Mar 14, 2008 22:50
Описание процесса нисхождения Сути на примере вселенной Dark Sun
Ведуны уверены в том, что их магия - самая древняя из существующих на Атхасе, ибо ещё в Синюю эпоху были свидетельства её существования. Это даёт им право говорить о своей магии как о высшей, первичной, истинной. Во многом они правы, и в этом можно убедиться, поняв принципы, на которых она построена. Но это - далеко не самая простая задача, для большинства же просто невыполнимая.
Язык, которым изъясняются ведуны, символичен, и, не имея ключа в его пониманию, абсолютно невозможно понять учение. Обычные атазианцы, даже самые проницательные, имеют, как правило, довольно расплывчатое представление о том, что такое магия ведунов и каковы её основы. Некоторые даже не делают различия между ней и колдовством Хранителей или волшбой, дарованной жрецам. Сложно представить себе более глупое и опасное заблуждение! Главная сложность в том, что для того, чтобы хотя бы приблизиться к пониманию ведовства, нужно начать думать, как ведуны, и воспринимать мир, как они. Сами маги называют это осознание Пробуждением. Между сознанием Пробуждённого и Спящего колоссальная пропасть, и ведуны Красной эпохи совершенно не желают его сокращать. Они не стремятся быть до конца понятыми простыми людьми, часто окружая своё искусство завесой тайны и скрывая, в сущности, простое содержание учения под завесой вычурных символов. Ведуны справедливо рассчитывают на то, что тот, кто всем сердцем возжелает Пробудиться, сможет докопаться до сути, несмотря ни на что, а лишних и недостойных такая мистификация отсечёт. Говорят, что в древности всё было иначе, но что было, то прошло.
Ведовство можно определить как, во-первых, наблюдение за ритмами мира, во-вторых, как умение чувствовать эти ритмы во всём, а в-третьих, как искусство изменять реальность на основе этого знания. Ведуны говорят, что ритм, который они называют Дыханием мира, наблюдается абсолютно во всём. Более того, всё, что мы видим, есть проявление Дыхания, потому что вне него просто не бывает ничего.
Дыхание незримо и не воспринимаемо обычными чувствами - ведун может ощущать дыхание, только Пробудившись. Поэтому о Пробуждение говорят также как о прозрении или открытии истинного взора. Пробудившись, ведун также начинает видеть Суть, которую в этом аллегорическом примере лучше всего обозначить как воздух, которым дышат. Она присуща каждой вещи в той или иной мере и является единственным критерием того, реальна она или иллюзорна.
Дыхание не возникает ниоткуда, оно исходит из Единого, источника самой Сути. Единое - это главное в ведовстве, и немногим дано понять, что это на самом деле. Не дано и нам. Стоит лишь упомянуть, что ведуны говорят, что в Едином существуют всё, и Единое существует во всём, таким образом, нет никакой разницы между двумя предметами, потому что они воплощают его в себе. Дыхание Единого творит мир, наделяет его Сутью, и именно поэтому говорится, что он явлен в каждой вещи. В каждом существе есть искра Единого.
Видя Дыхание как суть всех вещей и как основу самого их существования, ведун также видит и ритмы этого дыхания. Этот ритм состоит из чередования двух фаз, которые чаще всего называют Выдохом и Вдохом. Выдох - это выброс энергии дыхания, а вдох - это собирание её обратно. На вдохе Единое заполняется Сутью, на выдохе - опустошается от неё, разливая её в Веществе. Вещество - это очень сложный принцип, столь же неопределимый, как Единое. Можно определить его как принцип количества, а Суть - как принцип качества. Вещество - это хаос, пространство бесконечных непроявленных возможностей, которые только благодаря Сути могут проявиться. Можно сказать, что всё, что не является Сутью, является Веществом. Наполненное Сутью Вещество составляет мир, в котором живут люди, за счёт сочетания понятия качества и количества этот мир воспринимаем чувствами. Лишённое Сути Вещество гораздо сложнее понять, и среди ведунов мало тех, кто этим занимается. Говорят, что Серый Мир - это граница такого пустого вещества, в котором всё ещё есть Суть, но её слишком мало, чтобы сделать этот мир проявленным.
