Наконец- то добрался до этого МК. Приехал рано. Студия "Лимур". Первым встречает Владимир, хозяин студии, меня не узнал :). В студии "погром" связанный с их переездом в другое место, будут где - то на Бауманской.
Некоторое время решается вопрос с фоном для проектора. Время идет. Появился Алексей и дело подготовки МК пошло веселее.
Народ подтягивается и вообщем мы начинаем.
Теоретическая часть. День Первый.
Знакомство...
Что ? Для чего ?
Алексей придерживается своего направления, тем которые ему близки - жанровое фото, психологический портрет. При съемке человека "Пытается забрать от него все то, что увидел во время съемки", это отличается от подхода художников (с которыми идет сравнение) которые решают задачу о том, что из себя представляет портретируемый человек.
Стараемся получить "Не копии лиц людей, а слепки отношения, чувств к ним..."
Портрет делится на два направления, визуально отличающимся фоном - серым или белым.
В портрете должна присутствовать какая - то отличительная черта ("фишка"), ведь "Вас запомнят только по тем фото, на которых Вы нарушаете правила (композиции)".
Одно из важных композиционных правил в черно-белой фотографии - "Правило световых пятен", скорее это инструмент, на основе которого строится остальное восприятие изображения. Как пример - общий темный фон и три световых пятна образующих треугольник. Главное в черно-белом фото выделяется резкостью, контрастом и светом.
О восприятии фото. Философ Роланд Барт :
Стадиум - То что непосредственно происходит на фотографии.
Пунктум - То что замечает на фото зритель, ту особенную деталь (мелочь) по которой потом будет идентифицировать это фото.
На фото люди должны быть похожими на что - то. Это придает снимку некоторой загадочности (Для нас естественно познавать мир путем сравнения).
Композиционный центр кадра. Рассмотрим белое пятно на темном фоне. Если оно располагается по центру, мы получим статическое изображение, равновесие. Но если мы его сместим куда либо, получим динамическое изображение, поскольку нам кажется, что световое пятно стремится сдвинуться и прийти к равновесию - к центру. Таким образом возникают "силовые линии" линии движения.
Костыль - это когда, например, модель не знает, что делать, куда девать свои руки. Ей дают сигарету и "Раз" все получается. В этом примере сигарета - "костыль".
Режем человеку голову, если на изображении взгляду снизу зацепиться не за что, то возникает желание как бы сместить (подвинуть) изображаемого вниз, а если внизу есть объект, обращающий на себя внимание, например светлая пуговица, то такого желания не возникает.
Подсматриваем сюжеты для фото в обычной жизни. Ситуации получаемые на фото стараемся делать естественными, живыми.
Человек с закрытыми глазами выглядит в психологическом плане глубже, интереснее. Потому как мы не можем прочитать по глазам его состояния, предугадать его мысль, ведь они закрыты, что нам ожидать от него ? Это интересно.
"Каждая фотография - ответ на вопрос которого не знал"
Тональная перспектива. Объекты темные и контрастные, нам кажутся ближе, а те которые менее контрастны и светлее, кажутся нам дальше. Таким образом передается ощущение объема фото.
Обратная линейная перспектива, обычно в природе не встречается. Примером может служить техника писания православных икон. Принцип - Линии перспективы как бы сходятся за зрителем, втягивая его в происходящее.
Процесс съемки.
Алексей снимает одним источником с зонтом на просвет. Поток света через зонт освещает модель, формирует основной рисунок, а поток отраженный от зонта и переотраженный стенами, интерьером формирует заполняющий свет.
Перемещая источник, ищем ракурс, особенный свето - теневой рисунок (решение).
Съемка происходит во время диалога, обычно кадров делается не много (около 30, поскольку на пленку). Располагаемся достаточно близко к модели.
Нужно как - то расположить к себе человека, чтобы он смог довериться, показать себя.
Каждый раз когда приходит человек, нужно стараться узнать о нем что - то новое и постараться отобразить это на снимке.
Бывает так, встречаются люди которых как не снимай всегда получаются хорошо (а может быть и на оборот, но считаем и настраиваемся, что нам улыбается удача).
Нажимаем кнопку спуска осмысленно. Было бы здорово если бы снимок показывал "редкие эмоции".
Обычно мы снимаем "Течение времени", реже "Решающий момент" - когда все складывается так, что через момент сложившаяся картина разрушится.
Хотелось бы, чтобы фото казалось случайным. Фотография должна быть такой, чтобы ее не смог повторить ни кто другой, в том числе и сам автор. Чтобы в фотографии было ощущение незавершенности, бесконечности, кажущееся движение...
Фабула не интересна. Привлекателен скрытый смысл, образ.
"Мы не должны изображать собаку средствами собаки.
Мы не передаем изображения глаз - мы передаем взгляд
Фотографируем не рот модели - а движение губ"
Идея в том, что снимать не сам факт (что банально и не интересно), а его "представление"
Жанровое фото.
- Люди в обстоятельствах. ("репортаж" - это когда за деньги).
