В семидесятых годах прошлого века на вооружение стран НАТО поступили несколько новых типов противокорабельных ракет. Использование новейших технологий делало эти боеприпасы особо опасными для кораблей противника. Высокоскоростная ракета, оснащенная эффективной головкой самонаведения и летящая на высоте нескольких метров над водой, представляла большую опасность для корабля, поскольку ее перехват был весьма сложной задачей. Для защиты кораблей от таких угроз требовался новый комплекс зенитного вооружения, по своим характеристикам превосходящий имеющиеся.
В результате анализа возможностей современных и перспективных противокорабельных ракет было решено делать не артиллерийский или ракетный зенитный комплекс, но систему, объединяющую в себе лучшие качества обоих этих средств защиты. В результате «Кортик» стал ракетно-артиллерийским. К этому времени тульские конструкторы уже имели определенный опыт в создании подобных систем, поскольку незадолго до того создали сухопутный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Тунгуска». Было решено использовать некоторые имеющиеся наработки. В частности, некоторые узлы «Тунгуски» почти без изменений перешли к «Кортику». Фото 2.
Пара боевых модулей 3С87 ЗРАК 3М87 «Кортик» на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» пр.11435, фото вероятно 2010 г. (http://china-defense.blogspot.com)
Однако большая часть элементов корабельного ЗРАК «Кортик» (индекс ГРАУ 3М87) была спроектирована заново. Подобная новизна прослеживается даже в структуре комплекса: в зависимости от необходимости один корабль может получить один или два командных модуля ЗРАК «Кортик», оснащенные радиолокационной станцией обнаружения целей и цифровой системой управлении, и до шести боевых. Таким образом, небольшой корабль или катер может нести лишь один боевой модуль с ракетами и пушками, а крупный эсминец или крейсер получает несколько наборов зенитного вооружения, что отвечает необходимостям того или иного класса кораблей.
Фото 3.
Боевой модуль 3С87 с некоторыми ограничениями может устанавливаться практически на любом участке палубы корабля, в зависимости от необходимости. Общий вес модуля - 9500 кг (12 тыс. кг с боекомплектом). Основное оборудование боевого модуля монтируется на общей поворотной платформе, позволяющей наводить ракетно-артиллерийское вооружение в горизонтальной плоскости. В верхней части поворотного модуля размещены радиолокационная и оптико-электронная станции, предназначенные для наведения вооружения на цель. На боковых поверхностях боевого модуля 3С87 размещаются пушки и ракеты.
Фото 4.
Артиллерийская часть комплекса «Кортик» имеет в своем составе две автоматические пушки АО-18 калибра 30 миллиметров. Шестиствольные орудия способны стрелять с темпом до 4,5-5 тыс. выстрелов в минуту и вести эффективный огонь на дальностях до 1500-2000 метров. Максимальная прицельная дальность при этом равняется 4 километрам. Во избежание повреждения ракет пороховыми газами блоки стволов обеих пушек прикрыты цилиндрическими кожухами. Готовый к применению боезапас каждой из пушек - 500 снарядов. Интересно, что, в отличие от предыдущих артиллерийских комплексов, система боепитания «Кортика» использует шнековую беззвеньевую подачу снарядов к орудиям. Боеприпасы хранятся в двух барабанах рядом с пушками, а не в подбашенном объеме.
Фото 5.
Над пушками в боевом модуле размещаются пусковые установки ракет. По бокам верхней части модуля 3С87 расположены две качающиеся платформы, на которых монтируются блоки транспортно-пусковых контейнеров управляемых ракет. Стандартный готовый к применению боезапас ракетной части ЗРАК «Кортик» - шесть или восемь ракет. После израсходования этих ракет возможна подача новых из погреба. Для упрощения производства и эксплуатации ракета 9М311 с минимальными изменениями была заимствована с сухопутного зенитного комплекса «Тунгуска». Согласно некоторым источникам, в течение некоторого времени ракета для «Кортика» носила название 9М311К, но в дальнейшем последняя литера исчезла за ненадобностью. Двухступенчатая ракета с твердотопливными двигателями и стартовой массой около 43 кг (60 кг в контейнере) в полете разгоняется до скорости порядка 900-910 метров в секунду. Максимальная дальность действия - 8000 метров. Высота поражения - до 4000 м.
