демонстрирует днище, из отсеков доносятся стуки команды, попавшей в смертельную ловушку...
Из архива 1949 год.Линкор "Джулио Чезаре"("Юлий Цезарь".)/"Новороссийск" во время передачи Советскому Союзу.
Линкор затонул в результате взрыва невыясненной природы в Севастопольской бухте. Погибшие члены команды были тайно захоронены в двух братских могилах в Севастополе. Имена похороненных в могилах были открыты только в 90-х годах прошлого столетия.
"...Линкор стоял на якорных бочках № 3. Штормило. В бухте это было заметно. Ночью, около двух часов, 29 октября под днищем корабля прогремел взрыв. Многие утверждали, что взрыв был двойным. Сейсмическая служба тоже записала на своих лентах двойной взрыв. Накануне, 28 октября (мое примечание - 1955), на линкор пришло пополнение. Среди вновь прибывших были армейские солдаты, не имевшие ни малейшего представления о корабле и морской службе. Многие не умели плавать. Их только откомандировали на флот, выдали морскую форму, но вместо яловых ботинок оставили тяжелые кирзовые сапоги. Для большинства из них день 28 октября стал первым и последним днем морской службы.
Внутрикорабельная связь была повреждена. Во многих помещениях погас свет и отключилась аварийная сигнализация. По приказу командующего флотом с каждого из крейсеров прибыли на линкор аварийные партии из дивизионов живучести для борьбы за спасение корабля. Работали все виды спасательных средств флота.
Личный состав кораблей оцепления тоже участвовал в спасении раненых и утопающих, погибших вылавливали из холодной воды и погружали на плавсредства, чтобы доставить в главный военно-морской госпиталь. По оперативным данным, при взрыве погибло сто пятьдесят человек, почти столько же раненых.
На борт линкора прибыли командующий флотом вице-адмирал Пархоменко и член Военного совета ЧФ вице-адмирал Н.М. Кулаков. В работу командования корабля не вмешивались. Руководил борьбой за живучесть корабля старпом капитан 2-го ранга Хуршудов. Командир линкора был в отпуске. Многоэтажная бронированная носовая часть корабля от днища до верхней палубы была разворочена. По оповещению звуковой радиосвязи слышали, что пробоина на обшивке корпуса была размером 4х8 метра. В носовых кубриках проживала большая часть экипажа (матросы и старшины). Чудовищный удар пришелся как раз сюда. Через пробоину хлынула забортная вода, ломая водонепроницаемые переборки помещений. Креновая система линкора состояла из семнадцати отсеков по бортам. Корабль получил дифферент на нос, лопасти бронзовых винтов полностью оголились и стали хорошо видны. Кроме того, корабль кренился на левый борт, борьба за живучесть корабля заключалась в том, чтобы поставить корабль на ровный киль, то есть ликвидировать дифферент и крен путем затопления креновых отсеков, перекачкой топлива и воды из помещений в помещения другого борта. Специалистам-офицерам БЧ-5 (электромеханическая боевая часть корабля) была известна схема затопления, она не раз отрабатывалась на учениях, старпом тоже ее знал или должен был знать.
Старпом капитан 2-го ранга Г.А. Хуршудов обратился к командующему флотом вице-адмиралу В. Пархоменко с просьбой эвакуировать приписанный личный состав, не входящий в боевой экипаж корабля. После взрыва образовалось большое количество матросов на корме корабля, хотя основная масса личного состава находилась на своих боевых постах по тревоге. Адмирал отрезал: "Не будем разводить панику". Но команда все-таки была. Слышали по громкоговорящей связи: "Приписанному личному составу покинуть корабль!" Это касалось всех курсантов, проходивших практику. Позднее была еще одна команда: "Построиться на юте всем, кто не занят спасательными работами". Около трапов корабля, когда он был поставлен на ровный киль, стояли плавсредства. Готовили линкор к буксировке в Южную бухту, где был судоремонтный завод. Но многие матросы, старшины и офицеры оставались на боевых постах в задраенных по-боевому внутренних помещениях, палубах, надстройках и башнях. Они не знали, что происходит наверху. Не было света, не работала связь...
Была темная осенняя ночь. Корабль освещали береговые прожектора. Вопреки боевой тревоге суматоха на верхней палубе была. Кто-то боролся за живучесть корабля, а кто-то вылавливал расчлененные тела погибших. В этой неразберихе произошло самое страшное: линкор дернулся и повалился на левый борт. С верхних надстроек фок- и грот-мачт повалились люди, как грибы из корзинки. Падали в воду, всасывающая сила которой от тонущей махины была такой, что и самый великий пловец из этого омута не выплывет. Личный состав, находившийся на юте (корме), тоже покатился за борт, в воду. Корпус корабля подминал их под себя. Линкор быстро затонул, говоря по-морскому, сыграл оверкиль, то есть повернулся на 180 градусов и мачтами вошел в ил. Трагедия, которой долгое время на флотах мира не было..."
http://www.chelweekly.ru/old/artview.php?artid=1139&topid=8&inn_id=0 (очень симптоматично место публикации)
-------------
Читая нынешние прогнозы спасения экипажа (народонаселения) подорвавшегося "линкора" (государственной машины) ...прихожу к выводу, что скоро само наступление смерти будет внесено в обязательный набор "управляющих действий".
Если несколько лет назад версию о внутренней природе (разборки в военном ведомстве за власть) катастрофы, унесшей жизни почти двух тысяч экипажа линкора "Новороссийск" считал маловероятной, то теперь ...очень начал сомневаться.
Запомним эти цифры: погибших от взрыва и всего погибших (в том числе в результате опрокидывания). Мы еще к ним вернемся.