Сегодня на ТК Культура был фильм о русском художнике Федотове, который в конце 40-х годов 19 века попал под следствие в связи с делом
"Петрашевцев". Очень важная деталь быта, которая сломила художника - его работы (холсты) немедля перестали покупать, потому что среди клиентов было мнение, что поддерживать врагов императора (правительства - уже было) дурной тон. Значит до этого он не был врагом! Он был лояльным и за это у него покупали обыкновенные женские портреты.
До этого имел возможность в деталях ознакомиться с тем, как работал журнал "Современник" - чуть позже (1853-1857 годы), но цензура свои руки запускала в любую рукопись и вымарывала оттуда всё, что считала вредящим интересам царской семьи...
Вы можете сейчас фантазировать на тему "свободной прессы" и "классической литературы" (которой нужно городиться) сколько хотите, только зарабатывать себе на жизнь таким трудом можно было при условии наличия иных источников дохода (например, от эксплуатации в своих имениях рабов) либо полным согласием с запросами тогдашнего режима власти (у кого рабов и государственной пенсии не было).
Помните "Николай - Палкин", как раз до 1855 года...А, потом, разве стало намного легче в плане цензуры?
Т.е. гордиться наследием "русской классической литературы" можно, но лучше при этом всегда помнить, что
а) Гонорары писатели получали только тогда, когда это было нужно правительству. Исключения, вроде глашатая извне - Герц(эна), нанятого Ротшильдом для развала империи, лишь подтверждают правило.
б) Большая часть русскоязычной литературы писалась (и "думалась") на малороссийском диалекте (а это нечто совсем другое, чем то, что вы видите в современных изданиях), а то, что писали "коренные хранцузы", переводилось, как правило, уже не авторами (они не знали русского языка настолько чтобы) и значительно позднее.
в) Придворные писатели, назвавшись новомодным словом "интеллигенция", по сути, заместили собой в 19 веке ту роль, которую в иных странах исполняла церковь, как государственный институт! Но это очень специфическая и тонкая материя.
И радоваться в такой подмене нечему.
Нация на век потеряла нравственные ориентиры, перестала верить в единого бога (ничего другого, объединяющего, у них, безграмотных и нищих, не было), начала верить в отдельных писателей. Но на каждого писателя всегда был свой "Слава Сурков", который ставил задачи и требовал отчета об их исполнении. Когда одумались - их бунт в конце 90-х начале 20-го века умело канализировали в погромы... дальше по борозде кровавой истории 20-го века с Симоновыми и Фадеевыми на устах.