ФАНТАСТИЧЕСКИЕ МИРЫ, ИЛИ ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО САМОСТРОЯ.

May 17, 2016 04:32


ТЕКСТ СТАТЬИ ОПУБЛИКОВАН С СОКРАЩЕНИЯМИ.
Полная версия в журнале "Петербургские искусствоведческие тетради"

История 19-го и 20-го веков  выявила новые социальные аспекты в изобразительном искусстве и в частности в архитектуре. Вместе с тем, как менялось общество в развитых странах, возникали и новые явления в культуре, укладе жизни и человеческой деятельности. В результате индустриальной революции и сформировавшегося государства нового типа в жизнь вошло понятие социального индивидуума. Каждый отдельно взятый человек получил возможность созидать свою жизнь по собственному разумению, иметь свои культурные запросы, выражать свое частное мнение и минуя всякие общественные условности заниматься художественным творчеством с возможностью представить свои творения широкой публике. Конечно, данное явление весьма неоднозначно и имеет самые разные побочные обстоятельства, не всегда положительные, однако, мне бы хотелось рассмотреть в этой статье такое весьма интересное проявление гипериндивидуального творчества, как самодеятельная архитектура, произведения которой являют собой не только художественный артефакт, но и пример своеобразного социального поведения творческого индивидуума в постиндустриальном обществе.
ИЛЛЮСТРАЦИИ К СТАТЬЕ:

«Идеальный дворец» в Отериве




«Идеальный дворец», построенный в конце 19 - начале 20 века,  может служить первым образцом наивной архитектуры. Фердинанд Шеваль жил и работал почтовым служащим в деревне Отерив департамента Дром на юго-востоке Франции. Проходя в день не один десяток километров в предгорьях французских Альп, Шеваль неизменно вглядывался в причудливый ландшафт, подмечая диковинные растения и камни фантастической, как ему казалось, формы. В его воображении эти камни и растения образовывали некий пластический симбиоз в самых парадоксальных сочетаниях. В свободное от службы время любознательный чиновник пропадал в библиотеке за чтением архитектурных книг и журналов. Особое впечатление производили на него открытки с видами архитектурных диковин Африки и юго-восточной Азии: Алжира, Марокко, Тайланда, Непала и других экзотических мест. Ему открылось, что можно сотворить великий архитектурный шедевр - дворец, на стенах и в залах которого разместятся образы всего мироздания. Нарождающаяся идея Шеваля с годами приобретала все более философский характер. Однако, денежных средств на покупку строительных материалов не было. Это обстоятельство не остановило творческий порыв мечтателя, изрисовавшего эскизами вороха бумаги. В течении нескольких лет он собирал камни самой разнообразной формы, заранее определяя каждому свое место в будущей постройке. В 1879 году Фердинанд Шеваль, вооружившись тачкой и мастерком, приступил к строительству своего дворца, ставшего поистине программной идеей всей его жизни. В своей работе Шеваль не использовал никаких покупных материалов кроме цемента, который он по своему рецепту смешивал с известкой, в результате чего получался достаточно прочный строительный клей. Работал он в редкие свободные часы и более всего ночами. Строительство заняло 33 года. Идеальный дворец был полностью завершен в 1912 году. Его стены были обильно украшены скульптурами и символами. Размеры получившегося сооружения составили в длину 26 метров, в ширину 14 и самая высокая точка дворца поднялась на 10 метров.

В настоящее время Идеальный дворец» в Отериве признан памятником архитектуры и национальным достоянием Французской Республики. В город (теперь уже город), Отерив можно доехать часов за пять на автобусе из Тулузы.

Музей Робера Татена


В 1962 году художник - самоучка из Парижа, бывший строительный рабочий, а затем владелец строительной фирмы, Робер Татен, вместе со своей женой бросив свои дела  поселился в местечке Коссе дё Вивьен, недалеко от Ла Манша. Знакомство и общение с парижским художественным бомондом в лице Жана Кокто, Анри Бретона, Пабло Пикассо и других, а также многие путешествия по миру и жизнь в Латинской Америке, вдохновили  месье Робера на создание монумента-музея под открытым небом. Казалось бы строить подобное сооружение более подходило в многомиллионной столице, чтобы его могло видеть множество зрителей, но идея Татена состояла в обязательной гармонии его творения с природой, для чего и выбрано было место подальше от шумных городов. В отличие от Фердинанда Шеваля  Робер Татен располагал денежными средствами, имел большой профессиональный опыт строительства и уже с десяток лет до этого увлеченно занимался живописью и скульптурой. Памятники мировой архитектуры он знал не по открыткам. К осуществлению своей идеи Робер Татен подошел буквально с сакральной серьезностью, он считал, что вся его предыдущая биография была подготовкой к этому делу всей его жизни.
По замыслу автора музей должен был состоять из нескольких тематических групп, свободно гармонирующих с окружающим ландшафтом. Объект «Крепость», объект «Рига» (переделанное под музейный павильон  бывшая сельскохозяйственная постройка), «Аллея гигантов» и «Поле изваяний». Все это по замыслу автора должно было символизировать важнейшие культурные достижения мировой цивилизации (ни больше, ни меньше).

