Пока на полях войны сражались люди и машины, и за кульманами конструкторов шла «война умов», в соответствующие органы и «лично товарищу Сталину» потоком шли многочисленные предложения «из народа», шли непрерывно и… можно ли людей за это упрекать? Понятно, что гражданам СССР хотелось ускорить разгром ненавистного врага. Вот только многие из них совершенно явно переоценивали свои силы в конструировании и предлагали устройства, ну, скажем так: «на уровне технического бреда». Причем некоторые даже понимали, что их знаний для этого недостаточно, но все равно продолжали «изобретать» и отрывать от дела уже по-настоящему занятых людей. Удивительно, но авторами этих проектов были отнюдь не простые рабочие и крестьяне, что называется «от станка и от сохи», которым такая наивность была бы простительна, а инженеры, военные специалисты и курсанты военных училищ, то есть люди имевшие (либо получавшие) высшее техническое образование!
Давайте посмотрим подробнее на некоторые образцы …
Так, некто С.Е. Бучинский, инженер-конструктор(!) и капитан запаса, то есть человек, вне всякого сомнения, имевший и определенный опыт и знания, и по крайней мере умевший работать с логарифмической линейкой, в своем письме к наркому Тимошенко так прямо и написал, что пытался заниматься созданием боевых машин, так сказать, на досуге. В армию его призвали в 1939 году, и там он прочел ряд трудов (не так уж и много), 5-8 дней провел на сборах и осмотрел ряд трофеев, после чего разработал ряд эскизы ряда «проэктов» (так в тексте - В.О.) и вот их-то и предлагает использовать для разгрома врага. Один из них это устрашающего вида мотоброневагон с тремя орудийными башнями, предложенный им в 1940 году, однако, куда более забавной выглядит его колесная батарея на базе грузовика ГАЗ-А с тремя 45-мм орудиями в лобовом бронещите. По мнению её создателя, каждое из орудий должно было иметь определенный угол поворота в стороны, чтобы все три можно было бы наводить в одну точку! «Бронь» (так у автора - В.О.) кабины - 10 мм, толщина остальной брони - 5-6 мм. Вот только автор идеи даже не подумал о том, что все три снаряда попасть в одно место просто не могут, потому, что все три выстрела одномоментно произвести невозможно. Да и сможет ли выдержать ходовая часть легкого грузовика столь тяжелый вес брони и трех пушек?
Впрочем, три пушки на официальном уровне(!) было приказано поставить и на Т-34 - мол, чем ни больше пушек, тем лучше! Надо сказать, что А.А.Морозов, принявший в совершенствовании Т-34 эстафету у М.И.Кошкина, изначально понимал всю несуразность и несостоятельность «многопушечного» танка, придуманного в наркомате вооружений, но, разумеется, не выполнить приказ наркома В.А.Малышева - это каким же инженерным мышлением и образованием этот нарком обладал? - он не мог. Выход был только один: выдать проект заранее обреченный на отклонение. Таковым и стал «Проект гусеничного танка Т-34-3», причем изменениям в нем подверглись только сама башня, установка вооружение и укладка боеприпасов. Тут же была создана рабочая группа и «дело пошло». Сразу выяснилось, что если поставить три пушки в башню Т-34 (а планировалась установка двух 45-мм и одной 76-мм пушек!), то в ней не останется места для членов экипажа и боеприпасов.
Заниматься переделкой корпуса машины и устанавливать вооружение в рубке по образцу КВ-7 (одно 76-мм орудие в центре и две «сорокопятки» по бокам) в КБ не было ни времени, ни сил, ни желания. Поэтому расположение орудий в блоке поменяли: 76-мм пушку Ф-34 вместо центральной, сделали крайней левой (но все же расположенной почти по оси башни), а справа от нее разместились оба 45-мм орудия 20К. Башня приобрела шестигранную форму, оказавшуюся очень удобной, так что впоследствии все дальнейшее проектирование башен для Т-34 велось на основе ее конструкции.