Ракеты 9М311 выводятся на цель при помощи радиокомандной системы наведения. Возможности радиолокационной и оптико-электронной станций позволяют одновременно сопровождать до шести целей. При этом, согласно некоторым данным, один боевой модуль одновременно может атаковать лишь одну цель. Ракета 9М311 с радиокомандным наведением уничтожает цель при помощи осколочно-стержневой боевой части, впервые примененной на управляемом боеприпасе для корабельной зенитной системы. При подрыве взрывчатого вещества стержни длиной 600 миллиметров и диаметром от 4 до 9 мм дробятся на осколки. Кроме того, для дополнительного поражения цели поверх стержней в боевой части располагаются легкие готовые осколки. Наибольшая эффективность поражения достигается при подрыве боевой части на расстоянии 3-5 метров от цели.
Фото 6.
Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс Кортик на на СКР «Стерегущий» пр.20380
Характеристики ракетного и артиллерийского вооружения комплекса «Кортик» позволяют ему уничтожать цели различных типов, находящиеся в секторе радиусом до 8 километров и шириной около 350 метров от оси боевого модуля. В случае с противокорабельными ракетами максимальная дальность эффективного обстрела сокращается до 5 км. Возможности боевого модуля 3С87 позволяют осуществлять некое подобие эшелонированной противовоздушной обороны. Так, на дальностях от 1,5 до 8 километров цель атакуется при помощи управляемых ракет. Прорвавшаяся через ракетную оборону цель подвергается атаке двух скорострельных пушек. Примененная архитектура комплекса «Кортик» позволяет с высокой эффективностью атаковать как самолеты и высокоточное авиационное вооружение, так и противокорабельные ракеты. Заявленная вероятность поражения цели, находящейся в зоне действия комплекса, превышает 95%.
Фото 7.
При создании нового корабельного ЗРАК «Кортик» предполагалось, что в перспективе он частично или полностью заменит старые артиллерийские системы аналогичного назначения. Из-за этого, к примеру, диаметр погона боевого модуля 3С87 соответствует такому же параметру артиллерийского комплекса АК-630. Однако на практике обе системы соседствуют друг с другом и используются параллельно. Дело в том, что комплекс «Кортик» был принят на вооружение лишь в 1989 году и в силу последующих тяжелых событий в жизни страны не смог стать основным зенитным вооружением кораблей в ближней зоне. Кроме того, широкому распространению этого комплекса помещала одна его характерная черта. Боевой модуль имеет высоту 2250 мм над палубой, что накладывает определенные ограничения на выбор места его размещения.
Тем не менее, ряд типов кораблей получил новые ракетно-артиллерийские комплексы. Первым носителем модулей комплекса «Кортик» в ходе их испытаний стал ракетный катер проекта 1241.7 «Молния». На нем производились пробные стрельбы и доводка всех систем. В дальнейшем серийные «Кортики» устанавливались на кораблях иных проектов. Так, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» проекта 1143.5 оснащен сразу восемью боевыми модулями ЗРАК «Кортик». Два тяжелых атомных ракетных крейсера проекта 1144 («Адмирал Нахимов» и «Петр Великий») несут по шесть боевых модулей. Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» проекта 1155.1 располагает четырьмя боевыми модулями. По два или по одному модулю с ракетно-артиллерийским вооружением устанавливаются на сторожевиках проекта 11540, а также фрегатах проектов 1135.6 и 11661.
Еще в начале девяностых годов в рекламных материалах появилось новое обозначение ЗРАК «Кортик». На экспорт предлагался вариант под названием «Каштан». По имеющимся данным, экспортный вариант «Кортика» почти ничем не отличался от базового, предназначенного для кораблей российского военно-морского флота. В такой комплектации ЗРАК «Каштан» заинтересовал зарубежных покупателей в лице индийских военных. Построенные для Индии фрегаты проекта 1135.6 несут по одному боевому и одному командному модулю зенитного комплекса. С 2003 по 2013 годы индийские военно-морские силы получили десять фрегатов проекта 1135.6, оснащенных ЗРАК «Каштан».
Фото 8.
