Что можно считать аморальным поведением, где проходит эта грань?
Что касается незамужних женщин, то речь идет о праве общения с противоположным полом: границы близости, интим. В основном упор делают на это. Однако в некоторых случаях фривольная эсэмэска и позднее возвращение домой могут стать поводом для подозрений. Буквально лет пять-шесть назад в Дагестане муфтиятом было принято решение о том, что безосновательное обвинение человека является таким же преступлением по степени ответственности. Поэтому с этим вопросом немного разобрались.
Другое дело, что поведение молодежи не всегда соответствует общепринятым правилам. Молодые люди выставляют много лишнего напоказ в соцсетях. Скажем, фотографии в состоянии наркотического и алкогольного опьянения - обо всем становится известно. Работать в этой среде пока не получается, а должной молодежной политики в субъектах Федерации нет. Потому что нет четких государственных ориентиров. Учитывая то, что речь идет именно о республиках Северного Кавказа, то здесь это еще более наглядно. Я сейчас говорю о поведении в целом, соцсети - просто способ огласки. Но даже сейчас у нас есть случаи, когда родственники жалуются в представительства соцсетей в регионах, просят блокировать аккаунты.
Распространяются ли эти практики на мужчин или опозорить род может только женщина? Что грозит мужчине в случае позорного поступка?
Всякое аморальное поведение с точки зрения местной культуры не имеет половой принадлежности. Это касается и девушек, и мужчин. Адаты существуют для всех. Просто мужчина изначально более привилегирован, у него другая статусность, ответственность формируется совершенно по другим критериям. Что положено мужику, то не положено женщине. Мужчина имеет право на легализацию отношений, по сути реабилитацию после внебрачной связи. Он может жениться и решить проблему. У женщины такого права нет - последнее слово всегда за мужчиной. Это краеугольный камень, девушка изначально в тупике. Поэтому ее будущее зависит исключительно от ее поведения.
И любая тень на ее репутации может обернуться для нее смертным приговором.
В крайнем случае. Много безосновательных наговоров - преднамеренного распространения слухов. Гораздо больше, чем собственно аморального поведения. Сейчас по-другому на эти вещи смотрят. Но в глубинках, в горах уголовное право имеет меньший вес, чем традиции и обычаи. Все происходит иначе, и там чаще бывают инциденты.
После такой казни, говорят, и могилу не найти?
Это не совсем так. Их хоронят отдельно от всех, как самоубийц, например. Но чтобы безымянно - это нет. Только террористов так хоронят. В принципе, это есть и в других областях. Но, конечно, наиболее выражено в республиках Северного Кавказа. Тот же Татарстан и Башкирия стали более светскими, и такого там практически нет. Горский адат до сих пор очень значим в обществе, и даже наблюдается усиление, возврат к этим традициям. В целом это не такие частые случаи, потому что все споры и конфликты решаются посредством религиозных деятелей. Количество обращений к ним в последние годы резко увеличилось. Мы делали приблизительный мониторинг, и выяснилось, что в неделю почти три тысячи обращений только в центральную мечеть Махачкалы. Это дает какой-то положительный результат, там стараются примирить людей, есть даже специальные комиссии.
А традиция кровной мести, похищение невест - тоже адаты?
Исключительно. Религия всегда это осуждает. Даже в других регионах с компактным проживанием уроженцев Северного Кавказа это бывает. Порой похищают местных девушек с целью женитьбы. Таких инцидентов все меньше, но это не значит, что этого нет. Закрывать глаза на это нельзя.
Получается, переезжая в другие регионы, в общество с иными социальными, культурными и религиозными нормами, эти люди везут адаты с собой и продолжают жить по ним?
Конечно, это прямой экспорт. Взять, например, северные регионы - Сургут, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, где компактно проживают выходцы из Дагестана, Ингушетии. Там целые муниципальные образования с десятками тысяч человек. И они живут по своим законам. Человек с Северного Кавказа, где бы он ни находился, соблюдает те же правила, поведенческая линия везде одинакова. Убийство 23-летней Хатун Сюрючи 13 лет назад шокировало ФРГ. Убийцей был ее младший брат. С тех пор в стране идут дебаты о так называемых "убийствах чести".
В Берлине решили увековечить память Хатун Сюрючи, убитую ее родственниками 13 лет назад. В районе Нойкельн именем женщины назовут мост через скоростную магистраль А100.
Перед тем как убить сестру тремя выстрелами в голову, ее 19-летний брат Айхан спросил, "сожалеет ли она о совершенных грехах"? В суде он заявил, что застрелил Хатун, чтобы восстановить честь семьи. Берлинский суд приговорил его 9 годам и 3 месяцам лишения свободы - максимальное наказание, которое по немецким законам может понести человек в таком возрасте. Старшие братья, которых прокуратура обвиняла в подстрекательстве к совершению преступления, суд оправдал за недостатком доказательств. Айхан Сюрючи отбыл свое наказание в Германии. Окончательный вердикт по делу его братьев выносил турецкий суд.
