Государственная служба в Сингапуре

Aug 17, 2013 20:56




Очередная тема августовского стола заказов . Сегодня она будет очень специфическая и как утверждает сам заказчик навряд ли интересна многим. Ну потерпите немного :-) Итак слушаем очень увлекающуюся Сингапуром magpie73:

У меня пара серьезных, специализированных вопросов о Сингапуре. Боюсь, они могут быть не очень интересны массовому вашему читателю, но… у меня сейчас просто некуда и не к кому больше обратиться, а самой не хватает умения поиска нужной информации в интернет. У вас же большой опыт, может быть, вы поможете мне?

1 вопрос: насколько я понимаю, в Сингапуре действия свободного рынка в значительной части контролируются государством. По крайней мере в тех областях, которые обеспечивают «базовые потребности» - жилье, медицину, базовое образование. Те есть полный отказ от либертарианства(«все решает Рынок»), экономика полусоциалистическая. Как получается, что она остается эффективной? Как изменялась численность административной бюрократии за время существования Сингапура, и как она, действуя согласно Закону Паркинсона, до сих пор не задавила весть свободный рынок своим желанием администрировать  ВСЕ?

2 вопрос. при подборе своей команды Ли Кван Ю руководствовался след: «Я пришел к выводу, что одна из лучших систем была разработана и внедрена в англо-голландской нефтяной компании «Шелл» (Shell). В основном, они уделяли внимание тому, что они называли «текущей оценкой потенциала» (currently estimated potential) человека. Эта оценка определялась тремя факторами: способностью человека к
анализу, развитием воображения, наличием здравого смысла. Вместе они составляли интегральный показатель, который в компании «Шелл» называли »вертолетным видением» (helicopter vision), отражавшим способность человека видеть факты и проблемы в более масштабном контексте, выделяя при этом критически важные детали».

Это пишет Ли Куан Ю. Перед ним стала проблема замены стареющих министров людьми способными развивать динамично Сингапур дальше. Людьми с особыми качествами. Вопрос - что это за система и как она используется?

вопрос 3. В той же книге мое внимание привлек момент, связанный с водопользованием. Ли Кван Ю приводит цифры, что на момент возникновения современного Сингапура - еще до объединения с Малайей, там выпадало около 100 мл осадков в год. А к 80-м годам - уже до 1000. Как это может быть? Дожди ведь не связаны ни с какой человеческой деятельностью на этом конкретном месте? Или мне это показалось? Можно посмотреть динамику объема осадков по десятилетиям? Если это действительно так, как это получается? Вот видите, не знаю, будут ли ответы на эти вопросы интересны массовому читателю. Мне-то это будет очень интересно.

Давайте покажу вам, что я нашел по этому поводу …

Про систему тестирования сотрудников  SHELL ничего не нашел, думаю это несколько конфиденциальная информация и ее не распространяют. А вот странно что не нашел статистики по государственным служащим в Сингапуре по годам. Кто поможет ?

А вот что имеется …

Вопрос 1 .и вопрос 2.  Государственная служба в Сингапуре

Государственная служба Сингапура была формально образована в 1955 году, но на самом деле ее история начинается со времени основания Сингапура англичанами в 1819 году. Приобретение прав местного самоуправления в рамках Британской колониальной империи, приобретение независимости в 1965 году не повлекли существенных изменений в организации государственной службы. Некоторые существенные преобразования были совершены после 1990 г., когда на смену первому режиму премьер-министра, Ли пришел новый, демократическим образом созданный. Первоначально государственная служба была невелика по численности и выполняла рутинные управленческие функции, традиционно свойственные любой государственной службе.

Государственная служба включает в себя: службу президента, премьер-министра, 14 министерств и 26 постоянных комитетов. Число служащих, работающих в 15 министерствах (если считать офис премьер-министра) составляет 65000, а в комитетах - 49000. Эти комитеты характеризуются как автономные государственные агентства, созданные в соответствии с парламентскими актами для выполнения определенных функций. На них не распространяются юридические привилегии государственных министерств, но они обладают большей независимостью и гибкостью. Поскольку они являются прошлым государственной службы, принятием на работу в эти комитеты и продвижением по службе не занимается Комиссия государственной службы, но у них другой срок и условия службы. Их счета проверяются Генеральным аудитором Сингапура. Постоянные комитеты помогли уменьшить объем работы государственной службы.

