Для тех кто помнит MP3 файлы по 3 мегабайта (а то и меньше), о «грабилках» с CD и о тех временах, когда музыкальных файлов помещалось штук 20 на винчестер :-)
20 ноября интернет-холдинг AOL объявил, что отказывается от проекта Winamp. Разработка медиаплеера будет прекращена, сопутствующие сервисы - закрыты, а сайт Winamp.com ровно через месяц, 20 декабря, станет недоступен. Известие о кончине Winamp в Сети восприняли как завершение эпохи «музыки 1.0».
Несмотря на разнообразие софтверных аудиоплейеров, WinAMP занимает среди них особое место. Во-первых, он появился именно тогда, когда аббревиатура MP3 только-только стала входить в обиход (сегодня уже трудно сказать, кто кого популяризовал - WinAMP МP3 или MP3 WinAMP). Во-вторых, WinAMP «оброс возможностями» и успел прочно обосноваться в компьютерах пользователей, когда других плейеров и в помине не было. Наконец, важно и то, что разработчики WinAMP долгое время выступали генераторами идей на «поле плейеростроения» и вели за собой индустрию.
До AOL
Winamp появился в апреле 1997 года. Плеер написал Джастин Франкель (Justin Frankel), в то время - 18-летний студент Университета Юты. Рядом с Франкелем обычно упоминают еще одно имя - Дмитрий Болдырев. Выходец из СССР, обучавшийся в том же университете, что и Джастин, он работал над MacAmp - MP3-плеером для Mac OS на основе декодера AMP. По одной из версий, именно маковод Болдырев уговорил Франкеля сделать то же самое для Windows.
По другой же версии, Франкель взялся за проект, поскольку его раздражал WinPlay3 - первая и едва ли не единственная программа для проигрывания MP3-файлов, доступная тогда на рынке.
WinAMP 0.92, май 1997 года
Первый Winamp (версия 0.20a) был выполнен в стиле «минималистичней некуда». Он представлял собой окно с панелью меню и списком команд: «Играть», «Остановить», «Поставить на паузу», «Снять с паузы». В мае 1997 года плеер обзавелся объемными кнопками, счетчиком времени а-ля светотабло и окошками с названием трека и битрейтом, а в июне - бегунком прокрутки и анализатором спектра.
В январе 1998 года Франкель основал компанию Nullsoft (взяв слово «Microsoft» и заменив «микро» на «ноль») и стал распространять Winamp по условно-бесплатной модели: попросил пользователей, если не жаль, заплатить за плеер десять долларов. Деньги, впрочем, ничего не меняли: платный плеер работал в точности так же, как и бесплатный.
Визуализационный плагин Geiss
В течение того же 1998 года Winamp обрел черты, прославившие его в дальнейшем: поддержку множества музыкальных форматов, плагины, скины, визуализацию и фирменный клич при старте программы - «Winamp, it really whips the llama’s ass!».
Под «скинами» в Winamp подразумевается возможность полностью изменить внешний вид плеера: вставить в окно собственный рисунок, заменить кнопки на треугольники, пузыри или чего-душе-будет-угодно, а вместо курсора поставить птичку или бабочку. Визуализация обычно означала цветную абстрактную картинку, которая колыхалась на экране в такт музыке.
Скины Winamp
Скины, за счет простоты создания (перерисовать плеер под свой вкус мог любой, кто владеет редактором MS Paint), стали отдельным направлением массового интернет-искусства, самой прекрасной и самой ужасной частью Winamp одновременно. Не считая вневременных котят и обнаженных девушек, в них нашли отражение все герои эпохи расцвета плеера: от протоссов, зергов и Нео до Бритни Спирс.
Во время AOL
В 1999 году, на пике «пузыря доткомов», всю Nullsoft купил интернет-холдинг AOL. Сумма сделки, по неофициальным данным, составила 86 миллионов долларов США - большие деньги как для компании в целом (она состояла из четырех сотрудников), так и для Франкеля в частности (ему был 21 год, он продолжал жить у родителей и ходил на важные переговоры с папой). Позже в интервью журналу Rolling Stone Франкель охарактеризовал свои отношения с AOL как «краткий медовый месяц», сменившийся годами неурядиц.
Во-первых, из Аризоны разработчиков перетянули в штаб-квартиру AOL в Сан-Франциско, где все было слишком по-взрослому.
