"...1.
Этапы юридического закрепощения крестьян. Судебник 1497 года
Процесс формирования крепостного права был длительным. Оно порождено феодальным общественным строем и являлось его главнейшим атрибутом. В эпоху политической раздробленности не было общего закона, определявшего положение крестьян и их обязанности. Еще в XV в. крестьяне свободно могли оставлять землю, на которой они жили и переходить к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и особую пошлину за пользование двором и земельным наделом − пожилое. Но уже в то время князья стали издавать грамоты в пользу землевладельцев, ограничивая крестьянский выход, то есть право сельских жителей «переходить из волости в волость, из села в село» одним сроком в году − неделей до Юрьева дня.
В процессе становления крепостничества в России можно выделить не-сколько этапов юридического закрепощения крестьян:
1) Судебник 1497 г.;
2) Судебник 1550 г.;
3) введение заповедных лет в 80-х гг. XVI в.;
4) Указ 1592 г.;
5) введение урочных лет в конце XVI − начале XVII в.;
6) Соборное Уложение 1649 г.
Юридическое оформление крепостного права началось в правление Ива-на III с принятием свода законов единого российского государства − Судебника 1497 г. Статья 57 Судебника «О христианском отказе» ограничивала право крестьянского перехода от одного землевладельца к другому одним сроком для всей страны: неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). Условием перехода была уплата пожилого − компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук. Причем, если крестьянин прожил год, он платил четверть этой суммы, если два года, то половину, если три, то три четверти, а за житье в течение четырех лет платилась вся сумма целиком. Пожилое составляло большую, но не одинаковую сумму в лесной и степной зонах. Приблизительно надо было от-дать не менее 15 пудов меду, стадо домашних животных или 200 пудов ржи.
2. Земельная реформа Ивана IV Грозного
Судебник 1550 г., принятый при Иване IV в условиях политики социального компромисса, сохранил право перехода крестьян в Юрьев день, хотя служилые люди настойчиво требовали ликвидации этого права. Была лишь увеличена плата за «пожилое» и установил дополнительную пошлину «за повоз», которая уплачивалась в случае отказа крестьянина выполнять обязанности при-везти с поля урожай землевладельца. При этом Судебник обязал господина отвечать за преступления своих крестьян, что усиливало их личную (внеэкономическую) от него зависимость.
В начале 80-х гг. XVI в. под воздействием экономического кризиса и запустения в России началась перепись вотчинных и помещичьих хозяйств. С 1581 г. на территориях, где проводилась перепись, стали вводиться «заповедные годы», в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день. Режим заповедных лет вводился правительством в тот или иной год не по всей стране, а в пределах отдельных земельных владений или административных единиц и распространялся как на сельскую местность, так и на город. К 1592 г. перепись была завершена, и, в этом же году был издан специальный Указ, вообще запрещающий переход крестьян. Отсюда пошла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
Лишившись права перехода, крестьяне стали бежать, оседая на «вольных» землях на окраинах российского государства или в вотчинных хозяйствах. Хозяевам крестьян предоставлялось право сыска и возвращения беглых в течение так называемых «урочных лет». В 1597 году царь Федор ввел Указ, который установивший пятилетний срок возвращения беглых и насильственно вы-везенных крестьян прежним хозяевам.
В том же году был издан указ, по которому кабальные холопы лишались юридической возможности выйти на свободу до смерти холоповладельца. Владельцы холопов получили, кроме того, право превращать в кабальных тех своих холопов, которые служили у них добровольно не менее полугода."
---
Зашел на днях в один институт, который в большом числе и не первый год выпускает юристов. На самом видном месте, возле приемной ректора, висит увесистая мраморная доска, на которой начертана благодарность Ивана Грозному за отмену крепостного права ...в судебнике 1550 года. Чудны дела твои.
Из первого абазца становится очевидны мотивы которые подвигли создателя второго уголовно-процессуального кодекса вписать отвественность господ за своих крестьян - нужда гнала их на "большую дорогу" и не с голыми руками. Всё это самым непосредлственным образом повторяется сейчас: требование дани, не смотря ни на что, делает большую часть участников экономических отношений преступниками. "Цари" - как бы этого в упор не видят. А зачем?