Технический прогресс сделал судоходство гораздо более безопасным, чем оно было каких-то тридцать лет назад. Однако море - это всё равно море. Неистовая стихия, различные аномальные явления вроде «волн-убийц», а также пресловутый человеческий фактор никуда не делись. Именно поэтому работа моряков даже в современных условиях остаётся трудной и опасной.
Суда по-прежнему ломаются, садятся на мель и тонут, а судовладельцы рискуют потерять огромные суммы, вложенные в теплоходы. Вот почему страхование как и раньше играет ключевую роль в морских грузо- и пассажирских перевозках. Грузы страхуют по полисам КАРГО, а вот суда оберегает КАСКО.
Давайте узнаем про это подробнее ...
Да, куда привычнее слышать этот термин применительно к автострахованию. Однако аббревиатура
КАСКО обозначает страхование любого транспорта, а не только автомашин. Более того, согласно некоторым источникам, это слово имеет морское происхождение. Вполне логичное предположение, ведь корабли начали страховать задолго до появления первых автомобилей и калькуляторов КАСКО.
Сегодня практически все современные суда страхуют по КАСКО. При этом судовладелец имеет возможность застраховать судно (или отдельные его элементы), ответственность перед третьими лицами, «потерю фрахта», а также другие виды рисков и их сочетания. Обычно страховщики страхуют указанные риски в любой комбинации и даже каждый риск по отдельности.
Таким образом, ситуация кардинально отличается от автострахования, где компании обычно не берут на страхование «Угон» без «Ущерба».
Опять же в отличие от автострахования судно можно застраховать даже от «военных» рисков: попадание под обстрел в зоне боевых учений и военных конфликтов, а также захват судна иностранными войсками или пиратами. Правда, последний риск многие компании не страхуют учитывая высокий риск наступления подобного события (особенно у берегов восточной Африки).
При страховании судна нельзя просто открыть
калькулятор КАСКО и рассчитать стоимость полиса. Подобных программ никто не разрабатывает за ненадобностью. Дело в том, что каждый корабль проходит тщательный осмотр и только после него определяется размер страхового платежа. Оценку судна как правило проводят технические специалисты и андеррайтеры (рисковые аналитики). Задача такой команды - определить техническое состояние судна и рассчитать индивидуальные риски его эксплуатации.
Определить тариф КАСКО с калькулятором, листом бумаги и обычной ручкой в руке в данном случае довольно тяжело. Вот почему передовые страховые компании используют специальное программное обеспечение для автоматического расчёта стоимость страховки на основе параметров судна. На цену полиса влияют различные факторы: объем страхового покрытия, тип и размеры судна, район мореплавания и так далее. Разумеется, стоит такая страховка крайне не дёшево, особенно для наиболее крупных судов. Однако некоторые происшествия на море не оставляют сомнений в целесообразности покупки полиса.
Гибель океанского лайнера Costa Condordia в январе 2012 года стала одним из наиболее дорогостоящих кораблекрушений за всю историю страхования. Операция по извлечению судна и его обломков растянулась более чем на год, а совокупные страховые выплаты по данному происшествию превысили $2 000 000 000. Большая часть указанной суммы выплачена по КАСКО в качестве компенсации за утраченное судно. Среди страховых и перестраховочных компаний, выплачивавших возмещения по этому страховому случаю, значатся такие гиганты как немецкая Allianz и британская Lloyd’s.
Вообще январь 2012 года выдался «богат» на крупные кораблекрушения. В тот роковой месяц у берегов Новой Зеландии потерпел крушение контейнеровоз Rena. Тогда капитан судна решил «немного срезать», чтобы вовремя прибыть в порт назначения Тауранга на Острове Северный. Общий ущерб от кораблекрушения превысил $150 000 000. Затраты включали устранение последствий разлива топлива, ремонт корабля, транспортные и прочие расходы.
К счастью, судно было застраховано по КАСКО шведским страховым клубом, входящим в международную организацию International Group of P&I Clubs. Учредителями данного страхового объединения выступают крупнейшие судовладельцы разных стран. Создана организация как раз для нивелирования финансовых последствий подобных катастроф. КАСКО в данном случае уберегло владельца «Рены» от колоссальных расходов.
К слову подобные страховые сообщества - довольно уникальное явление. Трудно себе представить объединение российских автовладельцев, учредивших специальный фонд для страхования транспорта страны по КАСКО. Или всё же такое и в Росси возможно?