В 2008 году в состав ВМФ России был принят сторожевой корабль «Стерегущий» проекта 20380, вооруженный новой ЗРАК «Кортик-М». От базового комплекса модернизированный вариант отличается некоторыми элементами конструкции и вооружением. Все примененные изменения в конечном счете благотворно сказались на характеристиках и возможностях всей зенитной системы. К примеру, удалось добиться заметного облегчения конструкции. Полная масса боевого модуля с боекомплектом не превышает 10 тонн.
Артиллерийская часть комплекса выполнена на основе автоматических пушек АО-18КД, представляющих собой дальнейшее развитие базовых АО-18. Главное отличие обновленных орудий - начальная скорость снаряда. При помощи более длинных стволов пушки «Кортика-М» разгоняют осколочно-фугасные снаряды до скорости 960 м/с, бронебойные подкалиберные - до 1100 м/с. Таким образом, используя те же снаряды и имея схожие характеристики дальности и высоты поражения, зенитные пушки АО-18КД обеспечивают большую эффективность поражения цели. Общий боекомплект артиллерийских орудий увеличен до 3000 снарядов.
Кроме новых пушек ЗРАК «Кортик-М» получил и новые ракеты. Управляемый боеприпас 3М311-1, сохранив габариты и вес предшественника, способен поражать цели на максимальной дальности до 10 километров. Также нужно отметить обновление радиоэлектронной части корабельного зенитного комплекса. Как утверждается, время реакции «Кортика-М» заметно меньше, чем у ЗРАК предыдущей модели. Этот показатель, согласно разным источникам, колеблется в пределах от 3-6 до 5-7 секунд. Для сравнения, комплекс «Кортик» может атаковать цель лишь через 6-8 секунд после ее обнаружения.
Параллельно с комплексом «Кортик-М» был создан его экспортный вариант под названием «Каштан-М». В первой половине двухтысячных он предлагался индийским военным для установки на авианосце «Адмирал Горшков» (впоследствии этот корабль получил новое имя «Викрамадитья»). После многочисленных переговоров Индия отказалась от этих зенитных систем. В результате на данный момент обновленный «Кортик-М» используется только в военно-морском флоте России.
Недавно прошли такие сведения:
В борьбе за большой заказ для Дели ВПК России уступил конкурентам из Франции и Израиля, утверждает зарубежная печать. Ракетными системами именно одной из этих двух стран индийцы решили оснастить авианосец «Викрамадитья» - бывший «Адмирал Горшков». Отмечается, что в Дели были недовольны качеством российского обслуживания ранее приобретенной техники.
Власти Индии решили отказаться от установки на авианесущий крейсер «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков» - прим. ВЗГЛЯД) российской зенитно-артиллерийской системы (ЗРАК) «Каштан». Вместо этого Дели выберет между французскими или израильскими системами, пишет в воскресенье профильное издание Strategy Page.
Причем больше шансов именно у израильских. Издание сообщает, что минобороны Индии приняло окончательное решение отказаться от «Каштанов», предпочтя им аналогичные израильские системы Barak 8.Отмечается, что причиной для такого решения стало недовольство качеством российского обслуживания ранее приобретенных систем. Кроме того, в Индии не могут забыть, что купленный у России «Викрамадитья» в итоге оказался гораздо дороже, чем изначально оговаривалось, и был передан с очень большим опозданием.
Izrus отмечает, что индийцы уже достаточно давно пришли к тому, чтобы оснастить «Викрамадитью» зенитными ракетами не российского, а израильского производства. Но раньше речь шла о ракетах Barak 1. Теперь - о Barak 8, более совершенной модификации предыдущей модели. Еще в декабре Совет по оборонным закупкам при министерстве обороны Индии предварительно одобрил закупку 262 израильских ЗРК Barak 1 на общую сумму 140 млн долларов.
Авианосец ВМС Индии «Викрамадитья»
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Тель-Авив ведет достаточно успешную и агрессивную политику по сбыту своих вооружений за рубеж. Так, в конце марта на выставке FIDAE-2014 в Сантьяго (Чили) Израиль «пропиарил» свои ракеты Barak на боевых кораблях России.