Впрочем, до этого было ещё довольно далеко, а пока она выглядела отнюдь не так красиво, как впоследствии, хотя конструкторам и удалось разместить в ней не только эти три орудия, но даже экипаж из трех(!) человек: заряжающего, наводчика-стрелка и командира башни. Последний для наблюдения получил даже командирскую башенку, расположившуюся в левой кормовой части крыши башни ассиметричной башни, бронирование которой составляло 52 мм спереди, однако могло быть даже увеличено на толщину от 70 до 90 мм. При этом, нижнетагильским конструкторам удалось впихнуть в машину боекомплект из 90 штук 76-мм выстрелов и 204 - 45-мм! Из этого числа 14 - 76-мм и 44 - 45-мм выстрелов располагались непосредственно в башне. В корпусе, помимо боекомплекта для пушек, нашлось место и для 16-и пулеметных дисков к курсовому пулемету ДТ - вот только воткнуть еще один пулемет в башню конструкторам уже не удалось. Столь плотная компоновка вооружения и боекомплекта привела к тому, что горизонтальный угол обстрела орудий составил всего 50° - башня просто не могла поворачиваться более чем на 25° влево и вправо без риска размазать по укладкам со снарядами заряжающего.
В таком виде проект танка Т-34-3 был готов уже к концу декабря 1941 года, однако к производству опытных образцов на заводе №183 приступать не собирались, поскольку в металле уже существовал «котинский» КВ-7 испытания которого выявили полную непригодность трехпушечной установки для танка или САУ. Ну, а дальше военным вдруг понадобился «мощный огнеметный танк на базе Т-34» и идея многопушечного танка умерла, так и не успев воплотиться в металле. И если уж то, что такой танк просто изначально обречен на неудачу, не понимали даже наркомы (равно как и САУ КВ-7!), то чего тогда можно требовать от инженеров-конструкторов, прочитавших «не так уж и много» соответствующих книг?!
Впрочем, это далеко не самое удивительное из всего того, чем в годы войны наши советские люди предлагали сокрушить и уничтожить врага. Вот, например, какую машину предлагали некто Ляшенко Т.И. и Бадаев С.В., проект которой, выполненный опять-таки лишь на уровне схемы, назывался «Безгусеничный танк». Ну, а в пояснительной записке к нему они написали следующее:
«Опыт идущих сейчас военных действий показывает, что самым уязвимым местом современного танка являются гусеницы. Танк выводится из строя не только противотанковый орудием, но и простой связкой гранат. Другие конструктивные недостатки позволяют вывести танк из строя даже с помощью бутылки с горящим бензином. В целях максимального повышения живучести и боеспособности танка, мы предлагаем танк описанного ниже устройства.
Танк представляет собой бронированную сварной конструкции кабину цилиндрической формы, опирающуюся на грунт двумя объемлющими ее цилиндрическими барабанами.Опорные цилиндры изготовляются из толстой броневой стали и снабжаются шипами пирамидальной формы.
Барабаны связаны с кабиной эластичными амортизаторами (рессорами) и могут вращаться относительно кабины независимо друг от друга на роликовых подшипниках.
В кабине размещаются двигатели, вооружение в виде противотанковых орудий, зенитного орудия, пулеметов, огнеметов и баки для горючего и смазки, отсеки для боеприпасов, резервуары для сжатого воздуха и сидения для экипажа…
Выше указанные предметы размещаются с таким расчетом, чтобы центр тяжести кабины был максимально понижен и, во всяком случае, должен быть намного ниже центра кабины… По ориентировочным (умиляет фраза «по ориентировочным», не так ли?! - В.О.) подсчетам до 20-25°. При более крутых подъемах момент веса кабины относительно ее геометрического центра окажется недостаточным для движения танка вверх по наклонной местности. В таких случаях должны применяться спаренные танки, как изображено на чертеже. Оба спариваемых танка совершенно одинаковы, почему огневая сила спаренного танка в два раза выше против одиночного.
