"Даже для неискушенного (но внимательного) читателя, заинтересовавшегося историей этих событий, становится ясно, что описание событий связанных с обороной Севастополя и полуострова, которое можно прочесть в литературе, полно нестыковок. В официальном описании событий, очень много лубков и штампов. Реальные события были ярче и многограннее. И тогда и сейчас, в угоду действующей идеологии изобретаются новые мифы, делаются сенсационные "открытия". Приведу свежий пример: В
журнале "Историческое наследие Крыма", N15, от 2006г. опубликована интересная статья "Архивный документ по депортации крымских немцев". В статье были сделаны весьма любопытные выводы. Впрочем, предоставил слово автору. "Крымским немцам выпало первыми, ещё в августе 1941 года, испытать насильственное переселение. Причём осуществлялось оно как... эвакуация в Орджоникидзевский край в соответствии с Постановлением Совета по эвакуации при Совнаркоме СССР N СЭ-75с. от 15 августа 1941 года... Этот документ автор обнаружил в Государственном архиве Российской Федерации (г. Москва)... Совет по эвакуации разрешает "Совнаркому Крымской АССР эвакуировать 51 тысячу человек населения из отдельных районов (Фрайдорф, Найдорф, Колай и др.) по согласованию с НКВД".В этот же день, 15 августа 1941 года, Совнарком Крымской АССР принимает своё Постановление. "В целях эвакуации населения в безопасную от военных действий зону СНК Крымской АССР ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1) Немедленно эвакуировать население в первую очередь из следующих районов и колхозов Крымской АССР (согласно приложению)..." Аргументация автора звучит убедительно, и становится безумно жаль безвинных жертв сталинского режима, но...
Приведу полный текст документа:
"СЕКРЕТНО ПОСТАНОВЛЕНИЕ N СЭ - 75 с СОВЕТА ПО ЭВАКУАЦИИ 15 августа 1941 г. Москва, Кремль. Об эвакуации населения из отдельных районов Крымской АССР. Совет по Эвакуации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Разрешить (обращаю внимание на это слово!) Совнаркому Крымской АССР эвакуировать 51 тыс. человек населения из отдельных районов (Фрайдорф, Найдорф, Колай и др.), по согласованию с НКВД.
2. Эвакуацию произвести в Орджоникидзевский край железнодорожным транспортом через Джанкой - Фёдоровка - Волноваха - Ростов - Кавказская до станций Дивное, Благодарное и Будёновск.
3. Обязать НКПС обеспечить вывоз эвакуируемых из Крымской АССР в 2-дневный срок.
4. Обязать Совнарком Крымской АССР назначить на каждый эшелон с эвакуируемыми начальника эшелона.
5. Обязать Наркомторг, НКПС (Трансторгпит), Днепропетровский, Сталинский, Ростовский облисполкомы, Краснодарский и Орджоникидзевский крайисполкомы обеспечить продажу продуктов питания и горячую пищу на узловых станциях и кипяток на всех станциях следования эшелонов с эвакуированными
6. Обязать Орджоникидзевский крайисполком:
а) принять и разместить эвакуируемых в пределах края;
б) командировать на ст. Кавказская уполномоченного крайисполкома для дачи направлений эшелонам в пункты расселения эвакуируемых в Орджоникидзевском крае.
Председатель Совета по Эвакуации Н. Шверник. Секретарь Совета по Эвакуации М. Кузьмин.
Вы спросите: как же возникли еврейские поселения в Крыму? Попробую пояснить. В литературе существует множество мифов о том, как злой сталинский режим насильственно депортировал жителей "черты оседлости" в степи Крыма, и там их бросил умирать от голода. На самом деле все было не совсем так.
Еще в ноябре 1923 г. появился проект, автором которого являлся руководитель еврейской секции РКП(б) А. Брагин, предложивший образовать автономную область евреев на территории Северного Крыма, южной степной полосы Украины и Черноморского побережья вплоть до границ Абхазии.