Строительство началось в 1962 году. В общей сложности музей Татена создавался в течении 21 года, то есть официально завершен был в 1983 году.


С 1967 года месье Татен предоставлял свой музейный комплекс кинематографистам в качестве причудливых декораций для киносъемок. Сооружение Татена действительно было сверх необычным  В качестве общего стилевого решения была выбрана древняя архитектура майя и ацтеков, кроме того в облике музея видны включения совсем редких, известных лишь специалистам, художественных мотивов древнейших руин, затерянных где-то в джунглях Амазонки, в Кордильерах, в глубинках Парагвая и Чили. Есть весьма интересное предположение, что Робер Татен увлекался древней цивилизацией Латинской Америки не только, как дошедшими до нас остатками городов, но гораздо глубже - на уровне древней культуры, этики и философии. В самом замысле музея Татена заложена идея рассмотрения современной цивилизации глазами индейцев.  Автор в своем произведении как бы спрашивает древних индейских мудрецов, кого из деятелей европейской и мировой культуры они из своего прошлого считают подлинно выдающимися. Ответ довольно оригинален и даже ироничен, но только на первый взгляд. На знаменитой «Аллее Гигантов» представлены 19 статуй известных исторических личностей от Версенжеторикса и Жанны д’Арк до Тулуз-Лотрека и даже короля Убю, отнюдь не исторической личности, а вымышленного гротескного персонажа Шарля Бодлера. Есть там и Пабло Пикассо, все это словно уносит посетителя музея в машине времени то в прошлое, то в будущее. Статуи исторических и литературных персонажей выполнены в глубоко аллегорическом виде, черты их характеров выражены различными эмблематическими символами. Этот принцип художественного языка позаимствован у древних латиноамериканских культур. Музей Робера Татена не просто произведение искусства, это культурно-исторический манифест.


Парк "Дей Тароччи" Никки де Сан Фаль, Каравиччио, Италия 1979




УСАДЬБА И ПАРК "СКАРЦУОЛА" Монтегаббоне, Италия. Томазо Буцци 1958.




Творческие аутсайдеры взывают к человечеству
Тематических парков, различного рода музеев, переделанных заводских цехов и территорий (как правило, самовольно занятых), разрисованных заброшенных домов и просто свалок металлолома, раскрашенных баллончиками краски, появилось за последние 50 лет в мире множество.  В этом явлении много сторон и смыслов. Не все так просто, как кажется на первый взгляд. Бесспорно, это неотъемлемая часть современной культуры, но это и уникальное социологическое явление современной глобальной мировой жизни. Подобные объекты давно уже появились кроме США и Европы в Латинской Америке, в Юго-восточной Азии, в Африканских странах, конечно, в Австралии и Новой Зеландии. Есть подобные артефакты и в России.


ПАРК ВЕТРЯНЫХ МЕЛЬНИЦ. Лукама, Северная Калифорния 1986


Современная цивилизация внушила миллиардам людей, что каждый из них неповторимый личностный индивидуум и имеет все права и доступ ко всем достижениям открытого, глобального, беспрерывно развивающегося мира. Поскольку современный мир являет собой единое информационное и коммуникативное пространство, то и индивидуальная личность в нем имеет полное право выражать себя творчески. Данная установка в наши дни технически обеспечена самыми изощренными средствами массовой коммуникации. Это спонтанный запрос на творческую деятельность и доступ к массовому зрителю.
В предшествующие эпохи право и возможность заниматься творчеством было редкостной привилегией. Если рассмотреть обстоятельства, при которых возникли хотя бы шедевры стиля модерн, такие, как вилла Сипеки Балаш в Будапеште или замок Беллесгуард в Барселоне *4 и многое тому подобное, необходимо было их создателям пройти огромный путь, получить доступ, как сейчас говорят, к «социальным лифтам», приобрести общественный вес и значение, чтобы получить исключительное право творить на подобном уровне. Таковой уникальный путь прошли Гауди, Лехнер, Ван де Вельде, Шехтель*5. Вход в творческую деятельность был открыт только для единиц. Практика присвоения выдающимся архитекторам дворянских титулов в 19-м и начале 20-го века красноречиво показала, что привилегия на творчество приравнялась к сословной привилегии, что поставило под сомнение дальнейшее развитие творческой деятельности. На этом фоне наивная самовольная архитектура возникла именно как отторжение общественных условностей, накопившихся в количестве, образовавшем непроходимые социальные заторы. Она, словно отчаянный вопль - «Мы творцы, мы тоже хотим строить !»