Спаривание производится съемными приспособлениями (фермой с растяжками) с таким устройством соединения, чтобы их можно было быстро разъединить, не выходя из танка. Простейшим является соединение валиками, затягиваемыми чеками. Ферма в форме закрытой коробки служит соединительным коридором между спаренными танками…
При этом танк с тяжело загруженным прицепом потеряет часть своей подвижности, но последняя будет все же достаточной для прорыва фронта и выхода в тыл противника. Подвижность будет постепенно возрастать по мере расхода горючего и боеприпасов. При необходимости резкого увеличения подвижности при операциях в тылу у врага, после освобождения прицепа от груза, бойцы переводятся в ведущие танки, или им дается специальное задание и прицеп оставляется, ведущие же танки соединяются друг с другом без прицепа.
При небольшой мощности фронта, предлагаемые танки могут быть и на холмистой местности использованы без спаривания двух ведущих танков. В таком случае к каждому ведущему танку присоединяется один, а в некоторых случаях и два прицепа, что позволит взять большое число бойцов. В таком виде танки могут быть также использованы для переброски десантов в тыл противника.
При этом в случае необходимости, танки с прицепами сопровождаются спаренными моторными танками.
Размеры танка предлагаемого устройства могут быть различными, но преимущества за более крупными размерами, т.к. с увеличением диаметра барабанов увеличивается опорная поверхность на грунт и, следовательно, может быть взята большая толщина броневых листов, а также более мощное вооружение, что важно для борьбы о танками противника, улучшается проходимость танка по неровной местности (через канавы, ручьи).
По этому наиболее целесообразным диаметром (габаритным) танка надо считать 4,25 м.
Ширина танка ради его устойчивости на холмистой местности должна быть максимальной, но не свыше 8 м, такой размер обеспечивает проход танка по мостам и под путепроводами.
Передача от машин к движущим барабанам должна предусматривать несколько скоростей, в том числе и очень малую, при которой касательная сила на ободе барабана должна быть достаточной, чтобы поднять один из спаренных танков вертикально, если его шпоры найдут опору, а задний танк создаст достаточный для этого упор.
Это позволит танку преодолевать не высокие вертикальные препятствия и выбираться из противотанковых рвов, глубина которых меньше расстояния между центрами спаренных танков. Передача от двигателя к опорным цилиндрам осуществляется при помощи валов и зубчатой передачи к внешним обоймам роликоподшипников.
Предусматривается дублирующая передача помощью цепей Галля на случай, если основная передача повреждена.
Предлагаемая система танка представляет собой тяжелый быстроходный танк. Поэтому поражать цели он может не только своей огневой мощью, но и собственным весом, наезжая на танки противника, орудия, автомашины и тому под. …
ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ. Танк цилиндрической формы, опирающийся на грунт двумя объемлющими кабину цилиндрами, вращающимися относительно кабины с помощью двигателя, независимо друг от друга, при этом танк может действовать одиночным порядков, в виде соединенных друг о другом помощью балки о внутренним проходом двух танков, то же со включением между двумя моторными танками облегченного безмоторного и невооруженного танка (прицепа) и в виде одного моторного танка с присоединением к нему одного или двух прицепных танков.
(ЛЯШЕНКО) подпись
(БАЛАЕВ) подпись
Одним словом перед нами все те же самые танки на катках, очень похожими на катки танка Пороховщикова. Так что эта идея, видимо, в то время постоянно посещала умы недалеких изобретателей, как у нас, так и по всему миру, и волновала их призраком успеха и будущей славы! Впрочем, уже тогда находились люди, которые над подобными конструкциями просто смеялись, поскольку сами они предлагали боевые машины способные… прыгать! В проекте замполитрука Корнеева что ни слово, то чистый бред, но он думал, пытался по-своему помощь Родине и был явно уверен в своей правоте, хотя, увы, технически был абсолютно безграмотен!!!
