Во-первых, приоритет Уастырджи над святым Георгием неоспорим. Во-вторых, хотелось бы знать, почему ирон интерпретирует свои ценности через призму дыго?
Почитайте В.Абаева. То же и про Уацилла (Уаст Илиа). И мне совершенно непонятно желание некоторых авторов считать на этом основании (наличия в НС богов-покровителей) осетин язычниками, при том, что бог - Хуыцау у них был один.
Абаева почитаю, спасибо. Но сами осетины мне говорили, что святой Георгий - более позднее наименование уже существовавшего героя эпоса. Примерно как у нас Перун стал святым Илией.
Слишком очевидное происхождение имени Уастырджи от Уаст Георги (Святой Георгий) и Уацилла от Уаст Илиа (Святой Илия). К тому же в НС эти персонажи даже по контексту смотрятся искусственными.
С другой стороны, происхождение пророка Илии (скачущего по небу в колеснице) от пророка Илии (библейского) у русских еще более очевидно. Тем не менее, громовержец славянских мифов носил другое имя. Может, нечто подобное произошло и здесь? В конце концов, герои, подобные Уастырджи и Уацылле, существуют и в других родственных мифах. Например, Индра в ведических мифах.Реальные Георгий и Илия выглядят куда скромнее по сравнению с ними. Кроме того, "Тырджи" кажется мне совсем непохожим на "Герги". Похоже на какую-то натяжку.
В эпоху христианизации в различные эпосы вводились библейские персонажи с некоторой адаптацией. Трансформация вполне логичная Святой Георгий - Уаст Джеорджи - Уастырджи.
Я к тому, что надевание на Перуна маски Ильи не отменяет более раннего существования в пантеоне славян самого Перуна. Святой Георгий - персонаж куда более бледный и менее могущественный, нежели всадник на трехногом коне в белой бурке. К тому же, Георгий и на 1000 лет младше самого эпоса. Так что введение его в пантеон нартских героев как дань христианству - не более, чем спорное предположение. Подтвердить его невозможно ничем.
Дело в том, что в Нартских сказаниях, особенно в ранних, о Уастырджи не упоминается совсем, а потом упоминается в не очень выгодном свете. И только в последних, относительно новых, его ставят в один ряд с Богом. Справедливости ради следует отметить, что и к Богу(Хуыцау) в НС отношение весьма панибратское. Это отчасти выражено и сейчас, в традициях осетин. Осетины не молятся своему богу склонив головы - только стоя и вознося молитву к небу, они не верят в Его всемогущество, и не испытывают благоговейного ужаса перед Ним. В последней главе НС это самое "недопоклонение" и сгубило нартов. Глава так и называется -Гибель Нартов. Но даже по форме и слогу понятно, что эту главу дописывали уже после принятия христианства.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Уастырджи
( ... )
Reply
Герги кто если не Георгий?
Или дигорцы ошибаются?
Reply
Христиане брали местных богов и находили им аналоги в христианстве
Так Уастыржди стал св. Георгием
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Кроме того, "Тырджи" кажется мне совсем непохожим на "Герги". Похоже на какую-то натяжку.
Reply
Reply
Нет, вы меня не убедили.
Reply
Reply
Так что введение его в пантеон нартских героев как дань христианству - не более, чем спорное предположение. Подтвердить его невозможно ничем.
Reply
Reply
Если найду, прочитаю. И тогда, возможно, смогу что-то сказать.
Reply
Leave a comment