Совсем недавно мы разбирались как могло такое получиться, что советские конфеты назвали "РАДИЙ"!. Но многие же в курсе, что это не самое странное название. Можно вспомнить еще и «Гусиные лапки», «Раковые шейки», «Кара-Кум» и «Птичье молоко» например. Ну как у людей могло хватить фантазии так назвать сладкие продукты - конфеты?
Об этом нам сейчас расскажет Екатерина Бушмаринова:
Не нужно быть специалистом в области нейминга, чтобы понять, чего ждёт потенциальный покупатель от названия и внешнего вида конфеты. В идеале они должны невербально доносить до покупателя хоть какую-то информацию о продукте. При этом обёртка должна привлекать внимание, а название - быть позитивным и запоминающимся.
К сожалению, две последние характеристики (позитивность и запоминаемость) иногда вступают в серьёзное противоречие. Например «Кара-Кум» дословно переводится как «чёрный песок» (тюркск.) и напоминает о суровом и безрадостном климате пустыни, буревестник же, как все мы знаем из одноимённого произведения М. Горького, предвещает бурю (возможно, в желудке). «Лапки», «шейки» и «птичье молоко» излишне физиологичны, и не очень понятно, что они делают в конфетах.
Почти все эти названия появились давно и обросли легендами.
С «Птичьим молоком» всё наиболее очевидно: одноимённые конфеты (с начинкой из маршмеллоу, аналогом нашего зефира, но без яйца) в 1930-х гг. были популярны в Польше. Тридцать лет спустя наши кондитеры создали свой вариант «Птичьего молока», впоследствии начав использовать в качестве желирующего агента агар-агар. Название сохранили. Считается почему-то, что оно связано с пьесой Аристофана «Птицы», в которой счастье обещается в виде «млека», «да не тёлок, а птиц». Пьесу прочитала, усомнилась. Это вообще-то сатирическое произведение, вряд ли поляки хотели назвать свои конфеты «Якобы счастье». Думаю, что тут всё просто: словосочетание «птичье молоко» является синонимом чего-то волшебно-прекрасно-недостижимого, существует русская пословица: «Всё есть, опричь птичьего молока». Вероятно, авторы названия конфет хотели, чтобы оно ассоциировалось со сказкой, с изобилием, «полной чашей», обретением некой диковины, последнего штриха, которого не хватало для полноты жизни.
В составе конфет «Кара-Кум» есть вафельная крошка, она хрустит на зубах (как песок). На всех фантиках «Кара-Кума» можно увидеть верблюдов и пустыню, но на некоторых встречаются ещё почему-то и пальмы, а раньше, говорят, были и пирамиды.
Версия об украинском происхождении названия конфет «Радий» («радый») не выдерживает критики, там же атом нарисован! Так что, скорее всего, это название из условной серии «Научно-технический прогресс», к которой можно отнести также конфеты «Космические» и «Стратосфера».
«Гусиные лапки» и «Раковые шейки» начали производить ещё во времена «Товарищества А.И. Абрикосова и Сыновей», учреждённого в 1880 г., а в 1899 г. удостоенного почётного звания «Поставщик двора его императорского Величества» (с 1922 г. - кондитерская фабрика им. Бабаева, с 1998 г. - Кондитерский концерн «Бабаевский»). Рассказывают, что оба названия придумал сам Алексей Абрикосов. Головогрудь - наиболее вкусная и мясистая часть рака, деликатес. Иногда её называют шейкой, иногда - хвостом. Абрикосов обнаружил внешнее сходство новой конфеты с отваренной раковой шейкой и предложил такое название. Что касается «Гусиных лапок», тут мнения расходятся. Существует версия, что при изготовлении данного лакомства кондитеры использовали в качестве загустителя гусиный жир. Но, даже если это так, вызывает сомнение желание увековечить этот эксперимент в таком необычном названии. Тем более, что поначалу эта самая карамель называлась вовсе не «Гусиные лапки», а «Утиные носы».
Известно, что Алексей Абрикосов, глава кондитерской династии, уделял много внимания продвижению продукции, часто используя для этого нестандартные методы. Скажем, однажды появилась газетная «утка» - сообщение о том, что в одном из магазинов Товарищества Абрикосовых работают продавцами исключительно блондинки, а в другом - только брюнетки. Все пошли смотреть! И, разумеется, купили много конфет. Большое значение придавал Абрикосов и упаковке продукции. Для создания обёрток конфет Абрикосов пригласил профессиональных живописцев, цех упаковки, где работало 30 человек, возглавлял известный художник Фёдор Шемякин. Именно «абрикосовские» фантики и рекламные плакаты были одними из первых оформлены в стиле модерн, с использованием флористических и анималистических мотивов. Например, в рекламе мармелада «Лилипут» (тоже не очень приятное название, кстати) использовалось изображение белых зайцев, а на плакате, рекламировавшем мармелад «Царский», красовались три цапли, стоящие «по колено» в воде и внимательно рассматривавшие речные кувшинки.