Начиная со второй половины 1980-х правительство Сингапура стало работать над «качеством» бюрократии. Стимул  к  совершению  коррумпированных  действий  среди  государственных  служащих  и  политических  лидеров   был  уменьшен  путем  обеспечения  их  заработной  платой  и  дополнительными  льготами,  сопоставимыми  с  частным  сектором.  Однако  правительство  может  быть  неспособным  повысить  зарплаты,  если  нет  экономического  роста.  Тем  не  менее,  последствия  низкой  зарплаты  в  госсекторе  будут  неблагоприятными,  так  как  талантливые  госслужащие  уйдут,  чтобы  устроиться  в  частные  компании,  в  то  время  как  менее  способные  останутся  и  вовлекут  себя  в  коррумпированные  действия,  чтобы  компенсировать  низкую  зарплату.

Отчитываясь  в  1985  году  перед  парламентом  об  оправданности  затрат  на  содержание  аппарата,  премьер- министр  Ли  Куан Ю  говорил:  «Я  являюсь  одним  из  самых  высокооплачиваемых  и,  вероятно  одним  из  самых  бедных  премьер-министров  стран  третьего  мира… Имеются  различные  пути  решений.  Я  же  предлагаю  наш  путь  в  рамках  рыночной  экономики,  который  является  честным,  открытым, оправдываемым и  осуществимым.  Если  вы  ему  предпочтете  лицемерие,  вы  столкнетесь с двуличием  и  коррупцией.  Делайте  выбор».

Чиновникам серьезно подняли зарплаты (в дальнейшем это делали каждые несколько лет), что должно было удержать их от взяток. Сейчас оклады высших должностных лиц страны высчитываются в зависимости от средних заработков в бизнесе и доходят до $20-25 тысяч в месяц. И парламентарии, и население восприняли с недоверием эту инициативу, но премьер-министр Ли Куан Ю публично обосновал ее целесообразность.

Он объяснил, что правительству необходимы профессионалы в своей области, поэтому им выплачивают заработную плату, близкую к их рыночной ценности. Было бы нереалистично ожидать, что талантливые люди пожертвуют своей карьерой и семьями на многие годы, чтобы удовлетворять требования зачастую не ценящей их усилия общественности.

Если бы Сингапур не получил в распоряжение высшей политической власти лучших специалистов, это бы закончилось посредственными правительствами, неудовлетворительной денежной политикой и коррупцией.

В итоге Правительству удалось преодолеть унаследованное с прошлого представление о том, что государственные служащие должны получать скромное жалование, что их должность, статус и влияние являются сами по себе более чем достаточным вознаграждением. Идея государственной службы, связанная со значительными ограничениями и возможностью потери в личных доходах, при всем ее внешнем благородстве чревата негативными последствиями.

Она не позволяет достойным людям занимать должности в государственном аппарате на протяжении длительного времени и планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу. Нарушается принцип непрерывности в исполнении служебных обязанностей, который всегда являлся сильной стороной многих правительств восточных государств. Государственные органы ограничиваются в возможностях успешной конкуренции на рынке труда за лучших специалистов, привлечения в правительственные учреждения талантливых людей из частного сектора. Неизбежно появление многочисленных коррупционных схем с целью получения дополнительных доходов. Дешевое правительство и малооплачиваемые служащие разрушили не одно государство.

Логика решения данных проблем оказалась достаточно проста. Политические лидеры и должностные лица вправе получать адекватное вознаграждение в зависимости от важности их должности и полученных результатов. Их доходы должны быть сопоставимы с заработной платой руководителей соответствующего уровня в других сферах деятельности. Это обязательные условия честного, неподкупного и эффективного правительства.

Поэтому по мере улучшения экономической ситуации и выхода страны на устойчивые темпы развития зарплата служащих стала увеличиваться через каждые несколько лет, а постоянный рост экономики на 7-10% в год на протяжении нескольких десятилетий позволил перейти на новую систему оплаты труда. Она автоматически увязывает жалованье служащих с заработной платой работников сопоставимого ранга в частном секторе, увеличивая или уменьшая ее в зависимости от доходов предпринимателей. Заработная плата представителей госсектора установлена на уровне 2/3 дохода работников частного сектора.