Существует множество аллегорий для описания Дыхания, например, многие уподобляют его ритм движению солнца по небу. Этот способ возник в Зелёную эпоху, когда светило ещё не было источником страданий, чей жар испепеляет всё живое и делает жизнь невыносимой. Однако и в Красную эпоху полночь символизирует начало Выдоха, где Суть в первый раз проявляется из Единого, начиная дарить свет, который становится виден и ощутим во время восхода. Далее, по мере движения солнца по небу, солнце становится ярче, Суть всё больше наполняет Вещество, пока, наконец, не достигнет пика во время полудня. С этого момента начинается Вдох - Единое забирает Суть в себя, лишая Вещество своего присутствия, аллегорически - лишая мир света. В полночь, в самое тёмное время суток, Суть почти полностью покидает Вещество, но только для того, чтобы вновь начать прибывать с новым Выдохом.
В этом заключается основа ведовства. Но было бы глупо думать, что это единственное, что в нём есть. Приведённая аналогия далеко не единственная. Если следовать ей, то может возникнуть ощущение, что во главе всего стоит некое сверхсущество, которое дышит, но ведуны, за редчайшим исключением, вообще не признают идеи верховного божества. Для них центр скрыт в самом человеке, и задача состоит в том, чтобы найти его в себе. Часто они отождествляют тело с Веществом, а сознание - с Единым. Однако это довольно примитивное объяснение, и без глубокого осознания ничего не даст для понимания ведовства. Главное - понять, что Единое с его Дыханием - это не некая отвлечённая сущность, силу которого каким-то образом может использовать ведун (этот подход характеризует колдовство), а часть его самого. Единое не находится «где-то», оно существует везде и нигде, оно существует в людях.
Стихии
Вместо Дыхания некоторые применяют символику Роста и Убывания, Сгущение и Разжижения, Света и Тьмы, Рождения и Умирания - в зависимости от того, какие противоположности взяты за основу, картина мира будет очень различной. Но главная сложность в понимании того, как конкретно проявляется Дыхание. И для объяснения этого нужно говорить о Стихиях, или Элементах.
Стихия - это состояние Вещества, которая показывает, как именно в нём проявляется Суть Без Сути Вещество не существует и не ощущается. Содержание Сути в Веществе определяет его близость к Единому, то, в какой мере Стихия может его символизировать. С этой точки зрения, по убыванию содержания Сути, Стихии будут выстроены так: Огонь, Воздух, Вода, Земля. Земля в наибольшей степени отражает понятие Вещества и может его символизировать, а Огонь, в свою очередь, отражает понятие Единого. Сначала Вещество становится Землей, потом Водой, потом Воздухом, а в конце - Огнём. На самом пике Выдоха Суть полностью разлита в Веществе, и Огонь становится чистой Сутью. Но это происходит вообще вне времени и вероятности, становление чистой сутью - это такая возможность, которая никогда не реализуется. То есть Огонь, максимально приближаясь к чистой Сути, никогда не становится ей, хотя проходит очень близко.
Вдыхая, Единое забирает Суть из Вещества, но обратного превращения Огня в Землю не происходит. То, что остаётся - это уже не Чистые стихии, которые были облагорожены прикосновением Сути, а Нечистые, которые наоборот были им оставлены, оболочки. Они становятся отработанным материалом. В них Вещество проявляет себя в своей самой худшей сути - как небытие. По убыванию Сути, Нечистые стихии группируются так: Солнце, Буря, Ил, Магма. Огонь, лишённый Сути, становится Солнцем, Солнце - Штормом, Шторм - Илом, Ил - Магмой.
Суть не полностью покидает Магму, она только приближается к этому, когда начинается Выдох, и тогда Магма, вновь наполняясь Сутью, снова становится Землёй. Ведуны говорят, что Магма содержит в себе принцип Огня, который затем должен проявится в своей чистой Сути.
Описанные изменения отражают качественные изменения Вещества, но оно, будучи протяжённым в пространстве и во времени, не даёт Стихиям последовательно сменять друг друга, трансформируясь, а заполняет их «останками» себя, создавая видимый мир. Если бы не было этого искажения (за счёт существования времени), не было бы и явного мира, потому что ничто не существовало бы дольше срока Вдоха и Выдоха.
Чистые стихии похожи на Нечистые только формой, но не внутренним содержанием. Если смотреть на них с позиции проявления, можно не увидеть разницы, но для ведуна она колоссальна. Чистые стихии символизируют движение к Единому, наполнение Сутью и улучшение, а Нечистые - отход от него, лишение Сути и растворение в Веществе. Недаром последние более материальны, осязаемы, чем Чистые.
