В организационном плане сухопутные войска делятся на Оперативные командования (ОК) «Запад» и «Юг» и Территориальное управление (ТУ) «Север». ОК «Запад» включает три механизированные, ракетную и артиллерийскую бригады, механизированный, аэромобильный, спецназа, артиллерийский, зенитно-ракетный и два армейской авиации полки. ОК «Юг» - танковую, три механизированные, аэромобильную, воздушно-десантную и артиллерийскую бригады, спецназа, реактивно-артиллерийский, зенитно-ракетный и армейской авиации полки. ТУ «Север» - танковую, две механизированные, аэромобильную и артиллерийскую бригады, реактивно-артиллерийский и зенитно-ракетный полки.
Наиболее боеспособными считаются 25-я воздушно-десантная (поселок Гвардейское Днепропетровской области), 79-я (Николаев) и 95-я (Житомир) аэромобильные бригады, 3-й (Кировоград) и 8-й (Хмельницкий) полки спецназа.
На вооружении сухопутных войск имеется 12 пусковых установок (ПУ) тактических ракет «Точка-У» (еще 78 - на хранении), дальность стрельбы которых достигает 120 км. Танковый парк состоит из 10 вышеупомянутых «Оплотов» и 1100 Т-64, из которых 76 модернизированы в модификацию Т-64БМ «Булат». На хранении находится еще примерно 650 Т-64, около 500 Т-72 и до 250 Т-80. Количество БМП, боевых машин десанта (БМД) и БТР составляет около 3,8 тыс., из которых наиболее новыми можно условно считать около 400 БТР-80. Имеется 3,1 тыс. артсистем, из которых достаточно серьезной боевой мощью располагают лишь ракетные системы залпового огня (РСЗО) - 137 «Ураганов» и 82 «Смерчей». Необходимо иметь в виду, что все указанные цифры являются «бумажными»: до половины техники, на самом деле, полностью небоеспособно, абсолютно вся она (кроме 10 «Оплотов») сильно устарела, практически выработав ресурс, поскольку произведена еще в СССР.
То же относится и к войсковой ПВО, где имеется до 60 ПУ зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Бук-М1», до 125 ЗРК «Оса» и 150 «Стрела-10», до 70 зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Тунгуска». Наиболее современные ЗРК «Тор» были выведены из боевого состава из-за невозможности обслуживания.
На вооружении армейской авиации имеется 51 боевой вертолет Ми-24 (еще до 90 - на хранении), до 60 многоцелевых вертолетов Ми-8, несколько тяжелых транспортных Ми-26.
Военно-воздушные силы (ВВС) и противовоздушная оборона (ПВО) делятся на Воздушные командования (ВК) «Запад», «Юг» и «Центр». ВК «Запад» имеет в своем составе две бригады тактической авиации, три зенитно-ракетных полка, одну радиотехническую бригаду. ВК «Юг» - две бригады тактической авиации, две зенитно-ракетные бригады, 4 зенитно-ракетных полка, две радиотехнические бригады. Из них в Крыму дислоцированы 204-я бригада тактической авиации (Бельбек, Севастополь) и три зенитно-ракетных полка - 50-й (Феодосия, Алушта), 55-й (Евпатория), 174-й (Дергачи, Севастополь). ВК «Центр» включает три бригады тактической авиации, две зенитно-ракетные бригады, пять зенитно-ракетных полков, одну радиотехническую бригаду.
На вооружении имеется примерно 20 фронтовых бомбардировщиков Су-24 в составе 7-й бригады тактической авиации в Староконстантинове (еще до 55 на хранении) и 43 штурмовика Су-25 в 299-й бригаде в Николаеве (еще 4 на хранении). Истребительная авиация состоит из 60 Су-27, в том числе 13 Су-27УБ (еще 5 на хранении) и 96 МиГ-29, в том числе 18 МиГ-29УБ (еще до 50 на хранении). Также на хранении находятся около 50 МиГ-23 и до 20 МиГ-25. Никакой новой техники за постсоветский период ВВС не получили, лишь 1 МиГ-29 и 13 Су-25 прошли модернизацию. Из тех самолетов, что числятся в строю ВВС, реально подняться в воздух могут не более половины (по-видимому - 20-25%). Имеется до 40 учебных самолетов L-39 (еще столько же на хранении) и до 100 различных транспортных самолетов.