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ОБОРОНЫ СССР тов. СТАЛИНУ
ДОРОГОЙ ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ!Желая как можно скорее разгромить ненавистный германский фашизм и его армию, рекомендую изобретение - КАРАР - бронированная легкая прыгающая машина. Конструктивные, тактические и боевые особенности Карара заключаются в следующем.
КОНСТРУКЦИЯ: Стальная шаровидная башня, укрепленная на шести ногах. Ноги являются ходовой частью, получающие движение от мотора, расположенного в башне. Перемещение Карара происходит прыжками на расстояние от 5 до 20 метров. Прыжок происходит от работы мотора. Его мощность передается на опорные ноги через муфту сцепления А и шатун Б. Шатун, опирающийся на головку верхней части ноги, бросает тело Карара вперед в требуемом направлении. Два шатуна опираются одновременно на две рядом расположенные ноги. В момент прыжка остальные четыре ноги подбираются. Перед прыжком в желаемом направлении башня поворачивается. Поворот осуществляется мотором. Всего секторов поворота шесть.
Управляется Карар одним человеком, сидящим внутри башни на поворачивающемся стуле. Водитель одновременно является и стрелком. Высота Карара до 3 метров, диаметр башни до 1,5 метров. Шесть опорных и придающих подвижность Карару ног, расположенные формой шестиконечной звезды с диаметром до 3,5 метра.
Все конструкции Карара делаются из легких прочных сплавов, чем достигается общий легкий вес, способствующий быстроте движения и легкости прыжка. Отдельные детали и общий вид Карара смотри на прилагаемой схеме. Подробных чертежей предоставить не имею возможности, так как идея создания Карара зародилась в боевой обстановке, где отсутствует возможность получить консультацию для технических расчетов и конструкторского оформления чертежей. Желательно было бы поработать с опытным инженером-конструктором. Эту машину представить в чертежах и моделях можно в короткий срок. По моим расчетам, изготовление в заводских условиях Карара очень дешево. Мотор для Карара требуется малой мощности, расходующий горючего немного больше, чем мотор мотоцикла. Конструктивная особенность Карара - быстрая заменяемость любого узла (собственно дальше можно вообще не читать, потому, что откровенная техническая безграмотность автора видится там в каждом слове, но автор, однако этого не понимает и… требует дать ему ответ - В.О.).
Прошу рассмотреть мое предложение и дать ответ. В случае потребуется моя личная явка, мой адрес: город Боровичи, почтовый ящик 73/4, курсанту Корнееву Александру Григорьевичу.
Замполитрук (подпись) Корнеев
2.10.42 г.
Остается только удивляться тому, как такое вообще пришло ему в голову - здесь можно лишь предположить, что А. Корнеев прочитал роман Г.Уэллса «Война миров», - если бы не целая куча подобных же писем, находящихся в Центральном архиве министерства обороны, и каждом из них ну точно такие же перлы.
Так, если машина Корнеева должна была прыгать, то «танк» батальонного комиссара Щекина М.В.5 имел уже обычный гусеничный ход, но зато должен был обладать поистине фантастическим средством поражения противника! Причем «товарищу Сталину» он предлагал не больше не меньше, как власть над миром! Причем в данном предложении поражает даже не техническая безграмотность его автора, сколько трогательная и поистине безграничная его вера в гений Сталина, которому только и нужно-то всего лишь совсем немного подсказать, а дальше он все сможет сделать сам!
Председателю Государственного Комитета Обороны СССР товарищу СТАЛИНУВниманию Вашего гениального ума я предлагаю мысль и конструкцию, способную дать Родине оружие НЕВИДАННОЙ, всепобеждающей силы.
