Aug 15, 2008 23:08
Посмотрел вчера нового Бетмена - фильм потрясающий, всем советую. Помимо неплохих художественный достоинств, фильм имеет ещё и некий философский месседж. Больше всего зацепила, конечно же, грамотно продуманная и доходчиво поданная идея противоборства Порядка и Хаоса.
Итак, в начале фильмы мы видим город Готэм, живущий по понятиям - т.е. мафия есть, но она соблюдает некие правила; полиция их ловит или делает вид, что ловит; Бетмен прилетает и отправляет в мир иной самых отпетых негодяев, но всех всё равно же не перебьёт. Словом, налицо ситуация, где каждый участник играет известную роль, и она его устраивает. Никто не пытается что-то коренным образом изменить. ведь так было всегда - мафия, бессильная полиция и таинственный Бетмен, который не даёт бандитам распоясаться. Всё по понятиям, все занимают нишу в Игре.
И тут появляется Прокурор (не помню, как его зовут), олицетворяющий силы Порядка. Он решительно борется с мафией, повергает их - враг разгромлен и бежит. Население города боготворит своего Белого рыцаря. Однако хрупкое равновесия нарушено, и весы мгновенно качнулись в другую сторону, породив Джокера. Он олицетворяет Хаос, адекватный ответ на попытки упорядочить систему, пребывавшую до этого в равновесии.
После долгих сюжетных перипетий Хаос одерживает победу над Порядком - Прокурор сломлен и обезумл, Джокер торжествует. Его последний, самый болезненный удар должен уничтожить сотни людей и окончательно разрушить старый уклад города, не дав ему никакого шанса вернуться в прежней жизни. Хаос подпитывает сам себя, система идёт вразнос. Но ему не удаётся нанести его. Ему мешают не кто-то из сил Порядка, ему потиводействует сам город. Люди не поддаются на провокацию Хаоса, и этим одерживают моральную победу над ним. Бетмен лишь довершает их почин. И уходит. Он отсупает на второй план, так как не желает становиться ни Героем, ни Трикстером. Он вне этого, он плоть от плоти города.
В конце фильма всё возвращается на круги своя - Прокурор мёртв, но память о нём как о Герое живёт, он прославляем всеми жителями города. Очевидно, это сделало их лучше. Джокер, повиснув в позе карты Таро между небом и землёй, тоже исчезает, оставив лишь следы разгрома. Бетмен уходит в тень, продолжая охранять город. Система пришла в новое равновесие, но оно очевидно лучше прежнего - ведь теперь в ней есть память о Герое и осознание собственных сил, чувство достоинства за то, что не поддались на искушение Хаоса и не дали ему расползтись повсюду.
В чём же месседж? Он состоит из 2 частей, первая - герой это всегда жертва. Он обречен погибнуть, более того, погибнуть вследствие того, что сам совершил. Что, кстати, и сказано в самом начале - можно умереть героем или жить дальше и стать негодяем.
Вторая его часть - и Порядок, и Хаос в равной степени вредны и не нужны людям. Они взаимно дополняют друг друга, и невозможно получить пользу от превосходства одного начала, не получив мгновенно равный вред от другого. Их "аватары" - это герои поневоле, они гибнут, потому что иначеи быть не может. Система стремится к равновесию. Ни одна из сил ничего не даёт людям - все проблемы в реальности решаются их собственной совестью и моралью. Ну - или вмештельством неких таинственных сил в чёрных плащах....
Вот такая у них мифология, друзья.
Механистический подход во всём.
И - что меня удивило - довольно чётко прослеживается мысль, что понятия лучше законов. Потому что внедрение законов чревато появлением беспредела. Такая вот чисто русская точка зрения - у американцев. Выводы делаем сами. Такие дела.