ГОРОД НАД КАРНИЗАМИ. БАШНИ, ШПИЛИ И КРОВЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

Jun 02, 2018 05:18

Иллюстрации к статье С.Фролакова
"ГОРОД НАД КАРНИЗАМИ.
Сохранившаяся и утраченная красота петербургских крыш",
опубликованной в сборнике "ПЕТЕРБУРГСКИЕ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ" за 2018 год.



ГОРОД НАД КАРНИЗАМИ
Сохранившаяся и утраченная красота петербургских крыш.
(ВЫДЕРЖКИ ИЗ СТАТЬИ, ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ ОПУБЛИКОВАН В СБОРНИКЕ)

В центральных районах Петербурга среди  привычных коридоров прямых улиц  невольно обращают на себя внимание угловые башенки домов, стоящих на перекрестках. Эти угловые башни, называемые в архитектурной терминологии  "Фонарями", или реже "Машикулями" (если округлая полубашня начинается на самом последнем этаже или над карнизом), делают перекрестки города запоминающимися, создают затейливый, неповторимый силуэт каждого угла городской застройки. Эти башенки и шпили составляют особый мир петербургских крыш, возвышающийся над строгой линией карнизов, они живут своей особой жизнью и многие из них являются подлинными шедеврами "Кровельного искусства" Северной столицы. Но, пожалуй, более всего эти изысканные, устремленные в высь конусы, шлемы, пики, полушария, полуэлипсы и прочие формы создают особую выразительность всего контекста городской среды. Если эти элементы были в какое-то время или по какой-то причине утрачены. то мы неизменно чувствуем отсутствие чего-то, что должно было здесь быть, даже если не знаем как выглядел утерянный шпиль.
В этой статье я хочу рассказать об особом мире "Надкарнизного" Петербурга, о шпилях, скульптурах и декоративных фигурах, венчающих фронтоны, об особом значении кровельного наследия, о том, что сохранилось, что восстановлено и что, к сожалению утрачено, надеюсь не безвозвратно.



Угловые башенки со шпилями на доходных домах и некоторых особняках появились в Петербурге в конце 70-х годов 19-го века. Один из самых ранних шпилей-конусов украсил угловую круглую башню доходного дома А.О. Мейер на ул. Марата, 66. Этот дом, известный так же под именем Шульца, один из ярких образцов позднего «Кирпичного стиля», арх. В.А. Шретер, 1878*. В дальнейшем сооружение угловых башен было связано с обращением эклектики к стилю cеверного ренессанса, взятого из второй половины 16-го века. По примеру гильдейских домов северной Европы (в конце 19-го века получивших общее название «Грюндерских»), наиболее продвинутые петербургские застройщики решили ввести в свои дома элементы голландских и французских замков.  Очень часто подобный оригинальный облик придавали своим собственным домам состоятельные архитекторы. Один из первых таких домов с угловой башней в 1882 году был перестроен из старого здания  военным инженером В.П. Богдановичем на углу ул. Знаменской и Гусева переулка (Сейчас ул. Восстания и пер. У. Громовой). Шпиль этого здания - совершенно прямой конус безо всякой фигурной прорисовки, обращает на себя внимание своими пропорциями, безупречно сочетающимися с общим объемом здания, хотя впоследствии оно несколько раз расширялось.  До настоящего времени не сохранился декоративный флюгер.