Находясь в плену прямых причинных связей, отдельные “великие” реформаторы государственной службы в других странах, ссылаясь на этот опыт, сводят количество целей антикоррупционной реформы к повышению денежного содержания чиновников. Хотя очевидно, что высокие доходы служащих стали не предварительным условием, а результатом колоссального исторического скачка Сингапура в своем быстром и устойчивом развитии. Великие цели способны реализовать только экстраординарные люди с помощью нетрадиционных подходов и решений.

Сошлемся еще на один пример, который до настоящего времени вызывает нескончаемые споры в политическом и научном сообществе. Сама идея существования честного правительства, по мнению руководства Сингапура, подрывалась сложившейся практикой выборов кандидатов на правительственные посты. Внимательное изучение мирового опыта представительной демократии позволило увидеть ее очевидные недостатки.

Соревнование идей и программ кандидатов подменено часто конкуренцией их денежных кошельков. Подобная “коммерческая демократия”, высокая стоимость выборов является проклятием многих европейских и азиатских стран. Она только дискредитирует власть, распыляет общественную инициативу и приводит в действие порочный круг коррупции. Затраченные на успешную избирательную кампанию средства победителям приходится возвращать кредиторам в виде незаконных правительственных контрактов и преференций, раздачи доходных должностей. Такие народные избранники получили презрительную кличку “банкоматы”.

В качестве профилактической меры Сингапур в 1990 г. изменил конституцию страны и создал институт назначаемых, а не избираемых членов парламента. Это позволило известным в стране людям, обладающим несомненными достоинствами независимыми взглядами, войти в состав парламента, играть конструктивную роль в продуманной критике политики правительства и улучшении его деятельности.

Продвижение по службе и подбор кадров

В Сингапуре на государственном уровне проповедуется принцип меритократии.  Впервые введенный как принцип англичанами в 1951 году, меритократия получила распространение в 1959 году, когда руководство страны сделало акцент на зависимости продвижения по службе от способностей человека.

Государство выявляет перспективных учеников в раннем возрасте, наблюдает и поощряет их на протяжении их учебы. Они получают стипендии для поступления в университеты, некоторые уезжают за границу. В свою очередь, многообещающие ученики обязуются работать на правительство в течение четырех-шести лет.

Так, самые лучшие и одаренные поступают на государственную службу, а связанные с государством компании в Сингапуре имеют доступ к этому запасу человеческих ресурсов. И действительно, некоторые чиновники высшего ранга являются членами правления таких компаний и могут быть привлечены к работе в них на постоянной основе.

Активным поиском талантов, трудоустройством всех профессионалов, успешных предпринимателей, людей творческих профессий, высококвалифицированных рабочих и решением их социальных проблем занимаются два специальных правительственных комитета. Одновременно ими организован систематический поиск талантливой молодежи по всему миру.

Посольства Сингапура в Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии и Канаде организуют многочисленные встречи с азиатскими студентами, чтобы заинтересовать их в получении работы в Сингапуре. Широко используется тактика “зеленой жатвы”, которую изобрели американские компании, предлагая студентам работу еще до выпускных экзаменов, по результатам текущей успеваемости.

Ежегодно выделяется несколько сот стипендий лучшим студентам из Индии, Китая и других стран Юго-Восточной Азии с надеждой на их последующее трудоустройство в Сингапуре или его компаниях за рубежом. В результате активной вербовки приток специалистов в три раза превысил “утечку мозгов”. Сингапур привлекает их высоким уровнем развития и качеством жизни, перспективами успешной карьеры, возможностью легко ассимилироваться в его азиатском обществе.

Тысячи талантливых инженеров, управляющих и других специалистов, прибывших из-за рубежа, способствовали развитию Сингапура, помогли ему стать преуспевающим обществом и попасть в высшую лигу государств мира.

Авторитет государственной службы

Ставка руководства независимого Сингапура на принципы меритократии и каноны конфуцианской этики при формировании основ государственного механизма была не случайной. Самым ценным активом любого правительства является доверие людей. Всем были хорошо известны многочисленные примеры деятельности неэффективных правительств и коррупции в высших эшелонах власти отдельных азиатских стран, которые стали причиной упадка этих государств. По этой причине забота об эффективном использовании человеческого капитала на основе таланта и достоинств, внедрение прозрачной и заслуживающей доверия системы кадровых назначений в сочетании с отлаженной системой подлинной ответственности должностных лиц имели глубокий смысл.