Стихия для ведуна - это не только её внешнее, материальное проявление, но и, в гораздо большей степени, абстрактная идея, стоящая за общим принципом. Так как стихия - это некоторое состояние Вещества, из которого состоит весь явный мир, то и любые события, понятия, идеи так же можно представить через стихии, так как они тоже сделаны из Вещества. Просто потому, что больше ни из чего они сделаны быть не могут. Например, Стихия Земли проявляется в таких аспектах, как крепость, сила, возможность, рост, защита, стойкость, верность. Проявления Чистых стихий всегда положительны, а Нечистых - всегда отрицательны. С точки зрения чего? С точки зрения приближения в Единому, других критериев ведовство не рассматривает. Проявлением воздуха считается свобода, воля, но также хаос и анархия, сопутствующие им. С точки зрения ведуна в этом нет ничего противоречивого, проблему здесь видят только непробужденные. С другой стороны, Солнце олицетворяет силу личности, гордость, величие, честолюбие - и для ведуна это отрицательное качество человека, так как отдаляет его от понимания Единого. Качества, приписываемые Нечистым стихиям, являются последствием Вдоха, лишения Сути и усиления вещественности. Надо помнить, что одно и то же вещество становится попеременно то Чистым, то Нечистым.
Проявление нечистых Стихий - это след от Сути, которая постепенно оставляет Вещество и устремляется к Едином. С другой стороны, проявления Чистых стихий - это след от Сути на её движении от Единого к Веществу, они находятся как бы немного «впереди» Дыхания, а Нечистые - «позади» него. Если смотреть на этот процесс не изнутри, а снаружи, т.е. с точки зрения самих стихий, то видно, как Суть поочерёдно проявляет Стихии из Вещества, а потом развоплощает их, так, что они стремятся к превращению в пустое Вещество.
Ведун в этой картине мира является не просто созерцателем ритмов мироздания, он стремится достичь Единого. Для этого он стремится уподобиться ему в его Дыхании. Так, Единое на Выдохе создаёт Чистые стихии, наполняя вещество Сутью, а на Вдохе - лишает вещество Сути, уничтожая Нечистые стихии, то и ведун должен делать то же самое, т.е. способствовать принципам, олицетворяемым Огнём, Воздухом, Водой и Землёй и препятствовать распространению воплощений Солнца, Бури, Ила и Магмы. Тогда его жизнь будет подобна Дыханию, а сам он сольётся с Единым.
Каждый человек, даже не Пробуждённый, может поступать в соответствии с этим правилом, но его действия будут ограничены влиянием только на проявления стихий. Ведун же способен влиять на саму Суть явлений, в этом и есть его отличие. Начиная Видеть, ведун осознаёт, как управлять явлениями, изменяя не их форму, а их содержание. Именно это называется магией ведовства.
Таким образом, ведовство - это способность управлять внутренней Сутью явлений, увеличивать или уменьшать их силу за счёт изменения её содержания в них. Ведун проделывает многотрудный Путь от человека, который видит только Вещество и обретается в нём, к полному уподоблению Единому. Пробуждение - только первый шаг на этом пути. Развивая своё понимание, ведун проникает в таинства мира, совершенствуя свои способности и учась управлять Сутью. Его действия, как уже говорилось, повторяют действия Единого. В конце пути он должен с ним соединиться. Здесь надо вспомнить о том, что на самой границе Выдоха и Вдоха Вещество максимально наполнено Сутью, оно бесконечно приближается к тому, чтобы полностью преобразиться в неё, но этого никогда не происходит в обычном ритме. За Выдохом следует Вдох, и Суть начинает покидать Вещество, образуя Нечистые стихии, к которых её проявление всё меньше и меньше. Тем не менее, такая возможность - полностью преобразовать Вещество в Суть - существует, и именно к этому стремится ведун. На вершине своего понимания законов мироздания, он обучается Остановке Дыхания. Он полностью преобразовывает Вещество, из которого состоит сам, в Суть, т.е. становится Единым. Никто не знает, что происходит с существом после Преображения, об этом можно только догадываться. Ни один из Преобразившихся не в состоянии рассказать о том, что он почувствовал, потому что чувства - это атрибут Вещества, от которого он полностью избавился. Это и есть Величайшая Тайна, которая не может быть разгадана извне, но только постигнута на собственном опыте, пережита изнутри. Она же - конец Пути ведуна.