Ул.Марата, 66
Подлинный расцвет кровельного искусства Санкт-Петербурга наступил на рубеже веков, с 1899 по 1910 годы. Большое количество шпилей доходных домов было создано под влиянием перехода от эклектики к стилю модерн. В 1899 - 1901 годах наибольшее распространение получил австрийский модерн - «Сецессия» и немецкий «Югендштиль». Многие шпили стоящих рядом домов вошли в столь гармоничное сочетание, что получился локальный архитектурный ансамбль. И  получилось это именно благодаря шпилям. Так сформировалась площадь Австрии на Петроградской стороне. Три дома на этой площади построил архитектор Василий Шауб. В 1899 году появился пятиэтажный доходный дом известного художника Э.К. фон Липгарта. Во дворе по проекту арх. В.Э. Вирриха был построен флигель - особняк домовладельца с мастерской. Затем, в 1903 завершилось строительство доходного дома Кельдаля с богатой декоративной отделкой фасадов и тремя шпилями, встроенными в конструкцию мансарды. До наших дней сохранился только один. В том же 1903 году на этой площади, тогда еще не имевшей названия, появился дом М.М. Горбова с двумя башнями и фигурными щипцами. И в 1905 году в доме фон Липгарта была надстроена мастерская с огромным окном и башня со шпилевым завершением. Так сформировался малый архитектурный ансамбль в стиле модерн. Сложный фигурный силуэт кровель и шпилей стал по истине одним из узнаваемых символов Петербурга.


Мытнинская , 8


Ул. Марата, 63

Наб. р. Мойки, 114.

Ул. Съезжинская, 5
По всему Петербургу можно встретить самые различные угловые башенки и шпили. Практически все они появились за короткий период на рубеже веков. Всего лет за пять. Назвать точное число этих сооружений довольно трудно. Они встречаются не только в центре города, но и в некоторых районах переходной застройки*. Так, например, в районе Большой Охты, на Большой Пороховской улице, д. 18 среди пятиэтажной застройки неожиданно возникает трехэтажный дом с прямоугольной башней в центре фасада с шатровым куполом, увенчанным кованной решеткой с вензелем «П.И» и флюгером с цифрами «1901». Это бывший особняк купца 1-й гильдии, почетного гражданина Санкт-Петербурга Павла Игнатовича Иванова. Автор проекта: техник -смотритель М.М.Софронов.
В этом случае примечательно то, что в отличие от произведений высокого стиля в центре города, где работали маститые архитекторы с академическим званием и прочими регалиями, этот особняк является примером почти что народного творчества. Купец Иванов был родом из крестьян Гдовского уезда, его судьба характерна для своего времени. Он приобрел небольшой земельный участок на дальней окраине столицы, недалеко от Охтинского вокзала Ириновской коммерческой железной дороги. Открыл лавку, начал торговать. Через шесть лет разбогатевший купец смог построить себе угловой доходный дом и по соседству с ним особняк в «модном стиле, как у господ». Нередко купцы того времени, достигшие успеха,  сами рисовали вид своего будущего дома или особняка, затем приглашенный архитектор, часто младшего ранга: техник или инженер, брал этот рисунок за основу проекта. Надо полагать, что Павел Игнатович своим шатром на крыше желал апеллировать к примеру не рыцарского замка, а русского терема.


Б. Пороховская ул., 18
Дома, являющиеся чистыми образцами стиля модерн, также  дополнялись угловыми башнями и купольными фигурами. Для них характерен поиск новых супрематических  форм, никак не связанных с образами прошлого.
Подобный купол завершает скругленный угол дома № 38-40 по Малому проспекту Васильевского острова. Это бывший дом меблированных комнат Филиппа Феологовича.Теодориди (турецкого подданного греческого происхождения).
Автор проекта - архитектор Иван Володихин, 1905 год.


Купола доходных домов стиля модерн, невиданной ранее формы, радикально меняли все настроение локального городского участка, придавали запоминающийся фантастический облик улицам и перекрестам.
















В оформлении шпилей, фигурных фронтонов и мансардных окон домов австрийского и германского модерна прочитывается ясно выраженная аллюзия средневековых замков и городских ратуш. Прообразы этих башен в европейских странах возводились на протяжении веков. Основания закладывались еще в 13-м - 15-м веках, а шпили достраивались уже в эпоху барокко. Эта интересная культурно-историческая особенность прототипов в уменьшенном масштабе перенеслась на крыши петербургских домов как затейливый художественный артефакт, смысл которого становится понятен при взгляде на первообразы. В самом деле, в исторических местах центральной Европы,  многие силуэты невольно напоминают формы шпилей Петербурга и становится очевидным откуда этот образ был позаимствован.