Как отмечало Еврейское телеграфное агентство (ЕТА) 20 февраля 1924 г., этот проект одобрили советские руководители: члены Политбюро ЦК РКП(б) Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, кандидат в члены Политбюро Н.И. Бухарин и Председатель Госплана СССР А.Д. Цурюпа. Однако против него выступил, ставший в июле 1923 г. наркомом земледелия, Александр Петрович Смирнов, усмотревший в таком решении вопроса угрозу обострения межнациональных отношений в регионе предполагаемого расселения. Как показало дальнейшее развитее событий, он оказался абсолютно прав. Но его не послушали, а зря... кто знает, как бы развернулись события, если бы... Впрочем история не терпит сослагательного наклонения. Решение было принято.
Президиум ЦИК СССР на своем заседании 29 августа 1924 г. постановил образовать Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся, и Общественный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся. КомЗЕТ возглавил П.Г. Смидович, ОЗЕТ возглавил Юрий Ларин (он же Лурье). Обоснование переселения еврейских семей КомЗЕТом объяснялось так: "По социальному составу насчитывается евреев членов профсоюзов, включая и безработных, триста тысяч ... а вместе с членами семей 850.000 чел., и около 130.000 душ земледельцев. Остальная часть в 1.750.000 чел. падает на кустарей, мелких торговцев и лиц без определенных занятий... Совершенно ясно, что такая экономическая структура еврейского населения совершенно неприспособленна к Советскому строю, с его курсом на госторговлю, кооперацию и концентрацию промышленности и что если не будет принято экстренных мер по переводу еврейского населения на производственный труд, то значительная часть его будет поставлена перед перспективой вымирания и вырождения".
Основной базой переселения КомЗЕТом была определена Крымская АССР. В соответствии с решением ЦК ВКП(б) от 26 июля 1928 г. Крымская АССР наряду с Еврейской автономной республикой (столица Биробиджан), являлась основной базой еврейского переселения. В 1926г. в СССР приезжал руководитель еврейской благотворительной организации "Джойнт" Джеймс Н. Розенберг, в результате встреч с руководителями страны была достигнута договоренность о финансировании Д. Розенбергом мероприятий по переселению евреев Украины и Белоруссии в Крымскую АССР. Помощь оказывали также Французское еврейское общество, Американское общество помощи еврейской колонизации в Советской России и др. 31 января 1927 г. заключен новый договор с "Агро-Джойнтом". По нему организация выделяла 20 млн. руб. на организацию переселения, советское правительство выделяло для этих целей 5 млн. руб. На новой территории планировали создать еврейские коммуны, т.н. кибуцы (прообраз современных кибуц Израиля). Под программу переселения были выделены земли. Всего к октябрю-ноябрю 1928г. в Крыму выделено 131 901гектар(!) плодородной земли. Именно земля стала началом конфликта между новой властью и ... крымско-татарским населением. Из республиканского земельного фонда было выделено порядка 100 тыс. га, а остальное было получено в результате изъятия земли у местного населения. Т.е. земли изымались у татар и передавались поселенцам. В основном, изъятие земли проводилось под эгидой раскулачивания. Однако земли изымались сплошными массивами, с той лишь разницей, что мелкому татарскому крестьянству предоставлялись земли в других районах Крыма. Сохранилось множество свидетельств очевидцев о тех событиях. Несмотря на благие цели и выделенные средства ничего хорошего из этой идеи не вышло, нельзя построить счастья на несчастье соседа. Да, и поехали в Крым, не земледельцы, человек, живущий на земле, крайне неохотно снимается с места. Интересен социальный состав переселенцев: торговцы - 50%, ремесленники - 20%, рабочие - 10%, неопределенных занятий - 15%, интеллигенция - 5%. Стоит обратить внимание на время переселения 1929-31 годы. На Украине голод (да, да тот самый Голодомор, который так яростно подняла на щит Украина). Лишения испытывали и поселенцы.