Политическая и административная элита призвана задавать высокие стандарты управленческих навыков, указывать путь собственным примером, чтобы обеспечить развитие страны и выдержать международную конкуренцию. Значительно позднее Ли Куан Ю писал в своих воспоминаниях, что начать с проповеди высоких моральных принципов, твердых убеждений и самых лучших намерений искоренить коррупцию - легко, а вот жить в соответствии с этими добрыми намерениями - трудно. Особенно в обществе, где коррупция была одной из черт традиционного образа жизни. Для этого требуются сильные лидеры и решимость бороться со всеми нарушителями безо всяких исключений.

Для большинства представителей первого поколения лидеров Сингапура принцип “оставаться честным и неподкупным” был привычкой и нормой жизни. Они имели великолепное образование, достойное и устойчивое материальное положение и шли к власти не для того, чтобы разбогатеть. Их личная безупречность создавала новый моральный климат в обществе. Общественное мнение стало рассматривать коррупцию в качестве угрозы успешному развитию общества, авторитету государства на международной арене. Однако известный американский политолог С. Хантингтон в книге “Политический порядок в меняющихся обществах” (1968) не без основания отмечал, что политические институты складываются не за один день. Это медленный процесс, особенно по сравнению с более динамичным процессом экономического развития. В некоторых случаях определенные виды опыта могут активно трансформироваться под влиянием времени, острых конфликтов и других серьезных испытаний. Поэтому одним из показателей уровня институциализации организации является ее возраст.

“Пока во главе организации остается первое поколение ее лидеров, процедура исполняется ее инициаторами, адаптивность организации остается под сомнением”. Интересно, что именно Хантингтон стал впоследствии одним из первых критиков сингапурской модели. По его словам, честность и эффективность, которые старший министр Ли привил Сингапуру, вероятно, последуют за ним в могилу.

В определенных обстоятельствах авторитаризм может дать хорошие результаты на протяжении короткого периода времени. Но опыт ясно показывает, что только демократия способна обеспечить пребывание у власти хорошего правительства в долгосрочной перспективе. Политическое руководство Сингапура успешно преодолело этот рубеж. Последователи оказались достойны своих предшественников.

Эффективность работы госаппарата

Государственная служба Сингапура считается одной из самых эффективных в Азии. Общая численность госслужащих составляет 65 000 человек. Отлично выученными и воспитанными кадрами укомплектованы службы президента и премьер-министра, 14 министерств и 26 постоянных комитетов.

Это достигается продвижением по службе исключительно на основе способностей человека, современным материально-техническим обеспечением служебной деятельности, строгой дисциплиной и трудолюбием чиновников, их напористостью и постоянным стремлением к совершенству. Задача постоянного улучшения качества работы решается за счет всесторонних инструкций, четких и прозрачных административных процедур, внимательного планирования деятельности, предвидения потенциальных административных проблем и устранения их причин.

Для этого в каждом министерстве существует отдел улучшения качества работы, активно внедряются современные информационные технологии.

Уже сегодня граждане Сингапура, не отходя от своего домашнего компьютера, могут в течение получаса получить более двух тысяч наименований государственных услуг.

Стремление каждого служащего к достижению конкретных результатов подкреплено жесткими стандартами работы и специальной системой критериев оценки их деятельности.

Борьба с коррупцией, подобно меритократии (продвижению на ключевые посты лишь по заслугам), многонациональной политике и прагматизму, является одним из ключевых факторов экономического успеха Сингапура. Жесткие законы, соответствующее жалованье для министров и государственных служащих, наказание коррумпированных чиновников, эффективное функционирование ведомства по борьбе с коррупцией, личные примеры руководителей высшего звена - все упомянутые факты составляют антикоррупционную программу Сингапура. Таким образом, успех этого государства - результат упорной работы по борьбе с коррупцией, ведущейся во всех сферах жизнедеятельности.

Немаловажным принципом организации государственной службы Сингапура является стремление чиновников к удовлетворению потребностей общества.

Государственные служащие Сингапура обязаны чутко реагировать на жалобы населения и прислушиваться к его просьбам, которые приходят в виде писем в газеты и журналы, по e-mail, на телевизионные и радиоканалы, высказываются на ежегодных встречах с народом. В свою очередь, прочитав жалобу, чиновник обязан дать полный ответ в течение нескольких дней после публикации, в противном случае будет привлечён к ответственности.

Следующими принципами являются прагматизм и применение самых эффективных методов, т.е. сингапурская государственная служба признаёт лишь те законы, которые дают практически полезные результаты.

