Книга, типа, про фортификацию...

May 28, 2015 22:28

Взял "за рога" то, что знаю лучше...

К началу 90-х годов XVIII века в Севастополе имелось лишь несколько земляных открытых береговых батарей. В 1793 г. под руководством Суворова был составлен проект переустройства береговой обороны, по которому предполагалось большинство существовавших батарей срыть и вместо них насыпать новые, сначала тоже открытые, но лучшего устройства, с двухъярусной обороной, с сомкнутыми горжами, с брустверами, одетыми камнем. Основная мысль проекта Суворова заключалась в том, чтобы получить настильный огонь по морским плесам, для чего батареи должны были быть низкие, на искусственных уступах (это так называемые батареи афлиардо - от французского выражения a fleur d'eau, т. е. «в уровень с водою»). Проект первой очереди работ был осуществлен к 1801 г. Затем, вплоть до 1818 г. Севастопольский порт, как указывают летописцы, [152] «укреплялся батареями и шанцами, возводившимися без общепринятой системы и устраивавшимися по назначению различных флотских начальников».
+++++++++++++++

Странно, а чего ж забыл сказать о судьбе низкосидящих насыпных батарей? Так смыло их первым же штором. А чтобы чем-то укреплять нужно было пилить камень. Его начали только добывать в началле 30-годов 19 века.
+++++++++++++++

Систематическое укрепление Севастополя началось собственно с 1834 г., по проекту усиления обороны Севастопольского рейда и укрепления южной стороны с сухого пути, составленному Инженерным департаментом. В 1837 г. оборонительную линию с сухопутной стороны предположено было расширить. Однако так как наиболее важным считалось обеспечение Севастополя с моря, то первоначально все средства, отпускавшиеся для отстройки крепости, обращались на устройство приморских укреплений, которые к 1854 г. и находились в оконченном виде; с сухопутной же стороны Севастополь вовсе не был обеспечен. Сухопутные укрепления Севастополя были возведены лишь перед самой осадой. По проекту имелось в виду расположить на южной стороне 8 бастионов и соединить их между собой длинными ломаными куртинами, состоящими из каменных оборонительных стенок, а горжи - сомкнуть такими же стенками, усиленными большими оборонительными казармами. Но так как атака с сухого пути считалась маловероятной, то с этими работами не торопились, и ко времени высадки союзников в Крыму на городской, западной стороне были только готовы 3 оборонительных казармы, начаты 3 бастиона, доведенные лишь до ничтожной профили. На корабельной стороне бастионы были заменены тремя батареями и Малаховой башней - двухэтажной каменной постройкой с ружейной закрытой и пушечной открытой обороной. На городской стороне между бастионами и на корабельной - за батареями были кое-где устроены завалы из сухой каменной кладки. В общем, по выражению летописца, «с сухопутной стороны Севастополя ко дню высадки союзников существовали одни фортификационные намеки, местами же эти намеки не существовали и на планах».
++++
И тут же "барабанная дробь" - в Севастополь приехал сам Тотлебен  -подрывных дел мастер, да с двумя сотнями голодых матросов вооруженных деревянными лопатами.. он и таких дел наворотили, что ...
++++

В первых числах августа 1854 г. в Севастополь в распоряжение командующего войсками кн. Меншикова был командирован Тотлебен. Командующий войсками принял ею довольно холодно, разрешил остаться на время и официально не поручил ему никакого дела. Но постепенно Меншиков пригляделся к Тотлебену и уже недели через две писал о нем в Петербург, что «это весьма деятельный офицер, с военным взглядом, который ставит его выше обычных кирпичных дел мастеров». Месяц спустя по приезде Тотлебена в Севастополь адмирал Корнилов, назначенный комендантом (кем? когда? что за дожность?) Севастополя, поручает Тотлебену заведование всеми инженерными работами, и с тех пор Тотлебен делается душой обороны Севастополя. [153] Насколько энергично велись инженерные работы по усилению Севастополя под руководством Тотлебена, показывают слова Корнилова в его письме-журнале от 4 сентября 1854 г.: «В неделю сделали больше, чем прежде делали в год». Создаваемые затем в течение осады временные по размерам, поспешные по возведению, укрепления обратились в конце концов в грозную силу, вынудившую противника к громадным жертвам, и сыграли роль, вполне подобающую настоящей первоклассной крепости, затянув осаду на 11 месяцев."
+++
Кому верить Корнилову, что "сделали больше, чем за год" или вышеприведенному автору цитаты о "фортификационных намеках"? И почему инженера-подрывника сравнивают с ремесленником по производству кирпичей из местной глины? Это что стеб такой особый - "фортификационный"? Так крепость во время осады все-таки достроили до "первоклассной"? Под градом тысяч вражеских ядер? О, как! А кто строил?
Совсем ничего о Керчи - когда ж там Тотлебен успел построить за год каменную крепость, если в Николаеве строил землянной вал для обстрела Буга и блиндажи на 15 тысяч бойцов. И деньги не те, и камня опять же нет! НИКАКОГО!

строительство, Севастополь, история

Previous post Next post
Up