Рекламные ролики ряда зарубежных оружейных компаний на выставке наглядно иллюстрировали реальное отношение не только к российской технике, но и к России в целом. На каждом стенде демонстрировалась работа соответствующего вида оружия. А поскольку новейшие системы вооружений еще не участвовали в реальных конфликтах, создатели моделировали версии применения своей продукции с помощью компьютерной графики. После чего становилось понятно, кто «хороший», а кто «плохой» и для кого.
Так, израильский концерн IAI рекламировал работу системы ПВО Barak 8 на боевых кораблях проекта 1164 «Атлант», к которым, например, принадлежит флагман Черноморского флота России - крейсер «Москва». Также Barak 8 отражал виртуальную атаку хорошо узнаваемых отечественных истребителей семейства Су-30 и вертолетов Ка-52.
Аналогичный противник - Су-30 и вертолеты Ми-28 - фигурировали и в ролике одного из крупнейших турецких производителей системы ПВО ближнего действия Aselsat.
Российские производители «в ответ» в своих роликах демонстрировали работу комплекса «Панцирь-С» против американских крылатых ракет «Томагавк», американских ударных вертолетов «Апач» и американских же ударных беспилотников.
Добавим, что Израиль сотрудничает с Индией не только по системам Barak. По оценкам СМИ, эта маленькая ближневосточная страна занимает второе место по поставкам вооружений в Индию после России. Среди этих поставок можно назвать самолеты дальней радиолокационной разведки Falcon, бортовые радары раннего оповещения и т. д.
Комплекс предназначен для поражения целей ракетами на рубеже от 8000 до 1500 м, а затем дострела уцелевших целей 30-мм автоматами на дистанции от 1500 до 500 м.Первоначально предполагалось заменить «Кортиком» большую часть артустановок АК-630 как на строящихся, так и на находящихся в строю кораблях, для чего был унифицирован шаровой погон и иные установочные части АК-630 и ЗМ87.В состав комплекса «Кортик» входит один командный модуль и от одного до шести боевых. Командный модуль включает в себя радиолокационную станцию обнаружения целей и систему обработки информации, целераспределения и целеуказания; боевой модуль - ракетно-артиллерийскую установку и систему управления, состоящую из радиолокационного и телевизионно-оптического канала.Вес комплекса не более 15,5 т.В отличие от АК-630, на блоки стволов надеты надульники для защиты установки и контейнеров с ракетами от пороховых газов. Боекомплект ЗМ87 находится не в подбашенном помещении, а в двух барабанах по 500 патронов, расположенных рядом с блоками стволов. Питание автоматов не ленточное, а шнековое (беззвеньевое).Начальная скорость снаряда - 860 м/с, прицельная дальность стрельбы до 4000 метров, вес снаряда - 390 грамм.На вращающейся части комплекса смонтированы два блока по 4 ракеты, помещенные в цилиндрические транспортно-пусковые контейнеры весом 60 кг.
ТТХ:
Ракета 9М311 двухступенчатая твердотопливная. Собственный вес ракеты 43,6 кг, вес боевой части 9 кг.
Длина ракеты - 2,5 метра.
Диаметр 1-й ступени - 152 мм.
Диаметр 2-й ступени - 76 мм.
Максимальная скорость ракеты - 910 м/с
Минимальная дальность цели - 2,5 км, максимальная - 8 км. Досягаемость по высоте от 15 метров до 3,5 км.Система управления ракетой полуавтоматическая с радиокомандной линией связи. Взрыватель неконтактный с радиусом действия 5 метров.9М311 единственная отечественная корабельная ЗУР с осколочно-стержневой боевой частью. При разрыве боеголовки стержни образуют нечто типа кольца радиусом 5 м в плоскости, перпендикулярной оси ракеты. На расстоянии больше 5 м действие стержней и осколков малоэффективно.Корабельные испытания комплекса проходили на ракетном катере проекта 1241.7 «Молния» (бортовой № 952) .На вооружение комплекс ЗМ87 поступил в 1989 году. Восемь модулей ЗМ87 были размещены на авианосце проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов», шесть модулей - на атомном крейсере проекта 1144 «Адмирал Нахимов», по два модуля - на сторожевом корабле проекта 1154 «Неустрашимый» и БПК проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко».Под псевдонимом «Каштан» комплекс активно предлагается на экспорт, им вооружены экспортные фрегаты проекта 1135.6 ( по два боевых модуля на корабле)