Мнение про Цвет :
- "Ван Гог " Все художники говорят о цвете, но на самом деле говорят об оттенках..."
Это очень характерно для русской живописи и связанно скорее с природными особенностями места где мы живем.
Вообще свет в кадре должен быть связан, введен осмысленно.
Выкладка фотографий.
При раскладке, фотографии не должны располагаться "просто - так", это не интересно, их положение должно быть осмысленным.
В целом есть примерно 15-ть основных приемов объединения фотографий - подобия снимков, правило весов, хронологическом порядке, композиционный прием который позволяет объединить даже не связанные, между собой, снимки. Также можно объединять по "истории" которую мы хотим рассказать.
Практическая часть. День Второй.
Как можно улучшить наши фото с людьми ?
1. Смотреть хороших авторов.
2. Выстраивать взаимоотношения, контакт с моделью.
3. Улучшать технику съемки.
4. Учиться снимать в цвете.
5. Терпение. Умение дожидаться нужного момента.
6. Количество людей на площадке минимизируем.
7. Отвечаем себе на вопросы :
Что интересно ?
Как это сказать ?
Что нового я могу об этом сказать ?
8. Хочется снимать, но не просто нажимать на кнопку, а думать и снимать.
9. Снимаем то, что нравиться. Это кажется вообще важным.
10. Поиск.
11. Уверенное владение техникой.
12. Выделять главное.
13. Анализировать работы не сразу, а смотреть их позже
Про свет...
Для чего нужен
- Для того чтобы получить свет и тень, получить объем
- Задать параметры на камере... :)
Жестки и мягкий свет.
Интересен свет от зонта, редко но иногда применяется открытый источник света.
Свойства света галогенного и вспышечного их отличия друг от друга.
Галогенного света всегда мало, на камере приходится работать с малыми значениями диафрагм, а значит с малой глубиной резкости или (и) относительно длинными выдержками, что приводит к смазам если модель двигалась (иногда это интересно), обладает теплой температурой, близкой к цвету кожи, в черно - белой фото получается что мы как будто применили оранжевый фильтр, это уменьшает детализацию кожи. Со вспышечным светом ситуация отличается. Импульс света короткий и света много, что позволяет работать с большими значениями диафрагмы, получая большую глубину резкости. Выдержка на камере до некоторых значений практически не важна (крайние значения : нижнее - когда камера начинает фиксировать окружающий свет и верхнее - когда камера не успевает синхронизироваться с вспышкой).
Заполняющий свет - свет перед моделью, за спиной фотографа. Уменьшает контраст теневого рисунка.
Фоновый свет -заполняет фон
Контровой свет - за моделью, обычно им подсвечивают волосы (создавая своеобразный ореол)
Моделирующий свет - который делает картинку.
Схемы расположения источника.
Свет ставится сверху, самое нижнее положение источника такое, что тень от носа практически превращается в одну горизонтальную линию под ним.
Схема 90 :
Еще называется "По Зальцману". Ставим прибор так, что одна сторона лица освещена полностью, а вторая в тени и свет падает только на глаз.
"Рембрантовский свет"
Источник располагается таким образом, что на затененной стороне лица модели светом рисуется треугольник (на щеке) очерченный общей тенью и тенью от носа.
Схема 45 :
Источник располагается примерно так же как и в схеме "Рембрантовского света" с тем отличием, что немного смещен так, что тени очерчивающие треугольник еле касаются друг друга
"Последний угол"
Если мы продолжим двигать источник света и поймаем момент когда тень от носа практически будет готова исчезнуть, мы найдем положение источника называемое "Последний угол"
"Бабочка"
Источник света располагается перед моделью, так что тень от носа модели похожа по форме на "Бабочку" при этом она не заходит на верхнюю губу. При таком освещении зрительно подчеркиваются скулы, за счет тени увеличивается нижняя губа. Нужно так - же следить за тем, чтобы тени от бровей не закрывали глаза.
При съемке пожилых людей, как правило пытаемся получить без теневую схему. Получается так, что светим прямо в лицо.
Для динамичной съемки, задача освещения решается установкой схемы "Последний угол", в этом случае, если модель поворачивает голову, то будет реализовываться какая либо из предыдущих схем. То есть освещение будет осмысленным.
Если снимаем группу людей, то путем установки на первой модели освещения "Последний угол" мы решим задачу освещения остальных, будут реализовываться все предыдущие схемы. Получиться, что у каждого в группе будет какой то свой свет.
Для съемки Мужчин ставим черные флаги по бокам, в таком случае, тени становиться глубже.
Литература, Фотографы :
А. Лапин "Фотография как...",
Гарри Виногранд,
Брюс Дэвидсон,
Мартин Парр,
Ирвин Пэн,
Сергей Максимишин,
Масао Ямамото,
Анри Картье Брессон,
Джон Жарковский,
Франтишек Дртикол,
Ричард Аведон,
П. Ридберг,
Ян Саудек,
Джон Ранкин