Карл Маркс о сущности государства.

Apr 05, 2016 00:26

"«Государственный формализм», воплощённый в бюрократии, есть «государство как формализм», и в качестве такого форма­лизма описал бюрократию Гегель. Так как этот «государствен­ный формализм» конституирует себя как действительная сила и самого себя делает своим собственным материальным содержа­нием, то ясно само собой, что «бюрократия» представляет собой сплетение практических иллюзий, или что она есть «иллюзия государства»; дух бюрократии есть всецело дух иезуитства, дух теологии. Бюрократы - иезуиты государства и его теологи. Бюрократия есть la republique prětre {государство-священнослужитель}.

Так как бюрократия есть по своей сущности «государство как формализм», то она является таковым и по своей цели. Действительная цель государства представляется, таким обра­зом, бюрократии противогосударственной целью. Дух бюро­кратии есть «формальный дух государства». Она превращает поэтому «формальный дух государства», или действительное бездушие государства, в категорический императив. Бюрократия считает самоё себя конечной целью государства. Так как бюро­кратия делает свои «формальные» цели своим содержанием, то она всюду вступает в конфликт с «реальными» целями. Она вынуждена поэтому выдавать формальное за содержание, а содержание - за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские за­дачи- в государственные. Бюрократия есть круг, из которого никто не может выскочить. Её иерархия есть иерархия знания. Верхи полагаются на низшие круги во всём, что касается зна­ния частностей; низшие же круги доверяют верхам во всём, что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение.

Бюрократия есть мнимое государство наряду с реальным государством, она есть спиритуализм государства. Всякая вещь поэтому приобретает двойственное значение: реальное и бюрократическое, равно как и знание (а также и воля) стано­вится двойственным - реальным и бюрократическим. Но реаль­ная сущность рассматривается бюрократией сквозь призму бюрократической сущности, сквозь призму потусторонней, спи­ритуалистической сущности. Бюрократия имеет в своём облада­нии государство, спиритуалистическую сущность общества: это есть её частная собственность. Всеобщий дух бюрократии есть тайна, таинство. Соблюдение этого таинства обеспечи­вается в её собственной среде её иерархической организацией, а по отношению к внешнему миру - её замкнутым корпоратив­ным характером. Открытый дух государства, а также и госу­дарственное мышление представляется поэтому бюрократии предательством по отношению к её тайне. Авторитет естьпоэтому принцип её знания, и обоготворение авторитета есть её образ мыслей. Но в её собственной средеспиритуализм превра­щается в грубый материализм, в материализм слепого подчи­нения, веры в авторитет, вмеханизм твёрдо установленных формальных действий, готовых принципов, воззрений, традиций. Что касается отдельного бюрократа, то государственная цель превращается в его личную цель, в погоню за чинами, вделание карьеры. Во-первых, этот отдельный бюрократ рассматривает действительную жизнь какматериальную, ибо дух этой жизни имеет своё обособившееся существование в бюрократии. Бюро­кратия поэтому должна стремиться к тому, чтобы сделать жизнь возможно более материальной. Во-вторых, эта действительная жизнь для самого бюрократа, - т. е. поскольку она становится объектом его бюрократической деятельности, - является мате­риальной, ибо дух этой жизни ей предписан, её цель лежит вне её, её бытие есть канцелярское бытие. Государство существует уже лишь в виде различных определённых бюрократических сил, связанных между собой посредством субординации и слепого подчинения. Действительная наука представляется бюрократу бессодержательной, как действительная жизнь - мёртвой, ибо это мнимое знание и эта мнимая жизнь принимаются им за самую сущность. Бюрократ должен поэтому относиться по-иезуитски к действительному государству, будет ли это иезуитство созна­тельным или бессознательным. Но, имея своей противополож­ностью знание, это иезуитство по необходимости должно также достигнуть самосознания и стать намеренным иезуитством".
Читать далее: К. Маркс " К критике гегелевской философии права""

философия

Previous post Next post
Up