"
ТЯЖЕЛОЕ НАСЛЕДИЕ Россия несколько раз за свою историю испытывала крупные финансовые затруднения. Наиболее чувствительно они проявились в период первой мировой войны, последовавших затем революций и гражданской войны.
Начиная с 1914 года, печатный станок Российской империи, не зная перерывов, штамповал новые деньги, не обеспеченные никакими ценностями. Быстро исчезли из оборота золотые, серебряные и металлические монеты. Вместо них появились казначейские бумажные знаки достоинством в 1, 2, 3, 10, 15, 20 и 50 копеек. В ход пошли обычные почтовые марки, на обороте которых красовалась надпись: "Имеет хождение наравне с разменной серебряной (или медной) монетой".
Несмотря на мощный поток бумажных денег, захлестнувший страну, знаков все равно не хватало. Выдача зарплаты задерживалась. Неизбежным следствием явилось катастрофическое падение покупательной способности рубля и рост цен на все товары.
К февралю 1917 года покупательная способность рубля упала до стоимости прежних семи копеек. В трудных обстоятельствах оказались окраинные территории России, к каким принадлежала Архангельская губерния.
К началу 1918 года в архангельском банке имелись в наличии лишь ценные бумаги на сумму три миллиона рублей. А реальных денежных купюр, которых требовалось не менее одного миллиона рублей в день, не было.
Предприниматели всех рангов, рабочие комитеты, военные то и дело требовали объяснений от городских и губернских властей, присылки в свои коллективы управляющего банком или комиссара финансов, угрожали забастовками.
"Во избежание голодных бунтов и других гибельных последствий, - говорилось в письме архангельскому губисполкому от командования военной флотилии, - необходимо отпустить немедленно два миллиона рублей, дабы можно было удовлетворить самые неотложные нужды ...". И такие письма в органы власти шли непрерывно.6
Руководители города и губернии пытались решить проблему. Они добивались поступления денежных знаков из центра, пускали в обращение запасы старых кредитных билетов, облигации и купоны "Займа Свободы", выпущенные Временным правительством. Применялись и принудительные меры. Так, зимой 1918 года комиссар финансов обязал членов торгово-промышленного союза и купеческого общества немедленно внести на свои текущие банковские счета почти три миллиона рублей "налички".7
Итак, причиной февральской революции, а затем и гражданской войны стала демонетизация экономики царской России.
Что мы видим сейчас? На фоне нарастающей стагнации нас кормят низкими показателями инфляции, при этом 20% денежной наличности (узк. опред. денежной базы) лежит мертвым грузом на корсчетах коммерческих банков.
Но банки сворачивают кредитование реального сектора экономики потому что он умирает и готовятся подарить своих "плохих" заемщиков федеральному бюджету, потому что предприятия которые платят им зарплату банкроты.
Это очевидные вещи, которые должны дойти до каждой домохозяйки. Вам нравился тот с профилем Штрилица, а вам тот с вечно кривым узлом галстука - теперь нужно платить за цирк, который они устроили. Вы же не предъявляли им требований эффективно управлять общим имуществом - они и рады стараться: давай голый торс показывать, да страшные лица в камеры строить.
Что хотели, то и получили.