"Прибыв в Крым ... мои средствы так исчезли, что я кое как жил сам занимался мелким торговлем по деревням. После засева вернулся да дому собрал свои монатки и приехал с семьей который состоит из 5 душ 2 мужчин и 3 женщин все взрослые. После вся наша страдание из 15-го февраля 1927 г. до жнивы т.е. до 1 августа которые самая первая блюда хлеб с водой...". Из письма другого переселенца Владимира Исаковича Гринбанда: "Уже четыре месяца семья на участке буквально голодает я ежедневно с ломом в руках рыл камни и на своих плечах с семейством переносил на усадьбу, работал впроголодь (другие переселенцы) между собой неуладили, погрызлись и разбежались".
Из этих свидетельств в 2008 году начал зарождение еще один миф и жестоком переселении евреев в Крым. Сейчас много пишут о насильственном переселении, но это не так. Переселение изначально было добровольным, и шли на него охотно. Еврейским переселенцам для обустройства выделялась земля, посевной фонд, подъемные. По пути следования переселенцам были обеспечены пропитание, кипяток. Было сделано многое, чтобы люди могли обрести на полуострове вторую родину.
Но, есть и другая сторона медали: "Прибывшие на землю поселенцы, вместо пашни занялись спекуляцией, продав зерно, и саженцы, выделенные для посадки, и вместо земледелия занимаются гешефтом (торговлей). От меня все время требуют денег, которые выделены для обустройства и покупки техники, они уже все истрачены...."
"Из прибывших, никто к земле не приспособлен и трудиться на земле неспособен. Бегут с земли в города." И естественно, что к 1933 г. из переселенцев 1924 г. по колхозам Фрайдорфской МТС осталось всего 20-25 %, а по Лариндорфскому МТС всего 11 %. По отдельным колхозам текучесть доходила до 60 - 70 %. По колхозам Смидовической МТС из 265 переселенцев вербовки 1932 г. убыло 190 человек. В колхоз им. Калинина прибыло 32 - убыло 25; в колхоз "Ротштерн" - прибыло 24, убыло 15 и т.д. Ситуация во Фрайдорфском районе: на участке N 21 из прибывших 43 семей уехали 28, участке N 62 из 36 семей уехали 15, участок N 22 из 36 семей уехали 30.
Но это было не главное. В Крыму в 1929-32г. разгорелся межнациональный конфликт. У руководства Крымской АССР были совсем другие планы. Получив автономию, представители крымско-татарского руководства (несмотря на то, что татары составляли меньшинство на полуострове), начали вести свою политику. Решением ЦИК КрАССР был взят курс на создание чисто татарской автономии на полуострове. На Первом Всекрымском съезде было решено начать работу по проведению переселения в Крым татар-эмигрантов и их потомков, проживавших в Румынии и Турции.
Конфликт между местными учреждениями и Москвой разрастался. Разрастался он и на местах. Одним из главных противников массового переселения евреев в Крым стал Председатель Крымского Центрального Исполнительного Комитета Вели Ибраимов. За что и поплатился. Он и еще 14 человек были арестованы в Москве по якобы сфабрикованным обвинениям. Почему "якобы"? Да потому, что во время войны, связи эти выплыли на поверхность. Запятнавший себя связями с немецкими оккупантами "Татарский национальный комитет", возглавил турецко-подданный эмигрант Джемиль Абдурешидов (бежал с немцами), связь которого с Ибрагимовым документально доказана. Пантюркистские настроения в Крыму поддерживала Турция, при финансовой поддержке ... Англии. Т.е. в Крыму столкнулись интересы двух мощных группировок, а советская власть была пока еще слаба, чтобы противостоять двум мощным мировым лобби. В феврале 1931 г. председатель ЦИК Крымской АССР Мемет Исмаил Кубаев на партконференции Джанкойского района заявил, что "...Москва проводит политику великодержавного шовинизма, разоряет трудовые массы Крыма и, прежде всего, татар...". На бюро ОК это выступление расценено как "контрреволюционное". Кубаев был немедленно снят с поста председателя ЦИКа.