Наземная ПВО имеет в своем составе 30 дивизионов зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300П, 14 дивизионов ЗРК «Бук-М1»; 4 дивизиона ЗРС С-300В и 12 дивизионов ЗРС С-200 выведены из боевого состава из-за невозможности обслуживания.
Если сухопутные войска и ВВС хотя бы на бумаге обладают значительным потенциалом, то военно-морские силы (ВМС) Украины предельно слабы. В их составе ПЛ проекта 641 (ей уже 44 года), сторожевой корабль (фрегат) проекта 1135П, два малых противолодочных корабля (МПК) проекта 1124М и сторожевой корабль проекта 1124П, МПК проекта 12412, два ракетных катера (проекта 12411Т и проекта 206МР), сторожевой катер проекта 1400М, два морских тральщика проекта 266М, рейдовый тральщик проекта 1258, большой десантный корабль (БДК) проекта 775, средний десантный корабль (СДК) проект 773. Реальный боевой потенциал ВМС практически равен нулю в любом аспекте (ударном, противолодочном, ПВО).
В морской авиации имеется 5 противолодочных амфибий Бе-12 (еще 3 на хранении), 7 транспортных самолетов, 13 вертолетов различного назначения (Ка-27, Ка-29, Ми-14).
В Крыму дислоцированы береговые части ВМС. В Феодосии находится 1-й батальон морской пехоты (на вооружении 40 БТР-80, по 8 минометов, противотанковых ракетных комплексов и переносных ракетных зенитных комплексов «Игла»), в Перевальном - 36-я механизированная бригада береговой обороны (39 танков Т-64БВ, 75 БМП-2, по 50 БТР-70 и БТР-80, 90 артсистем, в том числе 18 РСЗО «Град»). Имеется 25-й дивизион береговой обороны с двумя ПУ противокорабельного ракетного комплекса «Рубеж» (с ПКР П-15).
Непосредственно после распада СССР ВС Украины по своему боевому потенциалу делили с Китаем третье-четвертое места в мире (после США и России). Однако за постсоветский период они пережили тяжелейший упадок. Cейчас на бумаге украинская армия всё еще довольно велика (хотя примерно в 2-3 раза по всем классам техники меньше той, что была в 1992 году), но в реальности она вряд ли входит даже в число 50 сильнейших армий мира.
Подобная ситуация обусловлена тем, что в войска за 22 года так и не поступило никакой новой техники (кроме 10 танков Т-84 «Оплот»), а боевая подготовка находилась на очень низком уровне. ВС Украины хронически недофинансированы на протяжении всего периода независимости страны, престиж военной службы весьма низок. Украина входит в десятку крупнейших экспортеров оружия, при этом на 80-90% ее экспорт - это распродажа техники из состава собственных ВС, причем не худшей, а лучшей. Исключительно на экспорт, а не для ВС своей страны, работает украинский ВПК.
А теперь посмотрим, что происходит в других республиках бывшего СССР.
Беларусь: Реформа реформы
Братья-белорусы действовали решительно. Сократив после 1992-го личный состав армии почти вчетверо (см. таблицу) и утилизировав больше половины устаревшей «брони», взамен они создали формирования территориальной обороны. Активно наращивают число самолетов, вертолетов и систем ПВО. Каждый четвертый военнослужащий - контрактник. Среди армий - союзников России вооруженные силы Беларуси наиболее боеспособны.
Молдавия: Разруха
В Молдавии из пяти бригад наиболее укомплектованной и боеготовой частью является рота почетного караула. Техника и вооружение практически полностью неисправны. Нищенское денежное довольствие понуждает офицеров и рядовых подрабатывать кто как может.
Средняя Азия: На службу - за взятку
Армии Казахстана и Узбекистана тоже сократились, но не столь значительно, да и проблем с комплектованием нет: военнослужащим постоянно повышают жалованье, есть льготы, и юноши рвутся в армию, потому что карьера в госучреждениях закрыта для тех, кто не служил. В Узбекистане на службу берут по конкурсу (иногда за взятку). В последние годы закупается и новая техника российского производства. Армии этих республик оцениваются как самые боеспособные в Центральной Азии.
