20.06.12. День 6. Байконур.
Утро началось с завтрака и поездки в гараж. Погода чудная, дождик и +25.
На моем радиаторе был ком прикипевшего песка, закидало когда ночью по обочине строящейся дороги ехали по мокрому песку. Отмыл, отчистил, продул. Воздушники оба были загажены донельзя - продули, почистили. С моего мопеда слили антифриз, из расширительно бачка шприцом откачали воду, которую я добавлял, когда мопед начал кипеть, залили нового антифриза. Палычу просто добавили литр. У меня масла грамм 250 скушалось, долил. У Палыча при падении пластиковая крышка треснула, Вова ее спаял паяльником и прихватил тремя болтами. На гайки наляпил холодной сварки и предложил еще покрасить алюминькой для пущего гламура, отказались, ибо и так хорошо. Весь кратко описаный одним абзацем процесс занял часа четыре, Вовка мотался в автомагазин раза три. Спасибо тебе, брат, удачи и пусть у тебя в жизни все наладится :)
Я тут это так подробно рассказываю, шоб любители пейсать отчеты о поломках в дороге осознали, наскока это тупо неинтересно, кто где кому сколько гаек закрутил и какую стяжку куда себе засунул.
К обеду старт Протона отменили совсем, топливо (600 тонн гептила) слили, ракету разобрали и увезли в МИК. Следующий старт не ясно когда, поэтому главная цель опездки, простите, поездки, сорвалась. Обидно до соплей, но это значит, шо я хочу приехать туда как миниум еще раз.
После обеда опять пошел гулять.
Это местная достопримечательность, "Титаник".
Это берег Сырдарьи. Видали мы речки и поширше.
Знаменитый сероводородный источник. Люди приходят, купаются, потом ополаскиваются под обычной водой. Очень, говорят, оживляет.
Это гостиница Центральная. Тут живут прилетевшие на старт Протона и заплатившие по 70.000 руб. туристы. Отсюда они, огорченные до невозможности, уныло выползают в город пофотографировать хоть что-то.
Памятник покорителям космоса.
Там вдали видно колесо обозрения, очень похожее на Припятьское.
Филиал МАИ «Восток».
Памятник погибшим 24 октября 1960 года, это была так называемая «Катастрофа Неделина» - авария с многочисленными человеческими жертвами при подготовке к первому испытательному запуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. За 30 минут до запланированного запуска произошёл несанкционированный пуск двигателя второй ступени Р-16. Произошло разрушение баков первой ступени и взрывообразное возгорание компонентов ракетного топлива. В пожаре, по официальным данным, погибло 74 человека. Позже от ожогов и ран скончалось ещё четыре человека (по другим данным погибло от 92 до 126 человек). Среди погибших был и главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М. И. Неделин. Его смогли опознать только по оплавленной звезде Героя Советского Союза. Катастрофа была вызвана грубыми нарушениями правил техники безопасности при подготовке к пуску и желанием успеть осуществить запуск не до конца подготовленной ракеты к приближавшемуся празднику - годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. С тех пор введено железное правило - все работы только на слитом топливе.
Дошли до Городского Дворца Культуры, там находится музей.
Справа - Н1, «Царь-ракета», самая большая и самая неудачная советская ракета-носитель. Все 4 пуска прошли нештатно и проект был закрыт.
Макет взлетного кресла.
Пища космонавтов.
Макет МКС.
Макет Солнечной системы. Очень впечатляет.
Защитные костюмы. Первый напомнил добрых инопланетян в 5 элементе, второй - Сталкера.
Ну и обязательная комната казахской культуры.
Вечером покатались по городу с клубом колонной. Город маленький, за 1,5 часа пьяным шагом по периметру обойти можно, так что накатались быстро.
21.06.12. День 7. Байконур - Жосалы - Кызыл-Орда
Утром позавтракали, построились, пересчитались, попрощались с гостеприимными хозяевами и, полностью собранные, поехали на рынок. Там пошли сразу к директору, тот отвел нас все к той же Газат, у нее как раз разгружался Камаз с луком, собиравшийся обратно в Шимкент. Однако, как и большинство фур, перевозящих овощефрукты, он имел гладкие борта внутри, и нам не к чему было крепить мопеды. Решили ехать до Жосалы, где несколько популярных среди дальнобойщиков чайхан, и искать счастья там.
По ходу сфотографировал измерительный пункт №5 Сатурн.
Мемориал "Коркут-Ата".
Там есть нескольких кобызов, это "Поющий тюльпан". Правда он в этот день ничего не пел, как-то не так ветер дул.
Амфитеатр для традиционных казахских песенных состязаний
Долетели быстро, ехать всего 90 км, из них 20 км объезды. Часам к 11 были на месте, быстро пробежались по всем стоянкам. Никого пустого, с крепежем на стенках и едущего в Шимкент не нашлось. Перекусили, отдохнули. Кто-то из водил подсказал мне идею съездить на вокзал в поселок, там проходят поезда на юг, можно попробовать загрузить мопеды в багажный вагон. Палыч остался, я поехал.