Во-вторых, одновременно с Nullsoft интернет-холдинг купил еще один музыкальный сервис - Spinner. Франкель и компания были уверены, что конкурентов ставят выше, чем их, хотя аудитория Winamp была значительно больше: к 2000 году плеером пользовались 25 миллионов человек.
В-третьих, и это было самое главное, интересы AOL и интересы Nullsoft лежали в противоположных плоскостях. Франкель и его коллега по Nullsoft Том Пеппер (Tom Pepper) вели разработку пиринговой файлообменной сети Gnutella. Она обещала стать преемницей прогремевшего сервиса Napster - но с той разницей, что была задумана как полностью децентрализованная система. AOL же была занята попытками купить медиагиганта Time Warner, который - вот совпадение! - как раз судился с Napster из-за нарушения последним авторских прав на музыку.
Первый клиент Gnutella Франкель и Пеппер выложили на серверы Nullsoft в марте 2000 года. Через 24 часа AOL сняла программу с публикации, назвав ее «обнародованным без разрешения любительским проектом». За сутки клиент, однако, скачали более десяти тысяч раз, и в последующие месяцы в Сети стали возникать совместимые с Gnutella клоны.
Взаимоотношения Nullsoft и AOL, и так ухудшившиеся из-за Gnutella, еще больше накалились после того, как Франкель разместил в Сети маленькую программку AIMazing. Программка убирала из принадлежащего AOL мессенджера AIM рекламу: вместо объявлений отображалось либо белое пространство, либо - если был включен Winamp - анализатор спектра из плеера. AIMazing продержалась в Сети неделю, прежде чем AOL нашла ее и казнила.
Между 2002-м и 2007-м годами Winamp был для AOL активом, ценность которого она осознавала - но не могла взять в толк, какого черта с ним делать.
Фред Макинтайр (Fred McIntyre), директор по развитию бизнеса Spinner и Winamp.
WinAMP появился в 1997 году (версия 0.2a). Постепенно из графической оболочки для декодера AMP от фирмы Playmedia (отсюда и название) он превратился в универсальный проигрыватель медиа-файлов. Растущая популярность плейера привела сначала к созданию компании Nullsoft, которая занималась исключительно разработкой новых версий продукта, а в 1999 году - к ее покупке корпорацией AOL.
Последовательное претворение в жизнь планов разработчиков шло вплоть до версий 2.9х. WinAMP этих версий - очень мощная программа-комбайн, способная, среди прочего, воспроизводить аудиофайлы почти любых форматов (путем подключения плагинов от сторонних производителей). Кроме того, WinAMP умел менять свой внешний вид, благодаря технологии скинов, и обеспечивал удобную навигацию при воспроизведении и выборе файлов из фонотеки. Привлекательности программе добавила возможность визуализации проигрываемой аудиоинформации, а также динамическое управление звучанием (изменение характеристик звучания производится за счет использования встроенного эквалайзера и внешних плагинов обработки аудио).
Вероятно, в том, что разработчики Nullsoft рано поняли важность привлечения независимых программистов и реализовали возможность подключения плагинов четырех типов (обработка аудио, расширение возможностей визуализации, поддержка форматов, отличных от mp3, и поддержка скинов) и кроется один из главных секретов успеха WinAMP. На сегодня для WinAMP сторонними разработчиками и просто энтузиастами написано бесчисленное количество подключаемых модулей.
Лучшее - враг хорошего
Но в 2001 году в Nullsoft решили, что нужно «мыслить шире» и «двигаться в ногу со временем». К этому моменту WinAMP 2.x был на пике популярности, и компания объявила о начале разработки абсолютно новой версии плейера. Главная идея заключалась в написании кода программы с нуля с учетом современных тенденций в технологиях создания ПО. А тенденции сводились к тому, что, например, поддержки скинов было уже недостаточно - на рынке появились программы-конструкторы, которые давали пользователю возможность полностью подстраивать программу под себя. Кроме того, WinAMP не хватало развернутой системы навигации по пользовательской базе файлов (морально устаревшие плей-листы уже не удовлетворяли пользователей, а объемы пользовательских файловых баз быстро росли).