Абрикосов придумал способ изготовления карамели с начинкой - выдувалась трубка из карамели, заполнялась начинкой и разрезалась горячим ножом на маленькие кусочки, которые запаивались с двух сторон. Может быть, первые произведенные таким способом карамельки показались Абрикосову похожими на утиные носы? А может быть, он дал конфетам такое имя, чтобы продолжить анималистическую тему в рекламе и упаковке.
Всё-таки в основном сладкая продукция рассчитана на детей, а детям интереснее рассматривать фантики с изображением зверей и птичек, чем с историческими сюжетами (которыми тоже славились фантики Абрикосова).
Встречается интуитивно понятное оформление упаковки конфет. Например, карамель «Лимончики» (кондитерская фабрика «Рот-Фронт») по форме, цвету и интенсивности последнего напоминает одноимённый фрукт, в составе - цитрусовая подварка и ароматизатор идентичный натуральному «Лимон». Логичное название, жёлтый фантик с зелёными буквами (жёлтый и зелёный цвета, соединённые вместе, вызывают ассоциации с кислым вкусом). Карамель «Снежок» того же производителя - белого цвета, хрустит на зубах, обёртка в бело-голубых «морозных» тонах с нарисованными снежинками. Или карамель «Мечта», тоже рот-фронтовская. Конечно, «мечта» - абстрактное понятие, но ясно, что создатель названия просто недоговаривает, а хотел сказать: «Не конфета, а мечта!». Образ конфеты-мечты удачно дополняется розово-белым «девчачьим» фантиком. Из шоколадных конфет можно вспомнить «Золотые купола», конфеты куполообразной формы в золотой фольге.
Но, увы, в форме купола (или грибочка) делают и конфеты «Трюфель», в то время как первые настоящие французские конфеты-трюфели из кремовой массы «ганаше», состоявшей из шоколада и сливок, были сделаны в форме не идеального шара - и названы так именно из-за внешнего сходства с самым дорогим грибом - трюфелем, считавшимся долгое время блюдом, доступным лишь очень богатым людям. Шляпка гриба трюфеля на шляпку наших конфет «Трюфель» вовсе не похожа!
К появлению ряда странных, а иногда и просто курьёзных названий конфет привело принятие в 2008 г. поправок к закону о товарных знаках, в результате чего право на использование «старых» названий осталось только у столичного холдинга «Объединённые кондитеры». Все остальные производители конфет должны были либо выкупать у «Объединённых кондитеров» лицензии, либо прекратить производство «советских» кондитерских изделий, либо переименовать их. Об этом можно прочитать в статье «Нейминг по-русски».
И вот «Уралкондитер» выпускает конфеты «Умелочка» в привычной для глаза обёртке конфет «Белочка».
Казанская фабрика «Заря» переименовывает «Птичье молоко» в «Птичку-пеночку-зарничку». ОАО «Приморский кондитер» теперь вместо конфет «Василёк» производит конфеты «Васёк», а вместо «Красного Мака» - «Красный Маг». А «Мишка Косолапый» в исполнении новосибирской кондитерской фабрики «Любава» превратился в конфеты «Брат с Севера приехал», причём на обёртке, созданной в своё время для «Эйнема» промышленным художником Эммануилом Мануйловым по мотивам картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», рядом с бурыми медведями теперь изображён медведь белый…
Более того, меж собой «Объединённые кондитеры», видимо, тоже поделили «старые названия», иначе трудно объяснить, почему «Петушок - золотой гребешок» «остался» у «Красного Октября», а концерн «Бабаевский» (Пензенская кондитерская фабрика) выпускает конфеты похожей рецептуры с пугающим псевдофольклорным названием «Петушок - масляна головушка».
Кондитерская фабрика «АтАг» (ИП Ю. А. Атомян) (Шексна, Вологодская обл.) поражает разнообразием упаковки конфет и безудержной фантазией авторов их названий. Например, это предприятие выпускает конфеты в шоколадной глазури со сливочной начинкой с добавлением халвы и подсолнечных семечек в симпатичном бледно-жёлтом с коричневым фантике, на котором изображены подсолнухи. А называются эти конфеты «Свет души»! Название лично у меня вызывает двойственное чувство. С одной стороны, оно солнечное, конечно. С другой стороны, всё же, как мне кажется, следует избегать в названиях пищевой продукции, т.е. объектов потенциального употребления вовнутрь, таких слов, как «душа», «Бог», «Мироздание» и т.п.
Впрочем, у той же фабрики «АтАг» есть и совсем неожиданные названия конфет - «Мама Женя», «Кочегар Петя» (в блестящих фантиках, различающихся по цвету в зависимости от вкуса конфет, а они бывают со вкусом кокоса, кунжута, апельсина в шоколаде и т.д.) и эпатажный «Укус женщины». Безусловно, трудно считать удачным названием для конфет слово «Форсмажор» (форс-мажор означает обстоятельства непреодолимой силы, например, стихийные бедствия, мешающие сторонам выполнить договорные обязательства). Однако «АтАг» производит линейку таких конфет. Как звучит: «Форсмажор со вкусом “Заварной крем”!»