Та самая чайхана.
Сначала Жосалы мне понравился. Чисто, аккуратно, хорошие дороги. Долетел до центра, поставил моц на стоянку между акиматом и прокуратурой, пошел на вокзал. Вокзал похож на любой маленький вокзал в практически любой точке постсоветского пространства. Нашел справочную, там работала апа Гули, она мне все рассказала. Да, поезда на Шимкент ходят. Да, с багажными вагонами. Да, по расписанию 5 штук в день. И сегодня еще два будут, ближайший Уральск - Алма-Ата в 16.45, через полтора часа. И стоянка 15 минут. Вот только почтово-багажной конторы у них нет, надо договариваться напрямую с проводником багажного вагона. Ну да этим нас не испугаешь, и я поехал за Палычем.
Вернулись через полчаса, поставил его с мопедами перед вокзалом с указанием ждать меня. Пошел, во-первых, поменять деньги, ибо тенге из Уральска уже подошли к своему логическому завершению. Чеченка на рынке меняла по 4, пошел дальше. Торговка на перроне меняла по 4,5, дал 2000 наших, она после долгого пересчета отдает мне 7 бумажек по 1000 и две по 500 тенге. Я переспрашиваю, сколько тут. Она говорит, шо нормально все. В общем убедил ее дать еще одну бумажку, и пошел дальше, оставив ее с перекошенной мордой.
Во-вторых, надо было узнать, с какой стороны останавливается багажный вагон, чтобы заранее подогнать мопеды. Выяснил, что слева, с хвоста состава, с северной стороны. Пошел туда посмотреть, увидел полицейский тонированный Соболь. При попытке приблизиться и пообщаться из Соболя выскочили два полицая в голубой форме и, помахивая дубинаторами, предложили отойти подальше, ты сюда не ходи, ты туда ходи, а сюда и не гляди даже. Пожал плечами, пошел за Палычем, и неожиданно не нашел его перед вокзалом. Обойдя вокзал справа, с юга, увидел его и мопеды на перроне, в тенечке. На мой вопрос о причинах смены дислокации отец ответил, что он уже все выяснил, и какая-то баба ему сказала, шо багажный вагон будет здесь. Я предложил найти эту бабу и допросить повторно, на что Палыч ответил, что он ее не запомнил. Я предложил переехать на северную сторону (естественно, не по перрону), ибо нам надо именно туда, да и вообще пока полиция не пришла. Свой мопед я завел сразу и быстро съехал на площадь перед вокзалом. Отец же собирался некоторое время и как раз дождался момента, когда ленивые транспортные полицаи наконец-то решили проверить, что там такое интересное на перроне происходит.
До прибытия поезда осталось 15 минут.
Поставил мопед недалеко от недружелюбных голубых полицаев в Соболе, к которым пристроился рядышком почтовый уазик-бухань, и пошел на вокзал разбираться. К моменту моего прихода Палыч собрал в кабинете начальника транспортной милиции пгт. Жосалы весь личный состав, и уже перешел от повествовательной части (пенсионер, проехал 80.000 км, посетил Калининград, Крым, Байкал и прочие Караганды) к содержательной (щас все быстро собрались, пошли договорились с поездатым багажником и отгрузили нас по быстрому в Шимкент).
В принципе всё так и получилось. Поезд задержался на 15 минут, которых как раз хватило на все переговоры и раздачу визиток, замотивированный начальник полиции в белой рубашке пошел на перрон, гордый собой Палыч подкатил мопед прямо под дубины голубых полицаев. Те не решились нападать на колоритного пенсионера, ограничившись мутным бормотанием, мол ездят тут всякие, стоять мешают. Мы паслись с начальником полиции на первом пути, приглядели пятерых некрупных грузчиков, которые очень оживились при упоминании небольшой работы по профилю за соответствующее вознаграждение. И тут окно первого этажа служебного здания, около которого мы толпились, со скрипом открылось и оттуда высунулось слегка удивленное лицо начальника вокзала, который внимательно слушал наши переговоры последние минут пять и никак не мог понять, что это за движуха тут на его подмандатной территории. Слова о вознаграждении послужили последней каплей, и он решил также поучаствовать в процессе, для начала приостановив его.
До прибытия поезда осталось 5 минут.
Я выдвинул вперед Палыча с ускоренной мотивационной программой (пенсионер, Калининград, быстро багажник в Шимкент). Не знаю, почему, но начальник сразу потерял интерес к происходящему, лишь уточнив, шо поезд приходит на второй путь. И закрыл окно.