Сила, способная уничтожить любое число любых танков, самолетов, орудий, морских судов, крепостей, кавалерии и пехоты может быть получена через предлагаемую мною мысль и конструкцию.
Сила эта может быть локализована в одном бронированном вездеходе и требует для обслуживания лишь водителя и «оператора-наводчика».
В данное время на свете нет ничего важнее этой мысли, так как в ней возможность власти Родины над миром.
Ваша гениальная прозорливость в технике и во всем легко подскажет Вам необходимость реализовать эту мысль в сверхсрочном, особо секретном, опытном порядке.
Я не пишу много и не вычеркиваю в данном письме формальных чертежей, так как дело тут не в количестве слов и не в количестве чертежей.
Вы поймете меня, и все остальное будет при реализации - это самое главное.
Питаю надежду, что Вы лично прочтете это и дадите указание, кому под моим руководством изготовить образец и провести опыты.
Мысль.
Мысль состоит в следующем:
Температура выше 20000 градусов создается и передается на расстоянии от 0.001 км до 50 км, сжигая мгновенно все на своем пути (тела, ткань, топливо, металл, броню, бетон, камни, боеприпасы, суда, орудия и т.п.).
а) Вообразим себе паяльную лампу, обычно дающую на острие языка пламени температуру порядка 700-1000 градусов. Известно, что с повышением воздушного давления, конструктивно упрочив лампу, мы можем длину языка ее пламени довести до длины языка пламени огнемета.
б) Вообразим теперь, что вместо паяльных ламп, мы имеем спецсопла, выбрасывающие далеко язык пламени.
в) вообразим, что таких сопел у нас 100 они размещены наглухо на одном диске так, что острия пламени каждого сопла стремятся в одно место (грубо говоря, в точку).
г) В такой «точке» (месте) - от одного сопла, выбрасывающего язык пламени, будет 700-1000 градусов, от двух - почти в 2 раза больше (1100-2000 градусов), от трех почти в 2,5 раза больше и т.д.
д) От концентрации в «точке» языков пламени 100 сопел - температура в «точке» их слияния (как это бывает со слиянием тела, собираемого 100 линзами) больше, чем у одного языка пламени минус потери на теплоотдачу и рассеивание.
е) Известно, что тепловой луч, проходя миллионы километров, теряет очень мало. Известно, что в точке слияния тепла, собираемого многими линзами, тепло почти равно сумме тепла от всех линз. Известно, что сам воздух слабо отбирает тепло и на высоте гор солнце дает тепла больше, а воздух - холоден, так как нагревается он не от лучей, а от нагретых поверхностей земли непосредственным касанием их с молекулами воздуха.
ж) Все это говорит, что в «точке» слияния языков пламени 100 сопел температура будет минимум 20.000 градусов и максимум - около 100.000 градусов.
(x.100)-y = z,
где x = температура языка пламени одного сопла
100 = 100 сопел
y = число потерь (от 0% до 80% тепла)
z = 20.000 градусов - 100.000 градусов
Передача тепла на расстояние до 50 км
а) Нет вещества в природа, могущего не сгореть при температуре 20.000 градусов, но можно сосредоточить это тепло в металлической трубке, не давая ей не только сгореть, но и нагреваться свыше 100 градусов.
Способ этот основан на всем известном опыте, когда в бумажной или тонкой жестяной посуде, сгорающей даже от пламени свечи, можно греть воду на пламени в 1000 градусов, если в эту посуду налить воду.
б) Основываясь на этом, я помечаю трубке, принимающей слияние языков пламени сопел, дать обтекание быстро идущей на охлаждение водой.
в) Трубка заключена в прочный ребристый, металлический кожух, внутри которого быстро проходит охлаждаемая вода.
г) Внутренняя поверхность трубки, собирающей пламя в языках - зеркально отполирована для отражения тепловых лучей.
д) Угол сужения трубки для направления тепла лучом вдаль на десятки километров = от 1/1000 до 1/10000 градуса.