Путь ведуна
Путь ведуна - это последовательность «шагов», каждый из которых характеризуется более полным понимание Сути и её проявления в Веществе и как следствие - более широкими возможностями управления этими двумя началами. Как всегда, от количества ведун идёт к качеству. Чтобы встать на Путь, человек должен Пробудиться, т.е. начать видеть во всём проявленном мире Дыхание. Традиционно выделяется 6 ступеней Пути: Видение, Движение, Управление (?), Изменение, Воплощение и Становление.
Пробудившись, ведун начинает Видеть, как течёт Суть во всех вещах, как проявляется Дыхание. Помимо этого, он более глубоко осознаёт взаимодействие Вещества и Сути, т.е. Стихии. Весь мир представляется ему не как хаотичное взаимодействие случайно связанных друг с другом вещей и событий, но как законченная картина, где все элементы - результат Дыхания, т.е. Вещество, в разной мере наделённое Сутью. Теперь он понимает, что каждый предмет и каждое явление - это отражение какой-то стихии. Такой целостный взгляд на вещи и называется мудростью, в отличие от разумности, которая способна бесконечно точно классифицировать различные проявление Вещества, но не может понять, почему они происходят.
Теоретически, не существует границ того, что может понять ведун своим Видением, он способен узнать, например, что за мотивы движут человеком - праведный гнев или безумие; выявить причину возникновения болезни; найти воду; обнаружить вора; указать дорогу заблудившемуся в джунглях. На практике же ограничением служит знание ведуна о конкретных формах Стихий и его магическое мастерство, но об этом ниже.
Помимо Видения, ведун первой ступени может Проявлять или Скрывать Стихии. Явление или предмет становятся более очевидными, осязаемыми, легко осознаваемыми окружающими. Суть вещи не меняется - только её отражение в восприятии окружающих. Ведуны используют эти техники для того, чтобы сделать правильные мысли понятными для людей, а злые - запутанными и сложными. Также они могут скрывать проявления Нечистых стихий, чтобы к ним не приближались. В любом случае, ведун не меняет ни на толику само явление, он только изменяет его отражение.
На второй ступени ведун может управлять границами проявлений Стихий, сдвигать и раздвигать их, эта техника называется Движением. С помощью неё можно задавать рамки распространения стихии, перемещать их в пространстве, но нельзя изменить никаких внутренних свойств. Нельзя ни сузить, ни расширить область распространения сразу во всех направлениях. Изменится форма, но не объём и тем более не плотность. Ведун может, к примеру, оградить себя от жара пламени; или наоборот - перенести болезнь из одного дома в другой и ограничить область её распространение определенными рамками. Область применения ограничена магической силой ведуна, а те вещи, которые он может Двигать - его пониманием стихий.
Третья ступень позволяет ведуну Управлять стихиями, то есть влиять на их проявления напрямую. Пока ему подвластны только количественные характеристики. Он может сужать и расширять проявления стихии в пространстве и времени, изменять уже не только форму, но и объём предметов, и масштаб явлений. Вспыхнувшая ссора в кабаке можно превратить в бунт, а ручеек - в полноводную реку, можно лишить войско единства или успокоить табун, не дав бешенству одного кродлу распространиться на всех. Расширяя или сужая область проявления Стихии, ведун влияет на её Суть, поэтому он должен вкладывать Силу Сути, имеющуюся в его распоряжении, в свою магию. Действительно, управляя стихией, он делает Вещество более или менее проявленным, а это невозможно без Сути. Расширяя Стихию, ведун тратит свою Силу Сути на дальнейшее воплощение Вещества в неё. При сужении Сила Сути тоже тратится, она замещает собой ту Суть, которая была в Стихии, как бы освобождая её. На сужение Стихии надо потратить столько же Сути, сколько выделится в результате. Для примера можно представить себе каменную кладку, из которой ударом камня выбивается такой же камень. Высвобожденная Суть не подвластна ведуну.
Сужая проявление стихии, ведун не может полностью уничтожить его. Останется то изначальное проявление, которое когда-то было создано. Например, в человеке возникла болезнь (проявление Ила), и с течением времени она распространилась на всю его деревню. Ведун желает избавить людей от страданий, он начинает исцелять их, сужая область проявления эпидемии. Он может избавить от болезни всех, кроме того, кто был её первоисточником. В нём Стихия Ила была впервые проявлена, и силы ведуна на этой ступени недостаточно, чтобы развоплотись её. При этом, если во время болезни человек умер, то вместе с ним гибнет и источник (если он не переместится куда-то, например, в его останки). Заразившиеся больные - это вторичное проявление, и ведун может исцелить их от болезни всех.