Туркмении от Советской армии досталось огромное наследство, но сегодня большая часть этой техники - на консервации (читай, брошена), часть продана за границу. В войсках - дефицит офицеров.
Таджикам не повезло: от Советской армии им не досталось почти ничего, вооружение не только малочисленное, но и старое. Укомплектованность частей офицерами - чуть больше 60%. Зато под Душанбе - наша 201-я база, тьфу, целая дивизия.
Армия Киргизии откровенно слаба: некомпетентность руководства и коррупция сделали свое дело. Ни во время «тюльпановой» революции, ни при последующих печальных событиях армия не смогла предотвратить резню.
Закавказье: У кого карман шире
В Азербайджане и Армении и численность армий, и их боеспособность растут. Военный бюджет Баку за два последних года вырос вдвое (до 3,1 млрд. долл.) и в восемь раз превышает военные расходы Еревана. Активно закупается турецкая военная техника, строится завод по производству израильских беспилотников.
Армения с 1992 года состоит в военном союзе со странами, подписавшими Договор о коллективной безопасности (ОДКБ). Россия поставляет ей оружие по относительно низким ценам. Российские же погранцы держат рубеж с Турцией и Ираном. Кстати, финансовую поддержку армянской и азербайджанской армиям оказывают США.
Среди армий закавказских республик грузинская армия стоит особняком: ее «в складчину» создавали страны НАТО, щедро поставляя оружейный секонд-хенд и инструкторов. Не без помощи зарубежных патронов Саакашвили военный бюджет страны перед войной 08.08.08 вырос в 50 раз, до 780 млн. долларов, а численность армии - до 37 тысяч человек. Но оказалось, не в коня корм: в бою «бежали робкие грузины», бросая технику. Однако США делали на Саакашвили серьезную ставку и выделили Грузии еще 1 млрд. долларов для восполнения ущерба. На эти деньги Украина, Турция, Израиль и Румыния поставили грузинам оружие. А грузинский парламент увеличил срок службы с 12 до 15 месяцев. В армии постоянно работают иностранные инструкторы, офицеры обучаются за рубежом.
Прибалтика: Три танка на троих
В Прибалтике армии карликовые. Но совсем без них независимым государствам - как мужику без штанов - неприлично. Самая боеспособная армия в Литве. Служба, как и в Латвии с Эстонией, в основном контрактная.
Латвийская армия состоит из пехотного батальона, артдивизиона и трех древних танков Т-55 (а у соседок по Прибалтике - вообще ни одного). Большой некомплект: офицеров - 40%, сержантов - 60%.
В эстонской армии все серьезно - восемь батальонов и артдивизион. Есть флот - корвет (он же сторожевик) и шесть катеров: кильку охранять. Из-за кризиса военным урезали зарплату.
Особенности национальной обороны
Любопытно: командиры лишь двух армий (российской и белорусской) в последние годы не жалуются на денежное довольствие. А вот украинские плачутся: «Меньше, чем у нас, платят только в Молдавии». Не они одни такие: туркменские офицеры говорят, что их денежное довольствие таково, что культурным людям даже говорить об этом неловко.
В таджикской армии каждый второй офицер - без высшего образования. Да и зачем: 93% территории страны - горы, где воевать можно только пешком, мелкими группами и с легким вооружением. Все бы ничего, если бы не соседи: Афганистан, Китай и всего лишь в 20 км - Пакистан.
Удивительным образом армии Киргизии и Армении объединяет практика откупа от военной службы: в Киргизии официально - за 300 долларов, в Армении тоже официально - штрафом за каждый пропущенный призыв. Итоговая сумма 4,8 тысячи долларов, Минобороны уже заработало на этом более $3 млн.
В ВВС Латвии - ни одного боевого самолета (три машины, из них два «кукурузника» Ан-2), зато 11 летчиков в звании до майора. Все - асы!
Тяжело приходится эстонцам: на учениях некому играть за противника. И для отработки задач по отражению славянских орд (как-никак, пушки-то есть!) войска периодически берут в аренду танк у соседей-латышей.
Кстати, о танках. Когда молдаванам говорят, что у них танков нет, они резонно возражают: «Есть, три Т-34. Да, это памятники. Но ведь танки же!»