Mar 16, 2013 13:58
Казалось бы какие-могут быть вопросы: вот красивое фото, где видно как антенну метрового диапазона "волновой канал" (почти как для "аналогового" ТВ) разместили на самой верхушке фок-мачты крейсера "Молотов".
Предположим, лень искать, что у него, как у обычного крейсера метацентр (поперечный) от 0,8 до 1,5 м.
Это не края для разных крейсеров, это разные значения для одного крейсера. Только при разной загрузке...
В чем же разница для эксплуатации? А вы спросите у "связистов" (РТС) или штурманов (судоводителей), которым по долгу службы часто приходилось находиться значительно выше ватерлинии. Если 1,5м то "болтать" из стороны в сторону будет как "ваньку-встаньку" при малейшем волнении, если (пустой), тогда 0,8 м - значительно меньше "болтает"! Правда, в этом случае может один раз качнуть так, что "пароход" сразу сделает оверкиль.
Кое-какие пояснения - ниже.
"МЕТАЦЕНТРИЧЕСКАЯ ВЫСОТА ПОПЕРЕЧНАЯ
(Metacentric height) - расстояние между поперечным (малым) метацентром и центром тяжести судна. Поперечная М. В. является мерой остойчивости судна. Чем она больше, тем остойчивее судно. М. В. измеряется метрами или его делениями. Установленные пределы допускаемых величин М. В.: для линкоров и линейных крейсеров от 0,9 до 2,0 м, для крейсеров от 0,8 до 1,5 м, для эсминцев от 0,6 до 0,8 м. Для коммерческих судов допускаются меньшие значения М. В., т. к. для них редко встречаются такие условия (пробоины во время боя), когда М. В. может резко изменяться. Для морских коммерческих судов М. В. должна быть не менее 0,3-0,8 м, причем нижний предел может быть допущен лишь при наличии высокого надводного борта, позволяющего крениться на большой угол."
Что мы знаем о вахте ЛКР "Молотова" в Севастопольской бухте в 1941 году?
Предположим, что ему определили место на "третьей бочке" - "Госпитальная". Оттуда и снабжение проще организовать и "кабель" в штаб флота бросить, и выходу из Южной бухты мешать никому не будет. И так крейсер будет там стоять до 01 ноября 1941 года.
Сразу вопрос: с каким запасом топлива и боезапаса он стоял "на бочках"? Почему? Потому, что если его загрузить под "завязку" (это если поверить, что БГ-1 не только была объявлена 22 июня 1941 года, но - выполнена), то сядет он как раз на "нижний край" МЦП (см. выше), а это значит, что как северо-восточными, так и северо-западными ветрами, которые, ну не то, чтобы, как "бора" в Новороссийске, но иногда очень хорошо разваливали в бухте бетонные причалы и выбрасывали "зазевавшиеся" корабли на отмели или друг на дружку...проще, его очень хорошо будет качать. А антенна находится на высоте, предположим, 50 м. А пост с оператором чуть ниже (не больше, чем на 20м). И эта люлька будет описывать в воздухе маятниковые движения до 45-50 метров при крене.
Для снижения бортовой качки, весьма вероятно (если мозги у "кэпа" на месте), запасы топлива и боезапаса были существенно сокращены (я бы сказал - опустошены). Но и в этом случае, представить себе, что может видеть оператор на экране 100 км развертки я бы сейчас не решился. :)
Значит, работа возможна только в условиях штиля или небольшого волнения.
А если вдруг главным калибром "бахнуть"? Если вдоль строительной оси крейсера - нет проблем! Оператор будет слегка испуган, но работоспособен. А если стрелять из них же на север (где враг наступает), так это надо башни почти поперек корпуса повернуть - тогда нельзя.
Жалко до сих пор нет 3D-карты, чтобы оценить, что можно "видеть" этой РЛС с учетом окружающей холмистой местности. "Низкая" часть города от данной стоянки только на запад +/- 45 градусов.
Вопрос: зачем для ПВО ВМБ использовать новейший крейсер (КАК ХЛИПКУЮ ПОДСТАВКУ), если эффективность аналогичной НАЗЕМНОЙ РЛС (РУС-2С) можно было бы существенно повысить, разместив посты наблюдения в местах, где подстилающая поверхность ровная или ниже уровня площадки для развернывания РЛС?
Это к вопросу: зачем "красным" был нужен флот? Кроме того, чтобы получить от нужных людей "дополнительные средства" на поправку семейного бюджета.
О том, как вся ПВО крупнейшей военно-морской базы в ночь на 22 июня 1941 года "героически" отбила аж четыре одиночных налёта самолетов-миноносцев - я уже описывал.
И стыд, и грех.
война,
Севастополь,
флот