Изменение стихии - это четвёртая ступень на Пути ведуна. Маг приближается к полному пониманию Сути и может теперь увеличивать или уменьшать интенсивность проявление Сути в Стихии, т.е. её качественную составляющую. Если на предыдущей ступени он мог изменять объём, то теперь - плотность. Он может превратить лёгкий ветер в ураган, развить недовольство в безумный гнев. Для увеличения или уменьшения интенсивности используется Сила Сути, по тому же принципу, что и при Управлении стихиями. Но даже на этой ступени ведун всё ещё не может ослабить стихию до такой степени, чтобы её проявление исчезло.
На пятой ступени Пути ведун полностью понимает природу Стихий, и ему становится доступной техника Воплощения. Теперь он может создавать проявления Стихии из чистой Сути и разрушать их без остатка. Всё, что было недоступно на прежних ступенях, становится понятным сейчас. Ведун использует находящуюся в нём самом Силу Сути для того, чтобы воплотить свою волю в образе Стихий.
Наконец, финальная ступень Пути - это Становление, или Восхождение. Ведун наполняет самого себя Сутью полностью, Вещество в нём полностью переходит в Суть, он уподобляется Единому. Человеческий язык неспособен описать это состояние, и с точки зрения игры, Путь ведуна заканчивается, т.е. за этого персонажа играть больше нельзя.
Следуя Дыханию, ведун должен направлять свою магию на усиление Чистых Стихий и ослабление Нечистых. Если он, например, расширит область распространения пресловутой болезни, которая есть проявление принципа Ила, то будет действовать противно ритму Дыхания, которое на этапе Вдоха поочерёдно лишает Сути Нечистые Стихии. Действуя так, ведун нарушает вселенскую гармонию, выворачивает наизнанку законы мироздания. Вместо того, чтобы дышать в ритме с Единым, уподобляясь ему, его Выдох происходит одновременно с Вдохом Единого, т.е. он как перемещает свой центр в Вещество. Ведуны понимают извращённость и ложность этого действия, ведь прежде всего они учатся Видеть, существовать в гармонии с Дыханием.
Решение о том, чтобы усиливать Нечистое и ослаблять Чистое ведун принимает сам, в том его свободная воля, на что направить свои силы. Но сама его природа, искра Единого в нём, противится этому. Всё мироощущение ведуна восстаёт против таких действий - вероятность того, что заклинание не удастся, многократно возрастает, как и наказание за ошибку (Отдача). Есть, однако, способ избежать последствий, и о нём ведуны боятся даже думать, а если говорят, то только в кругу высших посвящённых, достаточно мудрых и сильных духом, чтобы избежать соблазна. Этот способ называется Ритуалом Обращения. Ведун, прошедший его, отказывается от следования Дыханию Единого и погружается в Вещество. Теперь для него естественным будет именно усиление Нечистого и ослабление Чистого, а то, что раньше казалось правильным, станет противным его новой, извращённой природе. Путь такого ведуна-отступника ведёт теперь не к Единому, а в глубины Вещества, в конце него он растворяется, становится абсолютно непроявленным. Для большинства ведунов сама мысль об этом внушает ужас - но многие идут на обращение по своей воле, руководствуясь, кто любопытством, кто желанием большей власти над проявленным миром, а кто неведением об истинной цели этого пути.
Этот Путь называется Путём левой руки, в отличие от Пути правой руки, о котором говорилось ранее, заключающемся в следовании Единому. Чтобы понять причину возникновения этого названия обратимся к вышеупомянутой аллегории ритма Дыхания как движению солнца по небу. Если стоять лицом к северу, то восток будет справа, и направление солнца можно повторить, сделав движение правой рукой, при этом это движение будет как бы направлено внутрь, т.е. к сердцу, которое символизирует искру Единого в человеке. Если же сделать то же движение левой рукой, то он будет направлено наружу, т.е. к Веществу. Здесь солнце символизирует процесс проявление Сути, движение руки символизирует Путь как таковой, а выбор руки - это свободное решение ведуна о том, куда направить его - к Единому, т.е. внутрь себя, или к Веществу, т.е. вовне.
Ведунов Левой руки довольно мало, но ни необычайно опасны для всего живого. Даже самый сильный колдун-осквернитель не может нанести такой вред, как эти отступники, потому что они искажают не просто внешние проявления, на саму суть вещей. Ведуны Правой руки считают своим долгом их уничтожать. Первая великая война с ними произошла на заре Синей эпохи.
dark sun,
путь правой руки,
путь левой руки,
стихии,
суть