Длина трубки = 1 метр
Диаметр трубки = 5 (10) см
13.11.1941
гор. Москва, ВСХВ, ОВПО НКВД
Батальонный комиссар Щекин М.В.
На фоне этого предложения проект «сухопутного крейсера» инженера-полковника П. Осокина (отнюдь не курсанта! - В.О.), представлявшего собой связку из четырех танков Т-34, между которые устанавливалась башня с двумя(!) 152-мм, да ещё и зенитное орудие, выглядит как-то даже банально. Всего лишь «солянка мясная сборная», но это хороший пример того, что даже такие люди, скорее всего и достаточно образованные и разбирающиеся в технике, в то время очень многого просто не понимали, а может быть… и не хотели понимать! Тут заявление главная мысль одна - «выбраться в Москву!» А там, мол, глядишь и заметят!
Начальнику Главного Автобронетанкового
Управления Красной Армии
копия: Заведующему Военным отделом ЦК ВКП(б) (Москва)Желая помочь любимой Родине в ее борьбе с фашистскими ордами и делом ответить на приказы № 55 и 130 Народного Комиссара Обороны Союза ССР тов. Сталина, я разработал и предлагаю вашему вниманию проект нового мощного вида вооружения Красной Армии - «танковый крейсер».
11.6.1942 года этот проект мною был доложен Начальнику отдела Автобронетанковых войск Уральского военного округа полковнику Евдокимову, инженерам вверенного ему отдела и заместителю командующего ВВС округа генерал-майору авиации тов. Соколову. Ими мое предложение было признано ценным и интересным в оборонном значении, и были сделаны некоторые технические указания - для доработки проекта.
Полковник Евдокимов, собираясь на другой день в Москву, обещал лично доложить Вам о моем предложении и просить Вас о вызове меня в Москву - для личного доклада.
С того времени прошло более месяца и все сделанные мне указания в проекте выполнены. Об этом мною 2.7.1942 года было телеграфно доложено полковнику Евдокимову (УралВО), с просьбой ускорить мою командировку в Москву.
Не имея ответа на телеграмму, 18.7.42 года я обратился к своему начальнику части - дивинженеру тов. Андрееву, доложил ему свой проект и предложения и получил разрешение обратиться по этому делу в соответствующие, вышестоящие органы.
Будучи убежден в целесообразности и большом боевом значении предлагаемого мною «танкового крейсера», я считаю всякое дальнейшее промедление в продвижении проекта крайне нежелательным. Поэтому прошу Вас о скорейшем вызове меня в Москву, с тем, чтобы лично доложить этот проект Вам, или назначенной Вашим приказом авторитетной комиссии специалистов - инженеров и тактиков танковых войск.
Считая свое предложение серьезным, я, имея уже опыт конструкторской работы, отдаю себе, вместе с тем, полный отчет о возможных трудностях практической реализации проекта, но твердо полагаю, что эти трудности вполне окупятся боевыми качествами новых машин.
На разработку проекта «танкового крейсера» мною затрачено, преимущественно во внеслужебное время, свыше 500 часов и это обстоятельство также требует доведения дела до его логического конца.
В случае благоприятного решения о реализации проекта, мои практические предложения, связанные с этим, прошу разрешения доложить лично.
В настоящее время я являюсь представителем Ленинградских Авиационно-Технических Курсов Усовершенствования ВВС имени К.Е. Ворошилова (адрес: гор. Магнитогорск, Челябинская область, 2-я плотина, почтовый ящик 529). В случае необходимости, по вопросу о моей командировке в Москву прошу списаться с генерал-майором авиации тов. Ивановым - начальником управления ВУЗ Главного Управления ВВС Красной Армии или с его заместителями.
При вызове прошу Вашего указания о выдаче мне проездных документов на перевозку по авиалиниям Магнитогорск-Свердловск-Москва, так как это в 5-7 раз сократит время поездки, и будет способствовать скорейшему разрешению вопроса.