Это была почти катастрофа. С первого путя мы запрыгивали практически самостоятельно. На второй надо было пересечь трое рельсов и два высоких перрона. Пять грузчиков, поняв сложность задачи и прикинув свои недоношеные возможности, начали потихоньку расползаться. Я приглядел мощеный деревом пешеходный переход справа, по которому было вполне реально подкатить мопеды, но поднимать на два перрона нужно было по-любому.
И тут пришел поезд.
Мы было завели мопеды и рванули, но нам наперерез бросились два голубых дубиноносца и остановили наш порыв в самом начале. После того, как поезд остановился я наконец-то понял причину их нервозности. Из Соболя вынули двоих заключенных в наручниках, и каждого по двое сопровождающих голубых полицая плюс пятеро операторов дубин по периметру повели в неприметный пятый с конца вагон. Там открылась дверца, выпрыгнул типа проводник в камуфляже и ватно-марлевой повязке (видимо, туберкулезных много, что ли; а может свиногрипп или глистодристоз какой) и принял по накладной заключенных, два штука.
За этим занятием прошло 3 минуты. Мы изрыли копытами всю землю вокруг мопедов, пока отгрузка зеков не закончилась, и наш белорубашечный начальник транспортной полиции за полсекунды не договорился с проводником третьего сзади багажного вагона. Тот все понял с полуслова и радостно замахал нам обеими руками, мол, силь ву пле, гости дорогие.
Я погнал Спайдермакса через тот самый пешеходный переход справа. Но какая-то особенно одаренная сволочь из числа грузчиков заорала, шо слева есть переезд, и я свернул туда. Да, переезд был. Через первые рельсы. А дальше еще двое рельсов и два перрона. Другая одаренная сволочь, попукивая от натуги и старательности, принесла доску. Я почуствовал себя медведем в цирке, который должен на мотоцикле въехать по доске в горящий обруч.
Я развернулся, вернулся к перезду и заорал на грузчиков, чтобы мы вместе подняли мопед на первый перрон. За пару минут, пару литров пота и в два приема нам это удалось. К этому моменту все взрослое население пгт. Жосалы, все пассажиры поезда Уральск - Алма-Ата, все, кто мог, все собрались на перроне, и, отталкивая друг друга локтями, наблюдали это шоу. Когда еще в этом забытом богом месте такое случится? Кто советовал дать газу, кто снимал на телефон, кто просто валялся по перрону от хохота - равнодушных не было. Смех и радость мы приносим людям.
В самый разгар нашего надрывного бурлацкого труда, когда победа была уже так близка, раздался вопль начальника вокзала «Закончить нахер погрузку! Поезд отходит!»
Вот это точно была катастрофа. На самом деле нам хватило времени спустить мопед с перрона, откатить его к Сильверу и еще постоять минут пять, пока поезд не тронулся и все разочарованные зрители не разошлись. Даже почтари, давно отнесшие все свои бандерольки во второй с конца почтовый вагон поняли, шо шоу закончилось, и тоже уехали.
Неунывающий Палыч бодро пошел на вокзал договариваться о погрузке на следующий поезд через полчаса. Вернулся довольный, сказал, шо всё будет, только мне надо сходить записаться в журнал у полиции. Пошел, записался. Начальник меня расстроил, что в следующий поезд нам сесть не получится, так как в нем едет проверка. Так что мы можем быть свободны до 11.30 следующего утра. С этой прекрасной новостью мы решили покинуть гостеприимный пгт. Жосалы и вернуться на стоянку дальнобойщиков у чайханы.
Я съел недоваренные манты по-скотски, Палыч пробежался по стоянке и через 15 минут вернулся с благой вестью, что он нашел Камаз за 10.000 тенге (потом я посчитал, что это чуть больше стоимости бензина на эти 600 км). Водитель допивает чай и готов грузиться и ехать. Мирза, хозяин Камаза, как раз ехал почти пустой домой в Шимкент. В кузове у него стояло десяток коробок с каким-то шмотьем, и пять двухсоткилограммовых бочек с машинным маслом. Бочки подвинули вперед, привязали к бортам нашим тонким металлическим шнуром.
Я нашел у чайханы как будто специально для нас приготовленный помост из трех досок, попросил им попользоваться, вкатили мопеды внутрь и минут за 20 распялили их толстыми багажными тросами между стенками и друг другом. У Мирзы деревянный кузов, как у всех шимкентских Камазов, и кольца внутри кузова, он к ним коров привязывает, когда в Уфу возит. Между мопедами мы проложили найденную на стоянке пробитую грузовую покрышку. В 20.00 мы покинули Жосалы навсегда и покатили в сторону Шимкента.
