"
О сов. архивах и дипломатах Очень любопытная
статья в «Ъ», заслуживающая многих комментариев, но я ограничусь главным. Автор пишет в тоне удивления: мол, зачем секретят? По-моему, удивляться нечему: режим знает, что делает. Он, разумеется, уже не коммунистический, но вполне советофильский, у власти находятся советские люди. Поэтому полная делегитимация «отцов-основателей» нынешнего государства (а это Ленин и иже с ним) в их планы не входит. По этой причине все символы соввласти, начиная с мавзолея, не трогают и не тронут. Именно поэтому, а не «во внимание к чуйствам пенсионеров».
СвернутьЧто касается факта работы Рябушинских и Морозовых на революцию, которому автор статьи так удивляется, то и тут удивляться нечему: это представители ведущих старообрядческих фамилий, а старообрядцы были врагами Российской империи, мечтали о ее разрушении, активно сотрудничали с ее главными геополитическими противниками - Англией и Австрией (Белокриницкая иерархия и все дела). Их потомки, причем весьма образованные, до сих пор признаются в ненависти к ней (к примеру, ЖЖ-юзер banshur69). Так что ничего случайного тут нет, и Горький упомянут рядом с ними тоже совсем не случайно: ДЕГ эту тему разобрал уже давно -
http://galkovsky.livejournal.com/165322.html и
http://galkovsky.livejournal.com/165736.html (что лишний раз свидетельствует о его проницательности в подобных вопросах).
То, что засекречено личное дело Красина, занимавшего в большевицкой Аль-Кайеде место главного специалиста по мокрым делам - более чем естественно; интереснее то, что засекречено личное дело наркоминдела Г.В.Чичерина. Думаю, там много любопытного, переворачивающего наши представления об этом полиглоте и любителе Моцарта. Поздняя его биография (после отставки с поста наркома) вообще загадочна, за прошедшие 80 лет о ней не просочилось почти никаких сведений. Все сводится к двум-трем неподтвержденным деталям: будто бы воевал с Лилей Брик и Катаняном за квартиру в кооперативном доме (значит, и его испортил квартирный вопрос), тренькал на пианино, а в конце концов рехнулся, ел из мусорных бачков… Последнее вряд ли достоверно, но я, признаюсь, буду рад, если это окажется правдой: вот был бы достойный финал! Ведь в 19-м году этот человек пальцем не пошевельнул, чтобы помочь своим теткам, оставшимся в Тамбове. Одна из них,
Александра Николаевна Нарышкина (урожд. Чичерина), бывшая фрейлина императрицы, статс-дама, 80 лет, была расстреляна ЧеКой (по другой версии - умерла от разрыва сердца, когда ее везли на расстрел); другая, Александра Алексеевна, урожденная графиня Капнист, жена Бориса Николаевича Чичерина, умерла от голода. Я некогда видел ее последние письма - это, скажу я вам, невозможно читать. А любимый племянник в это самое время заседал в ленинском правительстве!
Чичерину, конечно, еще повезло, что помер до начала Большого Террора; а вот его соратнику
Флоринскому, который был как бы его уменьшенной копией (тоже гомосексуалист, тоже отлично воспитан и образован - как-никак создатель советского дипломатического протокола, - и тоже ренегат, наплевавший на свое происхождение и убитого ЧеКою отца, почтенного профессора Киевского университета), - Флоринскому повезло меньше: его расстреляли в 39-м, причем для начала осудили за мужеложство. «Скажите, пожалуйста, г. Флоринский, - спросил его однажды один из иностранных послов, - как можете вы служить большевикам, которые расстреляли вашего отца?» - «А скажите, пожалуйста, г. посол, неужели, если бы ваш отец попал под электрический трамвай, вы никогда бы после этого не сели в трамвай?». Замечательный ответ, не правда ли? Вот такие моральные уроды создавали советскую дипломатию. Так что не вижу причин сожалеть, что в конце концов и сынок попал под этот самый «трамвай». "Немезида", как заметил в похожем случае Гёте."