У писателя Анатоля Франса есть рассказ «Дочь Лилит». Его главной героиней является девушка с именем Лейла, в облике которой было «нечто чуждое человеческой красоте». Можно предположить, что Лейла - не результат фантазии автора. Героиня могла быть дочерью Лилит, первой жены Адама, сбежавшей от него.
«И зарастут дворцы её колючими растениями … И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой», - можно прочесть в Книге Исайи. Этот отрывок, предположительно, предрекает запустение Идумеи после Божьего суда.
Так вот в оригинале на месте словосочетания «ночное привидение» стоит «lilith». Исследователи Библии утверждают, что речь в этих строках идёт о Лилит, первой жене Адама.
Думать так заставляет сторонников этой версии описание сотворения первых людей. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их», - читаем в первой главе Книги Бытия.
Во второй главе сотворение женщины описано следующим образом: «И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку».
Таким образом, интерпретаторы на основе этих отрывков пришли к выводу, что первая супруга Адама была также, как и он, сотворена из земли, а вторая - уже из ребра Адама. Первую могли звать Лилит, а вторую - Ева.
В канонической Библии Лилит не упоминается, а вот в еврейской традиции присутствует. Согласно этой версии, Бог создал для Адама из праха женщину. Супруги тут же поругались, так как Лилит стала настаивать на равенстве между ними. Видя, что Адама переубедить не получается, девушка улетела прочь. Её попытались догнать ангелы, но даже им не удалось уговорить её вернуться.
Как относится к Лилит православная традиция?
Именно так и относится: как к порождению еврейского фольклора, к ночному чудовищу из народных фантазий. Два рассказа о сотворении человека православная традиция трактует следующим образом: вначале приводится рассказ о сотворении мира в целом, и история сотворения человека передана лаконично, как часть общего замысла Творца. Во второй главе содержится начало истории грехопадения, поэтому приводятся подробности: Адам создан из праха земного, а Ева - из плоти Адама, чтобы подчеркнуть важную мысль о том, что мужчина и женщина имеют единую природу, единую плоть. По этой причине никакой «первой жены» у Адама просто быть не могло. Кроме того, сама идея превращения женщины (Лилит) в демоницу с точки зрения богословия совершенно безграмотна: человек не может стать демоном, поскольку демоны - это падшие ангелы, существа совсем иной природы, нежели человек.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале
"Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале
"Таблетка для головы". Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения
"Вот так бывает", подписывайтесь. Кстати, у кого есть доступ до ТикТока подключайтесь к моему политическому каналу -
@masterpolit