О принятом Вами решении прошу телеграфно поставить меня в известность по вышеуказанному служебному адресу курсов.
Конструктор
инженер-полковник (Осокин)
27 июля 1942 года
Другой «конструктор» - инженер 2 ранга Мощевитин предложил 13,5-метровый двухбашенный «полужесткий танк», который по его замыслу мог бы изгибаться подобно червяку. Благодаря этой своей особенности он не только имел вооружение из двух 76,2 и двух 45-мм орудий и шести пулеметов, но ещё и обладал (в теории, конечно - В.О.) поистине феноменальной проходимостью.
Но самым, пожалуй, удивительным предложением, опять-таки выполненным всего лишь на уровне эскиза (а как там и что внутри, додумывайте сами! - В.О.) был гибрид танка и корабля С.М. Кириллова ЗСТ-К18 из города Казани, имевшего для движения «бронированный винт» и вооруженный соответственно «бронебойной пушкой» спереди и торпедным аппаратом сзади! Вот только жаль, что подан он был 5 апреля 1943 года, а отнюдь не первого, а так его вполне можно было бы принять за первоапрельский розыгрыш!
Удивительно, но все эти проекты приходили именно от инженеров, то есть людей имевших техническое образование, полученное ими в вузах СССР. Например, один такой «инженер» некто Ботвиненко из Стерлитамака в феврале 1943 года прислал проект реактивной боевой машины, движимой ракетными двигателями на жидком топливе, причем опять-таки приложил всего лишь «рисунок в разрезе». На вооружение этого «чуда-юда» должно было находиться орудие, пулемет и… торпеды. Но все-таки самый потрясающий воображение проект - хотя и проектов «сухопутных линкоров» и танков-лиллипутов присылалось предостаточно, - предложил М.М. Военков в 1944 году. Вот уж где истинно русский размах проявился во всем своем блеске! Посудите сами: предлагалась металлическая труба с шипами на внешней поверхности (ну как же без шипов! - В.О.) по внутренней поверхности которой должны были словно белки в колесе перекатываться… танки. И, соответственно, катить эту огромную «трубу» на врага и давить его массой!
Только вперед, потому, что каким же это образом можно было её повернуть и вдобавок ещё и вслепую?! Прорвав оборону противника, танки из этой «трубы» выезжали и действовали уже в его оперативном тылу! Ну, а в качестве заключения следует отметить крайне низкий образовательный уровень значительной части советского народонаселения, начиная от курсантов военных училищ, инженеров 2-ого ранга и вплоть до сталинских наркомов включительно! Да, были таланты, были изобретатели создавшие передовую военную технику в годы войны. Но в основной своей массе инженеры как тогда, так и теперь были технически просто малограмотны. Угроза войны давала возможность продвигаться талантам, а у посредственностей создавала впечатление их необходимости, ведь должен был кто-то рассчитывать гайки и болты. Сейчас очевидной угрозы войны нет, и таланты уезжают туда, где им больше платят, либо просто уходят оттуда с работы, где заработная плата не соответствует их потенциалу. Специалисты же посредственного уровня жили тогда, живут и сегодня, но переориентировались на более выгодные специальности! А так в нашем обществе в этом плане практически ничего не изменилось!
источник А я вам напомню еще некоторые интересные проекты танков: вот например
Трехпушечный танк, а вот внушительный
Штурмтигр (Sturmtiger). Посмотрите еще на
Тяжелый танк Т-35 и вспомните
Многобашенные танки с разоблачениями !. Может для кого то это будет новостью, но были даже
Ракетные танки СССР и
Самоходные лазерные комплексы. Кстати, вот еще одна интересная тема:
Трофейные танки Красной Армии. На «тиграх» на Берлин ! Оригинал статьи находится на сайте
ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -
http://infoglaz.ru/?p=49995