Сингапур демонстрирует прагматизм в желании учиться самым эффективным методам работы у других стран и больших компаний. Сингапур изучил и перенял опыт работы государственных служб Японии и Франции. Практика изучения наилучших методов работы применяется постоянно и повсеместно. В Сингапуре пропагандируется концепция непрерывного образования и подготовки государственных служащих.

Государственная служба Сингапура нейтральна и не вовлечена в политику. Эта традиция нейтральности была унаследована от британцев и позволяет обеспечить преемственность работы государственной службы во время политических изменений. Нейтральность не имеет никакого отношения к задаче проведения политики правительства, но в то же время не подразумевает снижения качества предоставляемых услуг при служении населению. Государственная служба должна действовать справедливо, непредвзято и постоянно стремиться к достижению целей, стоящих перед государством, при этом чётко понимать, каковы национальные интересы страны.

Принцип - способность к реформированию - характеризуется тем, что государственная служба Сингапура непрерывно проводит реформы по улучшению своей деятельности. Старшие должностные лица внимательно следят за появляющимися в развитых странах мира тенденциями и новшествами в области государственного управления, анализируют их и внедряют наиболее стоящие идеи и методы, учитывая политические, экономические, социальные, параметры страны. Государственные служащие высшего уровня ставят на первое место необходимость реформирования мировоззрения чиновников к восприятию реформ, заинтересовав их в изменениях и в достижении поставленных целей. Только после этого можно переходить к реформированию государственной службы. При этом не следует забывать, что просто установка целей не даст результатов без постоянного мониторинга процесса изменений.

В государственной службе Сингапура подготовка кадров играет очень важную роль, переходящую в традицию и берущую своё начало в институте по подготовке персонала государственной службы, основанном в 1971 году. Колледж государственной службы был открыт в 1993 году с целью подготовки старших должностных лиц. В учебных заведениях стремятся научить чиновников пяти основным навыкам: обеспечивать высочайшее качество обслуживания; управлять изменениями; работать с людьми; управлять операциями и ресурсами; управлять самим собой. Государственная служба поставила цель - каждый чиновник должен проходить 100 часов обучения в год. Государственная служба играет центральную роль в формировании и пересмотре политики в области управления персоналом и принимает решения о назначении на ту или иную должность, а также об обучении и системе оценки работы государственных чиновников.

Наряду с принципами следует рассмотреть и свойства, на которых основывается государственная служба Сингапура:

1)   системный анализ в решении сложных проблем;

2)   систематические нововведения и повышение результативности;

3)   высокий уровень компьютеризации;

4)   постоянный поиск путей повышения результативности работы организаций: постоянно реализуются новые идеи, связанные с анализом затрат и повышением рентабельности;

5)   назначение молодых, перспективных, способных и добивающихся высоких результатов чиновников на очень высокие посты;

6)   акцент на улучшение качества обслуживания населения;

7)   проведение дискуссий, в которых принимают участие чиновники и их начальники, определяются и пересматриваются задачи, обсуждаются пути достижения намеченных целей;

8)   назначение чиновников высшего ранга для работы в правлениях компаний, находящихся под государственным контролем, что помогает им узнавать нужды частного сектора и приобретать полезный опыт;

9)   поощрение новаторства и творчества;

10) принцип подотчётности общественности и поддержания «прозрачности».

Таким образом, высокая эффективность и действенность государственной службы Сингапура является следствием строгой дисциплины, трудолюбия и напористости чиновников, их профессионализма и отличной подготовки; приёма на работу наиболее способных кандидатов на основе принципа меритократии, низкого уровня коррупции, высоких требований со стороны политических лидеров страны, неустанного стремления к совершенству и достижению конкретных результатов.

Вопрос 3. Количество осадков в Сингапуре.



Хотя вызванное глобальным потеплением повышение уровня Мирового океана будет серьезно угрожать Сингапуру лишь через 50-100 лет, островное государство уже начало готовится ко «всемирному потопу». Как заявил Ли Куан Ю - бывший премьер-министр и «отец-основатель» Сингапура, ныне занимающий в правительстве «города Льва» пост министра-ментора, - кабинет уже связался с Нидерландами с целью детального изучения методик крупномасштабного строительства дамб. «Мы начинаем учиться сейчас, потому ч то к тому времени, когда воды поднимутся, будет слишком поздно», - сказал он.

