Гибель "Армении"...7 ноября 1941 года

Jun 28, 2010 21:31


«Армения» - пассажирско-грузовой теплоход; спроектирован в Ленинградском Центральном бюро морского судостроения под руководством главного конструктора Я. Копержинского; построен на Балтийском судоремонтном заводе; спущен на воду в ноябре 1928; входил в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря в составе «Абхазии», «Аджарии», «Украины», «Армении», «Крыма» и «Грузии»; 7 ноября 1941 в 11:25 местного времени потоплен немецкой авиацией вблизи Ялты (Крым); точное число погибших до сих пор неизвестно (по разным источникам от 5 до 7 тыс. человек); гибель «Армении» по количеству человеческих жертв стала одной из самых крупных морских катастроф в мировой истории.

  • Водоизмещение 5 770 тонн
  • дальность плавания 4600 миль
  • максимальная скорость 14,5 узлов (около 27 км/ч)
  • Длина 112 м
  • Ширина 15,5 м
  • Высота борта 7,84 м [1]
  • Экипаж - 96 человек
  • 518 пассажиров в классных каютах
  • 125 «сидячих» пассажиров
  • 317 палубных пассажиров
  • до 1000 тонн груза
История гибели





Теплоход «Абхазия» из той же серии «рысаков», что и «Армения»
Капитаном «Армении» был назначен 39-летний Владимир Яковлевич Плаушевский, старпомом - Николай Фадеевич Знаюненко. Экипаж судна состоял из 96 человек, плюс 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.

Около 17:00 6 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Севастополя, эвакуируя военный госпиталь и жителей города.

Свидетельствует участник обороны Севастополя полковник медслужбы А.И. Власов:

На «Армению» было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники… Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя….

По разным оценкам на борту находилось от 4,5 до 7 тыс. человек. В 2:00 7 ноября судно прибыло в Ялту, где взяло на борт ещё несколько сотен человек. В 8:00 судно вышло из порта в Чёрном море, и пройдя на несколько десятков километров, дошло до Южного берега Крыма. Здесь оно было атаковано немецким самолётом-торпедоносцем «Хейнкель He-111», принадлежавшим к 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28 *), несмотря на то, что транспорт имел отличительные знаки санитарного судна**. В то же время, в нарушение статуса санитарного судна, «Армения» была вооружена четырьмя 45-мм пушками, кроме раненых и беженцев, на её борту находились военнослужащие и сотрудники НКВД, кроме того, корабль шёл в эскорте двух вооруженных катеров и двух истребителей И-153. Таким образом, «Армения» в соответствии с международным правом являлась законной военной целью.
---
*) есть данные, что данная авиагруппа действовала с аэродромов Румынии - как уже было отмечено ранее не все самолеты Не-111Н-6 (торпедоносцы) были "немецким" . Такие же самолеты воевали под опознавательными знаками Румынии (красно-белый крест с выборками).

**) "госпитальных судов" - международный термин, подпадающих под действие Гаагской конвенции в годы войны 1941-1945 гг - не было, т.к. соглашения между воюющими сторонами заключено не было.
----
В 11 ч 25 м в точке с координатами 44.25, 34.28333344°15′00″ с. ш. 34°17′00″ в. д. / 44.25° с. ш. 34.283333° в. д. (G) (координаты приблизительные; по некоторым данным, они сознательно искажены) в носовую часть транспорта попала одна их двух выпущенных самолетом торпед. Через 4 минуты судно затонуло.

На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов, а также эвакуируемых граждан. Также на судно был погружен персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23), руководство пионерлагеря «Артек» и часть партийного руководства Крыма. Погрузка шла в полном беспорядке, никто не только по фамилиям не переписывал садившихся на теплоход, не было даже точно известно их число. Официально в советское время считалось что погибли около 5 тыс. человек, теперь оценки увеличены до 7-10 тысяч человек. Спасти удалось только восьмерых. Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых страшных в мировой истории.

Существует версия, что причиной катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того, чтобы совершить переход к Кавказскому побережью в темное время суток в относительной безопасности, был отправлен командованием в Ялту, хотя в Севастополе находились десятки менее ценных судов, которые бы могли произвести эвакуацию из этого города. В результате погрузка (чего?) затянулась на всю ночь и капитан был вынужден выйти в море из Ялты в 8.00. Решение*** капитана оправданно, поскольку Ялта не имела никаких средств противовоздушной обороны, кроме того, в любой момент она могла быть захвачена наступавшими немецкими частями; в этом случае "Армения" была бы просто расстреляна полевой артиллерией вермахта. В море же теплоход имел возможность уклоняться от атак маневрированием.
В Ялте на теплоход сотрудниками НКВД было погружено несколько десятков ящиков. Существует предположение, что в них находились золото и ценности из Крымских музеев. В 2000-х годах Департамент морского наследия Украины начал поисковые работы на месте гибели судна, которые не привели к успеху. В 2006 году к работам по просьбе украинской стороны подключился Институт океанографии и океанологии США (NOAA) по руководством Роберта Балларда (en). Американцы нашли в предполагаемом районе гибели судна множество интересных объектов, однако «Армения» так и не была найдена."
-------------------------------------------------------
По свидетельствам спасшихся пассажиров капитан судна ожидал специальной команды офицера НКВД до самого утра. Основная версия, почему Октябрьский переиграл "Армению" на Ялту - просьба эвакуировать партийных работников и членов их семей из Ялты. Зачем был эвакуирован весь медперсонал из Севастополя, который готовился к обороне - вопрос к адмиралу Октябрьскому - он уже замолчал навечно! Видно он полагал, что раненых в ходе обороны не будет!
Как отмечал Ян Пичиневский из Штутгарта у капитана теплохода не было выбора, т.к.немецкие войска к утру 7 ноября уже наступали на Ялту по побережью с обеих сторон (от Фороса и Алушты) и должны были войти (расчетно) во второй половине дня 7 ноября 1941 года. Реально немецкие войска вошли в Ялту на рассвете 8 ноября.

Обратить внимание на выделенное красным цветом.

"Армения", Ялта, гибель

Previous post Next post
Up