"ПАРК СПАСЕНИЯ" Ниланд, Калифорния. 1986


Однако, с другой стороны, отсутствие образования и исполнительской дисциплины у наивных зодчих чаще всего приводит к тому, что возвышенные эстетические устремления оборачиваются в построенном сооружении смехотворными ляпами, а культурно-философский манифест, заложенный в общую идею произведения, весьма часто раскрывает отсутствие даже начальной эрудиции у данного автора. Вместе с тем сооружения наивной архитектуры сами по себе украшают многие ландшафты и признаны практически во всех странах художественно значимыми объектами.

ПАРК-ВЫСТАВКА Раймонда Моралеса. Порт де Бук. Франция  1982




ВЕНЕРЕДЕНПАРК. Диетикон (Цюрих) Швейцария 1962.

ЗАМОК ИЗ МУСОРА. Витман Каунти, штат Вашингтон, США.  1931


Виктор Мур, школьный учитель из города Витман Каунти, штат Вашингтон, в 20-х годах прошлого века соорудил дом в виде замка из обломков старых автомобилей и строительных отходов. Этот замок расположен на месте когда-то действующей каменоломни, что и стало основанием дома вместо фундамента. Облик дома, напоминающий замок с круглой башней, навеян еще не забытыми тогда в Америке популярными типовыми коттеджами архитектора Джорджа Барбера.*7 Эти коттеджи, такие как «Замок Дрейна» в Орегоне, стали в начале 20-го века одним из символов США. Фотографии этих домов до сих пор используют в своей рекламе многие риэлторские компании. Помимо прочего, подобные особняки в виде замка с башенкой долгое время считались символом социального успеха. Виктор Мур создал свой «Замок из мусора» в насмешку над этим символом, в чем и заключается идея данного произведения. Как и абсолютное большинство подобных сооружений, «замок» не несет в себе никакой утилитарной функции, жить в нем нельзя. Неожиданно интересно продолжение этой истории. Виктор Мур широко разрекламировал свое сооружение, слухи о парадоксальной постройке дошли до искусствоведов и университетского сообщества и вскоре мистер Мур защитил степень магистра изобразительных искусств. Рассказывая о своем замке, автор всякий раз упоминал, что общий бюджет строительства составил всего 500 долларов.

БАШНЯ АПОКАЛИПСИСА. Эден ЕМИЛЬ. Бельгия. 1963



ЗАМОК КОРОЛЯ МИРА. (CASTILLO MUNDO KING) Сосуа, Доминиканская Республика, 2010


Немец Рольф Шульц (Rolf Schulz), родившийся в 1942 году в польском городе Торунь на Висле, в 1945 году был вывезен родителями в Гамбург, где и жил и работал инженером большую часть своей жизни. Никогда раньше не занимался искусством. Но в начале 90-х годов он пришел к решению оставить размеренное бытие, покинуть Европу и начать новую жизнь на другом конце света. Подобный сознательный перелом в судьбе происходит у многих жителей цивилизованного мира. Социологи называют это явление «дауншифтингом» - шагом вниз. Оказавшись в Доминиканской республике, Рудольф Шульц поселился в городе Сосуа на берегу Атлантического океана. Там он приобрел эффектно расположенный угловой участок на развилке двух улиц на самой верхушке горы с видом на океанские дали. Как он решил, именно это место будет спасено инопланетянами во время глобальной катастрофы всей земной цивилизации. Рудольф Шульц немногословен и почти не показывается на публике, но в своих редких интервью он говорит, что у него есть устойчивые контакты с представителями инопланетных цивилизаций, которые предвещают скорую ужасную развязку мировой истории. Господин Шульц пишет картины на тему грядущего вскоре апокалипсиса и этими картинами завешены стены залов и коридоров замка. На одном из полотен изображен горящий Париж, горит абсолютно все, океан огня, посреди которого виднеется обугленный остов Нотр дам. На остатках кровельных сводов сидит черт с перепончатыми крыльями. Иные картины повествуют о новой жизни для спасшихся где-то в голубых пространствах новой вселенной. Очень много в сюжетах картин самых разных НЛО. На нижнем этаже замка, в холле, похожем на рабочий зал гидроэлектростанции, размещен гараж НЛО. Это по словам создателя музея макеты космических аппаратов нового, неизвестного доселе типа. Именно эти аппараты по словам Шульца полетят в час катастрофы в другие галактики, чтобы отвезти инопланетным мирам заархивированные файлы кодов земной цивилизации. Внешне замок выглядит достаточно эффектно. Четырехэтажное строение увенчано верхней прогулочной площадкой, устроенной на подобии пентхауза, тогда, в 2012 году я посещал этот замок - музей апокалипсиса. В то время здание имело недостроенный вид, вход в него стоил 100 песо, по тем временам что-то около 90 рублей. Все здание выстроено методом опалубки, формы его весьма оригинальны и во многом повторяют дома Оскара Нимейера. В большинстве окон нет стеклопакетов, хотя это не абстрактное сооружение, а дом с общественными помещениями, сам Шульц живет в своем замке. Из всего перечисленного в этой статье Замок Короля Мира ( Kastillo Mundo King), пожалуй, является образцом самой профессиональной постройки без явных признаков инфантилизма. Но есть в нем серьезные инженерные просчеты, например, в анфиладе помещений нижнего этажа, где как раз выставлен "Трон короля Мира", стоит вода по щиколотку, она скапливается там каждый раз после ночного ливня.    Когда формировалась коллекция замка, Шульц постоянно ездил на Гаити, покупая там особо ценные предметы культа Вуудуу и вообще искусные изделия гаитянских резчиков. Поездки на Гаити небезопасны, достаточно вспомнить известный фильм «Змей и радуга».