По экспертным оценкам, уже наблюдающееся таяние ледников может привести к повышению уровня воды в Мировом океане к концу столетия минимум на 18 см (что Сингапур может пережить), и максимум на шесть метров, что создало бы для островного государства серьезнейшие проблемы, отмечает газета. Возможно, что отпущенное Сингапуру судьбой время истекает.

Соседняя Индонезия уже начала ощущать на себе последствия глобального изменения климата.

Проведенное Национальным управлением метеорологии и геофизики (НУМГ) страны исследование показало, что на протяжении XX века климат на крупнейшем архипелаге планеты стал намного дождливее. Так, за это столетие в районе Особого столичного округа Джакарта и прилегающих к нему провинций Бантен и Западная Ява стало выпадать на 12% больше осадков. Еще дождливее - на 17% - стала погода на курортном острове Бали, где теперь ежемесячно выпадает в среднем 360 миллиметров осадков. Сотрудники НУМГ напрямую увязывают это с идущим в настоящее время на всей планете потеплением, вызванным выбросом в атмосферу в результате деятельности человека п арниковых газов.

«Эта климатическая аномалия является предвестником (будущих) наводнений», - говорит секретарь НУМГ Анди Эка Сакья. Как заявил ранее государственн ый министр по вопросам окружающей среды Индонезии Рахмат Витулар, из-за повышения уровня морей менее чем за четверть века - уже к 2030 году - крупнейший архипелаг мира может лишиться около 2 тыс. островов.



Динамика осадков

Сингапурец Нг Кок Лим написал открытое письмо в парламент, аргументированно возражая против официальной точки зрения о том, что наводнение вызвано увеличением уровня осадков.

Уважаемый доктор Балакришнан.

Хотел бы прокомментировать ваши ответы в парламенте 9 января сего года касательно внезапных наводнений на Орчард-роуд: app.mewr.gov.sg

Вы пояснили, что три последних наводнения в районе Орчард-роуд (Google map) являются частью более масштабного и продолжительного изменения количества осадков в Сингапуре. Составив график среднечасовых максимумов осадков в Сингапуре за последние 30 лет, вы совместно с экспертной группой заключили, что Сингапур испытывает постоянное увеличение числа осадков.

Если интенсивность осадков действительно виновна в недавних наводнениях, не должно ли тогда было случиться гораздо более мощное наводнение в 1995 году, когда за час выпало 145 мм осадков, что больше 130 мм в час в 2010 году? Точно так же, среднечасовая интенсивность осадков в 2007 году составила 135 мм, что так же больше показателя 2010 года. И в 2007 году никаких серьезных наводнений на Орчард-роуд не было.

Несмотря на то, что ваш график изменения осадков достаточно крутой, в действительности же по числам видно, что за 11 лет (с 1987 по 1998) количество осадков возрасло всего на 10 мм, что меньше 1 мм в год. Вы утверждаете, что один дополнительный миллиметр осадков между 2009 и 2010 привел к катастрофическим наводнениям 2010 года? Недостаточно построить линию тренда, чтобы сделать вывод, что мы столкнулись с ростом интенсивности осадков. Какова статистическая ценность такой линии? Отмечена ли корреляция между силой осадков и годом?

Вы попросили парламент согласиться с тем, что в будущем нас ожидают подобные же ураганы с теми же последствиями, как в недавних трех эпизодах. Но были ли у нас в истории другие такие же ситуации? Ваша позиция была бы более прочной, если бы вы смогли показать, что последние три эпизода были уникальными для района Орчард-роуд за последние 30 лет.

Ваши выводы основываются на том, что погода изменилась. Нет ничего лучше, чем пенять на погоду. В действительности же, в то время как погода в Сингапуре может внезапно измениться в течение дня, общая тенденция от года к году не меняется. Погода в 2009 году была такой же, как и в 2010, но в 2010 мы имели мощные наводнения, а в 2009 году их не было совсем. Считаю, что причиной подобных внезапных изменений может быть только деятельность человека.

Спасибо. Нг Кок Лим

Перевод: Виталий Семкин















А что мы еще с вами читали про Сингапур:  Сингапур вчера и сегодня , а так же  Мифы и правда о современном Сингапуре. Ну и вдогонку  100 и более фактов о Сингапуре

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=33359

Сингапур, Стол заказов

Previous post Next post
Up