Вооруженные драки между поселенцами и местным населением возникли в деревне Айбары, на ст. Курман-Кемельчи, во Фрайдорфе, Люстдорфе и ряде других населенных пунктов.
Тезис о злых татарах, которые почему-то перешли на сторону немцев, родившийся еще при советской власти, является мифом. Как это ни парадоксально звучит, Советская власть, из-за своей слабости в начале 30-х годов, и некомпетентности своих деятелей, нажила себе много врагов. К концу 30-х конфликт удалось загладить, но изжить его полностью не удалось.
С другой стороны, межнациональный конфликт в Крыму имеет, в основном, не этнические, а скорее классовые корни. Англия была заинтересована в дестабилизации ситуации в Советской России. Власть рабочих и крестьян всерьез пугала мировой капитализм. На английско-турецкие деньги в Крыму, были организованы группы боевиков, которые громили дома тех, кто выступал на стороне Советской власти (вне зависимости от национальности). Интересно то, что конфликты происходили на территории определенных районов КрАССР, в то время, как во многих районах местное население и переселенцы уживались мирно. Причем, с прекращением поступления денег от сторонних организаций, и с укреплением советской власти в Крыму волнения ушли в прошлое. Правда, отголоски этого конфликта ощущаются, и по сей день. Но сейчас выгодно кричать о том, что во всем виноват злой сталинский режим, закрывая глаза на реальные факты.
Это только несколько маленьких примеров большой фальсификации истории Крыма, которая продолжается, и по сей день. Почему? Потому, что в Крыму прервалась связь времен. Сейчас никто не может опровергнуть выдуманные факты, ведь, по сути, после войны полуостров был заселен заново. Задача этой книги- развеять наиболее устоявшиеся ошибочные мнения об обороне Крыма и Севастополя в 1941-42годах.
Особенно много мифов по истории Крыма родилось именно во время войны. Военные часто прикрывали свои неудачи выдумками, которые со временем становились историей. Не на все вопросы можно найти ответы. В советской литературе были опубликованы мемуары многих участников войны. Пусть они были причесаны, обработаны, в них были сделаны обширные вставки о руководящей и направляющей роли партии, но эти воспоминания дают неплохую картину происходившего. Те ветераны, которые носили большие погоны, могли пользоваться советскими архивами (на то время многие данные архивов были секретными). Вряд ли за счет работы в отечественных архивах можно найти нечто новое. Кое-что есть в иностранных архивах, прежде всего, в немецких и американских. Которые в настоящее время малодоступны и, наверное, не скоро станут доступны. Есть события войны, которые не были задокументированы, люди, которые в них участвовали не оставили после себя мемуаров.
Много информации для человека, знающего местность, дают фотографии. Работа с немецкими фото и реконструкция событий на местности историками почти не применялась. Есть рассказы, записанные со слов очевидцев, причем часто интересную информацию давали местные жители, ставшие свидетелями событий. Их свидетельства, даже записанные на бумагу не могут быть признаны историческими документами, хотя, иногда, правды в них больше, чем в иных официальных бумагах. Я просто попытался воссоздать события тех дней, и в этой попытке я использовал "ненаучные" источники. Я не могу дать официальную ссылку на текст воспоминаний, потому что они нигде не опубликованы, а просто записаны со слов. Обычные воспоминания тех жителей полуострова, кто остался в живых. Это только начало работы по сбору рассеянных сведений об обороне Крыма и Севастополя, поэтому я буду благодарен за любую предоставленную мне информацию. "
Из книги
Неменко Александр Валериевич:
другие произведения. Крым 1941г. Мифы и загадки.