В общем, создавая WinAMP 3, программисты Nullsoft старались как можно глубже «кастомизировать» программу, а также максимально облегчить разработку плагинов. В результате «тройка» архитектурно была задумана и выполнена в виде основного ядра, которое поддерживает все необходимые функции через подключаемые модули, написанные на специально разработанном внутреннем языке Wasabi. По сути, такой подход давал и дает разработчикам внешних модулей неограниченные возможности по модернизации проигрывателя. Однако строгого и привередливого пользователя гораздо больше интересуют быстродействие и надежность (или красота и эргономичность) программы, а не высоты программирования, достигнутые разработчиком.
Кроме того, в тот момент стали появляться интересные «доморощенные» медиа-плейеры, обеспечивающие максимальную функциональность при минимуме наворотов (например, Foobar и 1by1). Так или иначе, WinAMP 3 у пользователей не прижился; многие, посмотрев на него, вернулись к прежней версии, а кто-то и совсем отказался от WinAMP. По состоянию на 30 июня текущего года в мире насчитывалось 26 млн. пользователей RealOne, 41 млн. предпочли Windows Media Player и только 5,5 млн. остались верны WinAMP1. Видя эту тенденцию, Nullsoft еще весной забила тревогу и внезапно снова вернулась к линейке WinAMP 2.x. Сначала работа над «двойкой» и «тройкой» шла параллельно, но уже в июне компания решила полностью отказаться от дальнейшего развития WinAMP 3. На этом эра WinAMP 3 закончилась.
В марте 2003-го Nullsoft опубликовала план дальнейших действий. К концу сентября компания пообещала выпустить новую версию плейера - WinAMP 5. Номер версии был выбран не случайно (хотя нумерация может и измениться перед выходом релиза). Разработчики решили соорудить некий гибрид второй и третьей версий (3+2=5) проигрывателя, взяв все лучшее у каждой из линеек. Несомненно, потерпев фиаско с WinAMP 3, они постараются не наступить на грабли еще раз (тем более под неусыпным надзором AOL).
По плану «пятерка» основывается на ядре WinAMP 2, однако вберет в себя некоторые возможности WinAMP 3 (в частности, поддержку скинов формата WA3). Это означает, что пользователи смогут подключать к WinAMP 5 как обычные скины для WinAMP 2, так и гораздо более сложные скины WinAMP 3 (позволяющие менять раскраску и структуру окон программы). Объявлено также о временном (а возможно, и полном) отказе от технологии Wasabi, то есть плагины, написанные для WinAMP 3, будут непригодны для «пятерки». Однако фирма намерена расширить возможности по разработке плагинов в рамках платформы 2.x и обещает, что плагины под нее будут столь же функциональны, как и плагины под WinAMP 3. Помимо этого, в WinAMP планируется встроить компоненты для записи CD («снимать» композиции с аудиодисков и кодировать их WinAMP уже умеет). Сообщалось также, что программа со временем начнет поддерживать новые потоковые форматы файлов .NSA и .NSV (NullSoft Audio и NullSoft Video соответственно). В перспективе оба формата должны стать прямыми конкурентами технологиям от Real Networks.
И вот в Интернете появилась сначала первая, а вслед за ней и вторая альфа-версия WinAMP 5.
Внешне WinAMP 5 практически идентичен второй версии. Никакой «официальной» информации об изменениях в этой версии нет - в списке изменений значится лишь красноречивое yeah!
Непринципиальные отличия обнаруживаются в меню: мини-браузер перенесен в окошко media library (как в WinAMP 3), а пункты настроек - по сравнению с WinAMP 2 - немного перетасованы. В диалоге выбора формата файла, в который будет оцифровываться трек, можно указать формат AAC (за реализацию этого процесса отвечает плагин enc_aac.dll). В одном из билдов «двойки» такая возможность уже была, но в версии 2.95 она отсутствует - вместо ААС там включена поддержка Ogg Vorbis.
Также в комплекте к пятому WinAMP идет визуальный плагин Milkdrop (www. nullsoft.com/free/milkdrop).
Но самым заметным нововведением является подключаемый модуль Free Form Skin Prototype (gen_ff.dll), отвечающий за поддержку скинов WinAMP 3. Он позволяет подключить к WinAMP 5 любой скин для третьей версии, однако не всегда гарантирует стабильную работу. Популярный скин MMD3 установился и работал без проблем, но найти скин, который рушит пятый WinAMP, нетрудно.
