Недавно я показывала, как снять гипсовую форму с фигурки. Пришла пора показать, как ею пользоваться. Итак, форму мы делали под отминку. Отминка это один из способов формования фигур. Еще есть метод отливки - когда в форму заливается шликер(жидкая глина) Но для отливки форму делать сложнее, она должна быть очень точной и идеально смыкаться, чтобы шликер не вытекал наружу. Новичкам это пока не под силу. А отминка - гораздо проще. Берем хорошо просушенную форму и вминаем в нее пласты глины, толщиной примерно полсантиметра. Если толще - то фигурка будет очень тяжелая и будет долго сохнуть. Если тоньше - то большой риск деформировать ее при работе, или даже проткнуть насквозь. Глину вминаем плотно, чтобы заполнить все рельефы формы и чтобы между пластами было поменьше трещинок. стыки пластов соединяем смазывающим движением пальцев. Особое внимание нужно уделить рельефным частям. В углубления - нужно вмять глину посильнее, иначе не выходе могут быть пустоты. Выступающие части нужно покрыть глиной в полсантиметра, не меньше.
Таким образом заполняем обе половинки формы и соединяем их вместе, чтобы шарики-замки совпали. Плотно прижимаем.
Затем изнутри по шву прокладываем глину и проминаем шов.
На дне формы срезаем глину вровень с гипсом. После чего форму оставляем на столе и ждем. Если форма хорошо просушена, то время ожидания - 15-20 минут, если форма сыровата, то это может занять час. В мокрой свежей форме вообще ничего не получится) Принцип работы - сухой гипс очень гигроскопичен. Он вытягивает влагу из глины, глина сохнет, уменьшается в объеме и отделяется от формы. Сигналом готовности служит трещинка, которая должна пройти по границе глины и гипса по всему периметру.
Теперь можно форму аккуратно раскрыть.
Осторожно, чтобы не помять, вынимаем фигурку из формы и ставим на стол.
(это вид снизу)
Теперь дно. Раскатываем пласт глины в полсантиметра, чуть больше чем дно фигурки. (раскатывать нужно либо на гипсовой плите, либо на ткани, чтобы глина не прилипла намертво.)
Смазываем шликером края фигурки и ставим на пласт.
Берем деревянный стек и обрезаем дно вплотную к фигурке,
лишнюю глину убираем.
Теперь можно заняться чистовой обработкой.
Срезаем излишки глины по периметру, замываем влажной губкой, чтобы сгладить все неровности и трещинки.
Деревянным стеком прорабатываем рельефы - ласты, складки на шее, черты мордахи, глаза. Еще разок замываем губкой, если нужно. И ставим сушить. ПРичем сушим НЕ на батарее и вообще вдали от тепловых приборов. Сушить нужно на гигроскопичной поверхности, у меня это гипсовая доска, но можно на деревянной доске, или на сложенной ткани, смысл в том, чтобы и снизу и сверху фигура сохла более-менее равномерно. Можно прикрыть ее сверху тканью(не мокрой) Первая отминка может вас огорчить своим несовершенством, но с каждой новой попыткой у вас будет получаться лучше. Со временем вы научитесь пальцами чувствовать толщину глины. В гипсовой форме можно делать отминки из любой керамической массы - шамота, глины, фарфора. Удачи!
А вот и готовый тюлень, обожженнный и глазурованный.