Воспоминания очевидца (22 июня 1941 года, Севастополь) - борьба с минами.

Jan 19, 2016 00:43


"В первых числах июля, когда я шел в техникум, я видел, как на магнитной мине подорвался эсминец «Бойкий». У его носа поднялся фонтан воды с огнем, он застопорил ход  (а было это почти у боновых заграждений на выходе из бухты), к нему подошли два пожарных катера и стали заливать водой носовую часть. Он не затонул и был отбуксирован в док.

Магнитные мины  было новым оружием. О его существовании  было известно очень мало, а о борьбе с ним - вообще ничего не знали.  В Севастополе родилась идея  уничтожать магнитные мины детонацией.  В первой половине июля  я наблюдал, как  по бухте идет полным ходом морской охотник и сбрасывает глубинные бомбы.  Бомбы взрываются на глубине, вода вспучивается бугром  и взлетает вверх. И вдруг, вместо обычного бугра, - огромный столб воды, краем он накрывает охотник.  Сдетонировала  магнитная мина.  Такой вид траления применялся на первых порах, когда еще не умели  бороться с магнитными минами. Для морских охотников магнитные мины были не опасными, т.к. их корпус был деревянным, ну а все металлические корабли  были уязвимы.  Магнитное поле корабля возбуждало мину,  взрыватель срабатывал и четверть тонны взрывчатки  поднимали сотни тонн воды, гидравлическим ударом разрушая все в радиусе до 50 метров.  Мины сбрасывались с самолета, опускалась на парашюте, когда мина ударялась о воду, парашют отцеплялся, а мина опускалась на дно.   Обычно их ставили на глубинах 20-30 метров. Мы находили обрывки парашютов около воронок от взрыва  мин, при попадании   их  на сушу. Они были из вискозного шелка грубого плетения.  Сами мины изготовлялись из алюминиевых сплавов.

Поиск методов борьбы с магнитными минами начался с первых же дней войны.  Помню, приезжали чопорные англичане, передавали  свой опыт.   Правда, не помню, была  ли  какая от них помощь.  Приезжали ученые-физики из Ленинграда. Под их руководством вначале были оборудованы баржи  для траления. Размеры баржи были достаточно большими, чтобы возбудить взрыватель мины. Тащил баржу небольшой буксир на длинном тросе  и,  если на трассе попадала мина, она взрывалась. Баржа была набита плавучим материалом  и если её не разрывало,  её оттаскивали в док и латали.  Такой способ был  очень несовершенным  и  ученные разработали способ размагничивания корпуса корабля.  Этот метод был наиболее эффективным и был принят на вооружение.

С совершенствованием методов борьбы с минами, противник совершенствовал  сами мины.  Появились акустические мины, взрывающиеся на шум винтов,  акустическо-магнитные,  акустические кратные, взрывающиеся после нескольких проходов корабля над миной.

В начале июля наш флот совершил налет на румынский порт Констанца. Как рассказывали участники налета,  наши корабли беспрепятственно прорвались к порту и начали артиллерийский обстрел нефтебазы и портовых сооружений, нанеся крупные разрушения и пожары. При отходе, налетела немецкая авиация, два корабля потопила, а остальные получили повреждения от малых, до крупных. На буксире привели эсминец «Фрунзе», у которого была полностью  отбита корма. Месиво из обрывков листового железа, канатов, дерева в  кормовом «обрубке»  осталось в памяти как символ войны.   Совсем недавно мы, пацаны,  играли в  «чапаевцев», воображая, что мы строчим из пулеметов, бросаем гранаты  не понимая, что такое война.  И вот пришла суровая действительность войны.
"
Хотел бы я посмотреть на "чопорных англичан", выступающих в "ракушке" на Приморском бульваре с лекцией о борьбе с магнитными минами перед учащимися судостроительного техникума... :)

Для справки. Именно англичане (не "фашисты") к началу второй мировой войны имели самые крупные запасы магнитных мин и опыт их массового производства и боевого применения.

Эсминец "Быстрый" (не "Бойкий") был единственной и очень странной "боевой" жертвой магнитной мины "фашистов", не считая буксира и плавкрана. Во первых, обозначенное место настолько проходное и заметное, что непонятно, как он там оказался, если все места приводнения мин отмечались бригадой ОВРа вешками...

Из нижеприведенного фрагмента следует, что автор "воспоминаний" в первом абзаце привел абсолютно недостоверную инфомацию, возможно с чужих слов и допустил искажение имени эсминца. Дыра в "районе взрыва (58-70 шп.)" указывает на центральную часть, а не носовую часть корпуса.

"...Проект "7"...
Эсминец "Быстрый" был заложен 17.04.1936 г. на заводе им. 61 Коммунара в Николаеве. Спущен на воду 05.11.1936 г., вступил в строй 07.03.1939 г.

С началом Великой Отечественной войны был включен в систему ПВО главной базы флота. 1 июля 1941 года направлен на ремонт в Николаев, и около 14.00 эсминец вышел из Южной бухты Севастополя. В 14.10 при проходе первой линии бонов (глубина 14-16 м) раздался мощный взрыв донной мины, выставленной немецким самолетом. Корабль подбросило вверх и вправо. В результате 24 человека из экипажа сразу погибли, а 81 оказался ранен, то есть мгновенно была потеряна половина экипажа.

"Быстрый" начал описывать циркуляцию вправо. Немного не дойдя до Константиновского равелина, он остановился с креном на левый борт: его затормозил левый якорь, самопроизвольно отдавшийся в момент взрыва. Котельные отделения № 1 и № 2 были затоплены сразу же, а через 10 минут после взрыва вода заполнила все помещения до 109-го шпангоута и между 159-м и 185-м шпангоутами. Крен на левый борт достиг 15, нос сел на грунт. Примерно в 15.00 вокруг "Быстрого" вспыхнул вытекший из цистерн мазут. Пришлось эвакуировать личный состав. На помощь подошли три спасательных судна, но пожар удалось потушить только к полуночи. Эсминец к тому времени почти полностью затонул: над водой возвышались только надстройка и часть полубака.

Утром 2 июля приступили к спасательным работам. Выяснилось, что нос корабля сидит на грунте на глубине 6 м, корма - на 12 м. Первым делом сняли 2 130-мм орудия, 3 45-мм полуавтомата и КДП. Но дальнейшим работам помешал разыгравшийся шторм. Командующий флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский, осмотрев эсминец, определил его положение как безнадежное. Через два дня под ударами волн носовая часть корпуса отломилась по 34-му шпангоуту.

13 июля "Быстрый" все же был поднят аварийно-спасательной службой флота и поставлен в док. При детальном осмотре выяснилось, что восстановить корабль будет чрезвычайно трудно. Корпус в районе котельных отделений и между 34-м и 86-м шпангоутами был сильно деформирован, киль перебит, в районе взрыва (58-70 шп.) зияла огромная пробоина размером 5x3,5 м.

Тем не менее уже 30 августа корпус эсминца вывели из дока и отбуксировали в Килен-бухту для продолжения ремонта на плаву. Однако вскоре во время авианалета в него попало несколько бомб. "Быстрый" вторично затонул.

Носовая часть "Быстрого" осенью 1941 года была использована для восстановления "Беспощадного". А из снятых 130-мм орудий сформировали береговую батарею № 112.
"
Дальше читать не стал...Сплошная фантазия.

Севастополь, история

Previous post Next post
Up