Дискуссия в Германии
Хатун Сюрючи родилась в семье турецких курдов и выросла в Германии. В 16 лет ее насильно выдали замуж за живущего в Турции кузена. Через год Хатун приехала в Берлин, чтобы родить ребенка в хорошей клинике. Обратно в Турцию она решила не возвращаться и развелась с мужем. Через полгода Хатун ушла от родителей, чтобы пойти учиться на электротехника. 7 февраля 2005 года она была убита на улице в центре Берлина. Убийство Хатун Сюрючи вызвало многочисленные дискуссии в Германии об "убийствах чести". Ранее считалось, что подобные преступления совершаются в таких странах, как Саудовская Аравия, Иордания или Турция, но не в Германии, говорит берлинский психолог Ахмад Мансур.
После произошедшей трагедии представления изменились, на немецких телеканалах прошли бесчисленные дискуссии, были проведены исследовательские и просветительские проекты по этой теме.
Мансур - один из организаторов просветительского проекта "Герои" в Берлине. Специалисты помогают подросткам из семей мигрантов разобраться с такими понятиями как "честь", по новому определить их для себя. "Честь давно уже не означает контроль над сестрой, а борьбу за ее свободу", - говорит Мансур. По его словам, подростков учат формировать собственные представления о том, что значит быть мужчиной, чтобы они не следовали слепо патриархальным установкам семьи.
"Убийства чести" являются проблемой среди людей, придерживающихся патриархальных взглядов, а не только мусульман, утверждает Мансур. Эти преступления являются лишь верхушкой айсберга, одной из множества форм угнетения человека в патриархальных общинах. Несмотря на успех "Героев", психолог считает необходимым переходить от отдельных проектов к дискуссиям с молодыми людьми о базовых ценностях, которыми можно "достучаться" до подростков, прежде всего, в школах.
Среди жертв и мужчины
Официальной статистики о том, сколько преступлений "в защиту чести" было совершено в Германии после убийства Хатун Сюрючи, нет. Последнее исследование на эту тему в 2011 году провел в ФРГ Институт иностранного и международного уголовного права Общества Макса Планка, собрав данные по судебным документам и материалам в СМИ за период с 1996 по 2005 год.
В эти годы расследовали 78 преступлений, часть из которых невозможно однозначно квалифицировать, являются они "убийством чести", кровной местью или совершены на почве семейной ссоры. Исследование показало, что 43 процента всех жертв составили мужчины, что намного больше расхожих представлений о том, против кого направлены "убийства чести". Кроме того, ученые выяснили, что 92 процента виновных в совершении таких преступлений родились не в Германии.
Исследование также показало, что "убийства чести" были в большей степени связаны с определенными традициями в отдельных регионах мира, а не с какой-либо одной религией. Виновниками таких преступлений, совершенных в Германии, были мусульмане, езиды и христиане.
Помимо этого, исследование развеяло представление о том, что число подобных преступлений в Германии растет. За изученный период число "убийств чести" было примерно одинаковым: в среднем в год три женщины погибали по вине близких родственников, мотивировавших свои действия "поруганной честью".
"Убийства чести" совершают в большинстве своем люди малообразованные и плохо интегрированные в общество", - говорит один из участников исследования, социолог Дитрих Обервиттлер (Dietrich Oberwittler). По его словам, иммигранты во втором или третьем поколении намного реже придерживаются представлений, которые провоцируют подобные преступления, поэтому их число со временем будет снижаться.
"Убийство чести" или"семейная драма"
Жестокие преступления, совершенные против женщин, привлекают большее внимание СМИ и общественности. Подтверждением тому стал продолжавшийся полтора года процесс по делу об убийстве 35-летней Ханы С., матери шестерых детей. Суд в первой инстанции в Вуппертале в конце января текущего года признал виновными в убийстве и приговорил к срокам заключения от 9,5 лет до пожизненного заключения ее мужа, 20-летнего сына, а также двух братьев мужа. Убить Хану С. ее родственники - иракские езиды - решили после того, как она ушла от мужа, чтобы "восстановить честь семьи". Однако эксперты считают проблематичным обозначение "убийство чести", особенно в случаях, когда преступником является муж, и не только по этой причине.
Немецкий политолог Ясин Баш (Yasin Baş) указывает на то, что об "убийствах чести" говорят лишь в случаях, когда преступления совершают мигранты. Если же убийство происходит в семье этнических немцев, то его часто называют "семейной трагедией", что звучит более безобидно. По его мнению, использование термина "убийство чести" в первую очередь идет на пользу правым экстремистам.
С другой стороны, подумать о терминологии призывают организаторы кампании "Остановите сексизм в газете Bild". По их мнению, обозначение "семейная трагедия" в отличие от "убийства чести" нейтральное, оно не содержит в себе указания на роль мужчины и женщины в этом контексте, что совершенно неправильно.
Они указывают, что проявление насилия в отношении женщин является общей проблемой, глубину которой демонстрирует большое число преступлений. По данным исследования, проведенного в Германии для Федерального ведомства уголовной полиции, в 2015 году 131 женщина была убита супругом или гражданским мужем, а более 100 тысяч пострадали от физического насилия в семье.