"
В обстановке секретности
На севере нашей страны, в районе Архангельска, гулаговцы начали строить железнодорожную ветвь (49 километров) Исакогорка-Молотовск (с 1957 года - Северодвинск) и линию Архангельск-Мезень с ответвлениями на Ручьи и Инцы (в общей сложности около 400 километров).
Об этих дорогах мало известно, ясно только, что их сооружение находилось в ведении управления Строительства № 510 МВД. Первая была в основном возведена политзаключенными и, начиная с 1953 года, к концу 1950-х достроена силами МПС. А вот линия на Мезень начала сооружаться в 1951-м, но после смерти Сталина сразу же была заброшена и от нее остались лишь шоссейная дорога до поселка Ижма да теперь уже полуразрушенный зимник на Мезень.
Следует сказать несколько слов и о сверхсекретных железнодорожных линиях. В конце 1940 - начале 1950 годов резко взяло старт промышленное производство как ядерных мирных агрегатов, так и ядерного оружия. Большинство предприятий такого типа, а также по созданию ядерного топлива были строго засекречены и находились, как правило, в глубинке России.Конечно же, они были связаны железнодорожными коммуникациями с общей сетью железных дорог и, естественно, также засекречены, на картах и в справочниках не указывались и не упоминались."
---
А при чем тут Мезень? Попробуйте расшифровать "РДС-1" - наименование первого "малыша". Сразу станет многое понятно.