ЗАЛ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ                                             


РАЙСКИЙ САД (PARADISE GARDEN) Соммервиль, штат Джорджия, США.  1965





Башни Ватта Саймона Родиа в Лос Анжелесе (Калифорния)
Саймон Родиа - иммигрант из Италии, перебравшийся в Америку в 1902 году, начал создавать свои электрические башни - целый скульптурный ансамбль из островерхих железных пик - в 1921 году. Работа над созданием этого арт объекта продолжалась до 1954 года. Как и многие энтузиасты наивного зодчества, Саймон Родиа изваял свое произведение собственными руками. В основе замысла данного сооружения лежит культ электричества, довольно оригинальная, даже мистическая идея, имевшая место в 20-х годах в США и Европе. Разделявшие идеи этого культа адепты полагали, что электричество - это божество, располагающее огромной энергией и оно предначертает человечеству контуры будущей электроцивилизации. По всей вероятности, это было одним из модных чудачеств достопамятных 20-х годов наряду с чарльстоном и до безумия пышными банкетами на дирижаблях. Надо сказать, что Саймон Родиа имел довольно неудачную судьбу в Америке. Он долго не мог найти никакой работы, переезжал из штата в штат, пробавляясь случайными заработками. В 1909 году Саймон женился на украинке Люси, у них родилось трое детей, но содержать семью было нечем и они разошлись. Обосновавшись в Лос Анжелесе, Саймон Родиа ушел с головой в осуществление своей творческой мечты. Но и у его творения судьба оказалась несчастливой. Соседям новое сооружение не понравилось и в 1958 году оно было варварски разрушено. Позднее восстановлено частично.


Архангельский небоскреб и разноцветный бетон



«Дом Сутягина» (Деревянный небоскрёб, Соломбальский небоскрёб), неофициальное название «Гангстер-хаус» - деревянное 13-этажное довольно неуклюжее с виду строение в Соломбале, северный район Архангельска. Построил его бизнесмен Николай Сутягин. Самовольно построенный дом, без самых необходимых параметров безопасности был частично разобран в декабре 2008 года по решению суда. Его тогда понизили до 4-х этажей. 5 мая 2012 года оставшаяся часть деревянного небоскреба сгорела во время пожара.

Охотхозяйство, Краснодарский край, Россия.                                                            Начало 2000


«Дом-пень» или Охот дом   Владимира Колесникова
Владимир Колесников наилучшим образом подходит под определение зодчий. Он живет и работает в Новой Каховке на Украине. В своих постройках самодеятельный зодчий использует технологию бетонной скульптуры, которую активно применял украинский архитектор Владислав Городецкий, построивший в центре Киева знаменитый «Дом с химерами»(1900 г.), весь декор которого выполнен из железобетона. Владимир Колесников додумался раскрашивать бетонные скульптуры. Самая знаменитая его постройка, «Дом - пень» для охот хозяйства.
На этом я завершаю свой краткий экскурс в мир народной архитектуры. Конечно, в моей статье показаны лишь самые основные, широко известные примеры.     Иллюстрации к статье можно увидеть в моем блоге в Живом журнале под авторством Master_florus, ссылка

КОСМИЧЕСКИЙ ДОМ, Павловск, Санкт-Петербург, (Частный дом)   2015.
Previous post Next post
Up