Доходный дом Антонины Александровны Еремеевой, известного столичного доктора и жены архитектора Михаила Еремеева, построившего в Петербурге более десятка домов, представляющих большую художественную ценность. Он же построил этот дом в 1905 году
Фасад здания выполнен в кирпичном стиле с некоторыми признаками неороманского стиля и северной готики. Однако, самое интересное начинается над карнизом. Вся кровельная часть богато украшена острыми шпицами и крестовидными перилами. Целый город на крыше.


В качестве первого и пожалуй самого выразительного примера следует сказать о  доме известного ювелира и скульптора Альберта Кейбеля. Хорошо известны серебряные настольные фигурки с клеймом знаменитого мастера. Его доходный дом на углу улицы Большой Зеленина и Барочной в образе испанского замка 15-го века построен по проекту художника-архитектора* Густава фон Голи в 1901 году.
Как уже говорилось, облик дома и в особенности его угловая башня и шпиль с окнами-фонарями напоминает мотивы замка Алькасар в Сеговии (Испания). Соотношение высоты башни, отвеса кровли и двух фасадов в аксонометрии дает силуэт замка. По своему образу этот дом категорически вырывается из общего контекста уличной застройки. Однако он же украшает этот участок улицы так, как возможно, не украшало бы ни что другое. Это изумительно талантливая находка архитектора - одного из лучших строителей Петербурга.



Дом Жевержеева на ул. Рубинштейна.



Дом Шретера на Мойке 114. Двор.

Ул Гончарная, 13. Двор.

Башня Политеха. 1902.

Богадельня в Дудергофе 1900

Башня дачи Клейнмихель.

Усадьба Фан дер Пальса. Двор.

Усадьба Шварца. Восстановлена.
«Дом со смыслом» находится на углу Мойки и Гороховой улицы. Это торговый дом Эсдерс и Схейфальс. Здесь, как и в случае рассмотренном выше, имеет место прямое заимствование образа здания не типичного для Санкт-Петербурга. Но в этом случае дом как бы взят из Парижа. Весь характер декора, структура фасада, формы выступающих конструктивных элементов, а также  интерьер соответствуют стилю «Ар нуво»*. Построил это здание гражданский инженер Константин Николаевич де Рошефор* в 1907 году. В этом сооружении угловой шпиль выполнен с одним техническим секретом, который, впрочем, становится заметным при более внимательном рассмотрении. Дело в том, что основной объем надстройки, это четырехгранный купол с объемным остеклением, на этом конструктивная часть завершается. Над ним возвышается круглый шток, равный по высоте куполу, который в самом верху украшен лавровым венцом и крыльями Меркурия, что символизирует «Славу торговли и коммерции». При взгляде с большого расстояния этот шпиль производит еще более внушительное впечатление. Вся шпилевая надстройка равна по высоте пятиэтажному зданию с мансардой.


КУПОЛ ДОМА КОМПАНИИ "ЗИНГЕР" 1904.


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ, КУЛЬТУРНОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
кровельного наследия Санкт-Петербурга.

Крыши Петербурга, это особый горний мир, парящий над городом, и как мне кажется, в этих словах нет никакого пафосного преувеличения. Крыши и шпили северной столицы стали эстетическим продолжением фасадов по необходимости, но со временем возведение шпилей стало настоящим искусством. Материалы и технологии усложнялись: при изготовлении фигурных элементов применялось литье, пресс-формы а в последствии и гальванопластика, применялись фигуры из цинкового сплава, как скульптурные венцы на кровельных шатрах дома коммерческого училища на Загородном проспекте, 13 (гр. Инж. Н.И. Богданов и Арх. А.И. Богданов, стиль модерн, 1903 год). С фотографий, сделанных на крышах домов, нам предстает некое новое эстетическое пространство.
Конечно, угловые башенки и шпили сохранились и в других городах, но именно в Петербурге они образовали собой целостную,  взаимодополняющую систему. Эта система включает в себя не только фронтоны и шпили, но и трубы с оригинальными дымниками (их остались единицы) и мансардные окна, украшенные оцинкованными наличниками и конечно, флюгерами и коваными  виньетками.




