"ПЕТЕРБУРГСКАЯ АТЛАНТИДА" НЕОСУЩЕСТВЛЕННОЕ И УТРАЧЕННОЕ

Apr 10, 2020 02:53


Иллюстрации к статье Сергея Фролакова, опубликованной в сборнике "ПЕТЕРБУРГСКИЕ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ" за 2020 год.



МЕТРОПОЛИТЕН ИНЖЕНЕРА БАЛИНСКОГО
К "Петербургской Атлантиде" следует отнести и некоторые неосуществленные замыслы. Один из них - проект Санкт-Петербургского метрополитена инженеров Балинского и Вернера.


В 1898-м году инженер путей сообщения Петр Иванович Балинский (14*) представил Санкт-Петербургскому градоначальнику проект метрополитена. Николай II, рассмотрев проект, распорядился создать по данному вопросу Особую Высочайше утвержденную Комиссию Кабинета Министров. Члены Комиссии сочли данный проект полезным, особенно «в вопросе об удешевлении жизни среднего и беднейшего классов города", но в финансировании проекта было отказано. Найти инвесторов смогли в Лондоне при содействии Министра внутренних дел Горемыкина. Удалось заручиться на сумму около 300 миллионов рублей. В Северной столице появилась реальная возможность построить самое современное для тех лет метро.


«Задумано было по направлениям, избранным и указанным на Генеральном плане провести железную дорогу на высоте от 5 до 10 м в два пути, а где позволяет ширина улиц, то в 4 пути… Для перехода через Неву и ее рукава построить 11 железных конструкций… На месте, занимаемом ныне Обуховской городской больницей, соорудить трехэтажное здание самого большого в мире Центрального вокзала. Он должен стать местом прибытия и отбытия всех пассажирских поездов, приходящих в Санкт-Петербург, а также местом соединения их с поездами метрополитена, то есть узлом всего пассажирского движения». От центрального вокзала в стороны должно было расходиться одиннадцать лучей. Кроме того, предполагалась еще одна линия метрополитена - «большое кольцо». Длина всей дороги должна была составить 95,5 верст (101,2 км). Поезда должны были следовать через каждые 2,5 минуты со скоростью 40-70 верст в час (42,6-74,2 км/час)».


Эстакады метро должны были пройти не только над улицами, площадями и проспектами, но и над каналами: Крюковым, Введенским, Обводным с железными опорами, на некоторых участках уходящими под воду. Архитектурное оформление станций и мостов в стиле модерн блистательно выполнил архитектор Александр Дмитриев. По расчетам создателей уже в первый год эксплуатации Питерское метро должно было принести более двух с половиной миллионов рублей чистого дохода.












Но вскоре Горемыкин был отправлен в отставку и проект потерял высокую поддержку. При дальнейших дебатах различных городских и министерских комиссий проект Балинского и Вернера находил все меньше и меньше поддержки. В то же время замечаний и претензий к проекту высказывалось все больше. За всеми этими возражениями просматривались интересы тех, кто боялся получить в лице метрополитена значительного конкурента. Рассмотрев все замечания, общее собрание Думы решило отклонить проект, «как нарушающий городские интересы». (15*)                                                                            Остается только сожалеть об этом несостоявшемся проекте. Если бы метро по проекту Балинского было построено, то очень может быть, что и судьба нашего города, и судьба страны в XX веке сложились бы иначе.

Полный текст моей статьи можно прочитать в альманахе "Санкт-Петербургские искусствоведческие тетради" за этот год.
Previous post Next post
Up