Самое смешное, что, скопировав «дефолтный» скин от WinAMP 3, можно легко «превратить» WinAMP 5 в WinAMP 3 (чтоб хотя бы чуть-чуть заглушить боль утраты третьей версии).
Ахиллесова пята
Несмотря на то что альфа-версия (а точнее, пре-альфа) внушает определенный оптимизм, не все так гладко в датском королевстве. Очевидно, что хозяйка Nullsoft - корпорация AOL - разочарована отсутствием хоть каких-нибудь прибылей от своего приобретения, которое в 1999 году обошлось ей в 86 млн. долларов. К тому же программисты Nullsoft - не самые спокойные люди на этой планете. Чего стоит одна лишь история с созданием пиринговой сети Gnutella. Другими словами, «золотые мальчики» Nullsoft не только не приносят денег, но еще и добавляют проблем. Сами разработчики, прекрасно понимая, что ничего хорошего в этой ситуации нет, даже рассматривали возможность создания двух версий WinAMP - бесплатной и платной с дополнительной функциональностью, - но временно отказались от этой идеи.
Следующей выходкой Франкеля стал сервис WASTE, представленный в 2003 году. Он развивал идею ненавистного холдингу AOL файлообмена - с его помощью небольшие группы пользователей могли кидать друг другу музыку и прочий контент, применяя шифрование. WASTE, как и Gnutella, был замечен AOL и снят с публикации в течение суток.
Пока Франкель троллил холдинг, Winamp разросся до 60 миллионов пользователей. Впрочем, вышедшая в 2002 году третья версия плеера была признана неудачной. Пользователи жаловались, что Winamp стал требователен к ресурсам системы и нестабилен. Тогда разработчики приняли решение продолжить развитие ветки 2.x - к ней в итоге вернулись большинство недовольных. К 2003 году разработку «второй» и «третьей» веток объединили, и получился Winamp 5. Версию 4.x решили пропустить, одно из предлагаемых объяснений гласит: потому что три плюс два равно пять. В 2004 году все сотрудники Nullsoft ушли из AOL, оставив интернет-холдинг наедине с Winamp.
С 2004 по 2013 год у Winamp сменились три руководителя. Нельзя сказать, что плеер забросили: аудитория его росла, достигнув в 2007 году пика в 90 миллионов пользователей, а обновления продолжали выходить - но уже по «догоняющей» модели.
Команда разработчиков Winamp, 2012 год Фото: Ars Technica
В 2006 году разработчики из AOL прикрутили к Winamp синхронизацию фонотеки с iPod, в 2007-м «склеили» интерфейсы плеера и библиотеки и перевели программу на русский язык, в 2010-м выпустили мобильное приложение для Android, в 2011-м - клиент для OS X. Сколько пользователей работали с плеером в 2012 году, AOL не раскрывает, но известно, что за год Winamp принес холдингу около шести миллионов долларов.
После AOL
20 ноября 2013 года AOL разместила на сайте Winamp объявление следующего содержания: «Сайт Winamp.com и связанные с ним веб-сервисы станут недоступны после 20 декабря 2013 года. Кроме того, нельзя будет загрузить медиаплеер Winamp. Пожалуйста, скачайте последнюю версию до этой даты. Об улучшениях в последней версии можно прочитать в примечаниях к выпуску. Спасибо за то, что поддерживали сообщество Winamp на протяжении более чем пятнадцати лет».
Сказать, что решение AOL повергло меломанов в тоску, было бы преувеличением - для этого Winamp слишком долго находился в тени. Как заметил автор The Wall Street Journal Том Гара (Tom Gara), первой реакцией на новость у многих было скорее «Как, а разве он еще жив?». Вслед за вопросом следовал приступ ностальгии: кто-то вспомнил, как сутками менял в плеере скины, кто-то - как час качал из интернета 5-мегабайтную песню.
Поклонники, отказывающиеся смириться с мыслью о закрытии проекта, у плеера, тем не менее, сохранились. Часть из них возлагает надежды на Microsoft, которая, по слухам, завела с AOL переговоры о покупке Winamp. Другие же составили в адрес AOL петицию с просьбой перевести плеер на модель open source. По состоянию на момент публикации статьи под петицией подписались 6600 человек.