Торговый дом Г.Э.О.

Шпиль дома Вяземских 1905


Башня Колобовых.

Доходный дом Иоффа.
Сегодня некоторые башни Петербурга тоже связаны с культурной жизнью города. Например,  известный художник и фотограф Сергей Сёмкин устроил свою творческую студию в башне дома на пяти углах. Этот дом был построен по заказу известного петербургского антиквара и комиссионера Шнеера Зальмана Иоффа. В помещениях первых двух этажей размещался его антик- салон. Дом построен непревзойденным  мастером петербургских башен А.Л.Лишневским. Участок для дома был крайне неудобным, зажатым между Загородным проспектом и Троицкой улицей (сейчас ул. Рубинштейна). Дом должен был получиться уродливым, но архитектор использовал уже упомянутый принцип «люфта» и вытянул угловую башню на максимально возможную высоту. Таким образом недостаток участка стал причиной оригинального облика здания. Башня завершена полукруглым куполом для гармоничного сочетания с находящейся поблизости колокольней Князь Владимирского собора. Это сочетание видно с большого расстояния в створе Загородного проспекта.



Доходный дом Полежаева на Песках.
Мир петербургских крыш одухотворен художниками, поэтами, кинематографистами. В этом контексте нельзя не упомянуть славную историю башни Вячеслава Иванова на Таврической улице д. 35. (Доходный дом Дернова  был построен архитектором-техником Михаилом Кондратьевым в 1905 году.) Квартиру в этом доме занимала Елизавета Николаевна Званцева - художница, ученица Ильи Репина. Она содержала в этом доме частную художественную школу, гостями которой были  представители столичной творческой богемы. В этом же доме организовал литературный салон критик Вячеслав Иванов. По традиции салона, летними вечерами и в белые ночи гости поднимались через купол на крышу и там зачитывали свои новые произведения. Поэтому угловая башня дерновского дома вошла в историю отечественной культуры с именем Вячеслава Иванова.


Необходимо сказать, что градостроительная культура прошлого предполагала непременную  эстетизацию  пространства посредством украшения высотных доминант. Любое сооружение, возвышающееся над общей застройкой, должно иметь безупречно прорисованный силуэт, будь то колокольня собора или водонапорная башня, угловой шпиль доходного дома или пожарная каланча. При этом в расчет идут мельчайшие детали декора, изысканная пропорциональная гармония больших объемов, использование или отказ от общей или локальной симметрии, как в случае с фигурой орла на куполе Зингера, о чем говорилось выше. Даже трубы заводов имели фигурные окончания и дымные колпаки, которые почти нигде не сохранились.
И наконец, башни и шпили Петербурга несут в себе очень важную смысловую функцию: как сказал один из архитекторов старой школы,
башни и шпили вытаскивают Петербург из болота, на котором он построен








Дом Адмиралтейской части. 1906







Особняк П. Форостовского.

Дом инженера Кондратьева.




Башня особняка Винекена. Двор.

Фабрика "Невка". 1900.


Невская бумаго-прядильная фабрика. Труба не сохранилась.







Дом Пропера. Арх. Капелинский 1899.

Фабрика "Веретено" 1836.
Шпили и фигурные элементы питерских крыш создают тот самый истинно петербургский силуэт, столь привычный для горожан, без которого невозможно представить себе Петербург. Утрата каждого такого элемента делает город беднее и невзрачнее, ибо все они неслучайны.

Previous post Next post
Up