По данным компании-оператора станции "Фукусима" Tokyo Electric Power (TEPCO), интенсивность облучения там составляет 530 зиверт в час. Такая информация была получена в результате обследования реактора при помощи зонда с камерой.
Чтобы понять, насколько опасно такое излучение, напомним, что нормальный для человека уровень радиации составляет 0,0024 зиверта в год, а практически мгновенная смерть наступает при дозе радиации в 20 зиверт.
Как говорится в Japan Times, «согласно анализу изображений, снятых дистанционно контролируемой камерой, в металлической решетке под корпусом первичной гермооболочки реактора есть двухметровая дыра. К тому же часть решетки деформирована». Под этой установкой были зафиксированы некие сгустки черного цвета. Эксперты полагают, что это могут быть остатки ядерного топлива, которые прожгли корпус реактора, выпали наружу и частично расплавили опоры установки.
Эту проблему будет решить очень тяжело, так как при таком уровне радиации любой, даже самый краткий контакт человека с подобным окружением будет смертелен. Но что говорить о людях, если даже роботы в таких условиях работают максимум два часа, после чего радиация необратимо выжигает их внутренности.
Что же происходит с роботами?
Ионизирующее излучение "портит" полупроводниковые устройства несколькими способами. Это и элементарное внесение дефектов в кристалл, и пробивание p-n переходов, и просто пробой диэлектриков, влекущий за собой паразитные токи ложные открытия/закрытия затворов на транзисторах. Это "выжигание" на физическом уровне.
Логично, что все эти процессы с точки зрения цифровых сигналов выглядят как выход из строя всей логики, сильнейшие шумы и ложные срабатывания (биты).
Бороться с сильными излучениями очень сложно. В основном это решается мощным экранированием и двойным/тройным/четверным (и т.д.) резервированием особо важных управляющих схем. Но даже в этом случае всегда есть определённая доза излучения, после которой вероятность правильной работы прибора (как и вероятность его работы в целом) становится близкой к нулю. Дозы эти для космоса рассчитываются в годах для орбитальных приборов или в минутах/количествах взрывов для ракетоносителей. Для упомянутых роботов-ликвидаторов эта доза как раз определяет время работы в "горячих" зонах.