Nov 09, 2014 22:38
"...
Литовский писатель 16 века пишет об этом: «Торгуют невольниками по всем городам Крыма, больше всего в Кафе. Случается, что целые толпы несчастных, проданных в неволю, гонят прямо с рынка на корабли, так как город лежит при удобной морской пристани, а поэтому Кафу можно назвать не городом, а ненасытной, отвратительной бездной, пожирающей нашу кровь». Солхат в этой цитате не указан, но мы уже знаем, что невольники в Кафу поставлялись транзитом, через этот город.
Особого размаха работорговля достигла в 16-17 веках, в которой были заинтересованы не только крупнейшие крымско-татарские феодалы, но и их турецкие покровители, в том числе и лично султаны. Так, например, султан Ибрагим в 1646 году приказал крымскому хану совершить срочный набег за невольниками, чтобы укомплектовать гребцами вновь построенные военные суда-галеры - так называемые каторги. Труд на этих судах был чрезвычайно трудным, и не случайно само слово «каторга» вскоре приобрело иной смысл: лишение свободы с особо строгим режимом и тяжелым физическим трудом. Именно на галере-каторге 15 лет плавал прикованный цепью будущий запорожский гетман Иван Сулима. В 1620 году он захватывает со своими товарищами-невольника турецкую боевую галеру и привозит ее в подарок Папе Римскому. За этот подвиг Папа Павел V наградил Ивана Сулиму Золотой медалью.
Крымские татары ежегодно отправляли властителю Османской империи тысячи пленников и пленниц в виде дани или подарков. Свои набеги за живым товаром крымские татары осуществляли круглогодично: зимой - в польские владения, в более теплую пору года - на русские территории. Историк А. Л. Якобсон утверждает, что лишь за десять лет - с 1600 по 1617 годы - было угнано из России 100 тысяч человек. Можно смело предположить, что подобные масштабы увода в плен были характерны для других соседей Крымского ханства: Польши, Литвы, Украины.
Разбойные набеги приносили колоссальную прибыль крымско-татарской знати, а вот малоимущие татары расплачивались пленными свои долги. Захваченные невольники были высоколиквидным товаром К сожалению и стыду, слово «товар» было вполне приемлемо в ту пору по отношению к людям, так как их не только охотно покупали в качестве будущей дешевой рабочей силы, но и выкупали обратно родственники. Да и странам, откуда похищались люди, подобные разбойные набеги наносили значительный демографический и экономический ущерб. Поэтому выкуп своих плененных сограждан становился и государственной а дачей. В середине 17 века в России был принят специальный закон «Об искуплении пленных», по которому пленники в Царьграде и в Крым выкупались за счет «царевой казны» царскими послами. Чтобы казна не пустовала, был введен так называемый «посошный сбор» - налог каждую соху. Предназначение этого налога было целевым - на вы русских невольников из крымского плена. На государственном уровне были определены суммы, которые казна тратила на выкуп пленников, исходя из их социального статуса: «За плененного дворянина давалось по 20 руб. с каждых ста четвертей его поместной земли, за московского стрельца - по 40 руб., за украинского стрельца - по 25 руб., за пленного крестьянина и боярского человека - по 15 рублей».
Естественно, что крымские работорговцы были особо заинтересованы в пленении знатных и богатых людей, чей выкуп мог одноразово принести значительный доход. И иногда им это удавалось: в 1577 году был захвачен в плен Василий Грозный, за выкуп которого царь Иван Грозный заплатил 2000 рублей - огромнейшую по тем временам сумму. Эта охота на людей была причиной многих военных конфликтов и военных походов, которые предпринимали против крымского ханства их соседи; особенно активно боролось украинское казачество. Казаки, изгонявшие из степей татарских рабопромышленников, разорявшие турецкие и татарские поселения и невольничьи рынки, освобождавшие невольников, - в глазах своих соплеменников были героями. О них слагались песни, сочинялись легенды, наделявшие казаков сверх человеческими свойствами.
"
торговля,
пленные