Палыч немного посидел на среднем сиденье, утомился и переполз на спалку. Среднее завалили снарягой, рюкзаками и водой, я уютно расположился у окна. Глядя на жутко разбитую дорогу я радовался, что нам не пришлось трястись по ней на мопедах, а можно спокойно трястись в кабине Камаза и считать километры до Шимкента. Правда, спокойно трястись не получилось, раз 10 за ночь мы останавливались, то ГАИ, то проверяли, как там бочки и мопеды. Одна из бочек глубокой ночью протерлась об борт, положили ее с Мирзой на бок, заклеили поксиполом, когда доску из-под нее выдергивал - Мирза бочку уронил , 200 кг, чуть пальцев не лишил, выдернул руки все в крови и ничего не чувствующие. Оттер влажной антибактериальной салфеткой, вроде ничего. К утру вообще все прошло.
Проезд транзитного грузового автотранспорта мимо полиции в Кызыл-Ординской области стоит 500 тенге. На обочине ментовская машина моргнет проблесковым маячком, или мент радостно взмахнет красной палочкой, водила встает, идет, тепло здороваются, отдает денежку, нежно прощаются и ездуй. Хощь автомат, хощь героин, хощь матацыкыл вези - никто плохого не скажет.
Дорога - лютый, бешеный ужас. Объезды, грейдер, песок, старый асфальт, нет асфальта. Камаз прыгает, трясется, седалища отбили совсем.
Местный байкер жгет.
Закат.
Ночью записал видео, но так как получилось, что абсолютно ничего не видно, просто приведу текст.
«Добрый вечер, дамы и господа, компания «Мирза-Тур» рада приветствовать Вас на борту комфортабельного лайнера системы Камаз, совершающего беспосадочный перелет по маршруту Жосалы - Шимкент под управлением хозяина, водителя и бортпроводника Мирзы, с которым мы проведем эту незабываемую ночь. Пожилые пассажиры занимают спальные места в задней части салона, молодые пассажиры располагаются у окна, употребляют прохладительные напитки и любуются неописуемыми красотами Кызыл-Ординской области и слепящим светом фар. Полет проходит в штатном режиме, почти все приборы, кроме спидометра и другой не очень нужной фигни, работают нормально. Высота над уровнем асфальта около 1,5 метров. Ну как асфальта, так себе остатков асфальта. Температура за бортом +25 градусов.
Компания «Мирза-Тур» благодарит за внимание, желает Вам приятного полета и будет рада видеть Вас в числе пассажиров снова.»
22.06.12. День 8. Кызыл-Орда - Шимкент - Чирчик
Ночь прошла в смутном полузабытьи, постоянно выскакивая на всех остановках, запрыгивая в кузов и проверяя мопеды и бочки. В Жанакоргане, за 91 км до Туркестана и 251 км до Шимкента Мирза остановился и спать лег, устал очень. Так как спалка была занята он просто упал набок на всю нашу снарягу и мгновенно вырубился. Где-то через час он проснулся, и мы потряслись дальше. К 11.30 мы достигли целого букета чайхан, где остановились позавтракать.
Умывшись и почистив зубы, я оживился и захотел есть. Мирза посоветовал взять рыбу, здесь жарили свежих сазанов. Мы с Палычем наелись одной порцией. Настолько вкусно, что даже плавники сглодал.
Там же, пока в кузове проверял и подтягивал тросы подлетает бэха, подбегает широкомордый казах и спрашивает "Матацылы продаются?"
Я что-то ступил, сказал, что нет. Потом пожалел немного.
Корабель пустыни.
Импортные веселопедисты.
Примерно так выглядела дорога утром.
К Шимкенту приехали в районе часа дня. Мирза приглядел удобный съезд с отвесно срезанным боком, идеально подъехал вплотную так, что нам ничего и подкладывать не пришлось. Расплатились, сфотографировались, распутал тросы и через 10 минут выкатили запыленные мопеды на волю.
Тепло попрощались, спасибо тебе, Мирза, за всё.
Протерли сиденья, надели снарягу и поехали потихоньку через Шимкент дальше на юг.
Погранпереход для иностранцев - Яллама, до нее нужно было проехать километров 200, там получается еще объезд Ташкента на запад. Кто-то говорил, что погранпереход до 18.00, брехня, круглосуточный. Прошли быстро, никого не было, только очередь фур в другое очко. Заняло час всех дел. По генералке в Узбекистан можно. Таблетки везти тоже можно, деньги декларировать все бумажные, и драгоценности писать "золотой кольцо - одна". С таблетками была недавно нехорошая история, какие-то тупые москвичи везли три упаковки фенотропила кажись, их тюрма ходи, суд вставай, штраф тыщща баксов плати.
У границы деньги не менять, обманут сразу.
Прошли, поехали 50 км до Таша, там нас встретил Юра, вице-президент Стальных Скорпионов. Поменял нам каждому по 2000 рублей по какому-то фантастическому курсу около 80 с лишним сумов, это каждому по пачке денег на три пальца. Так вот я их три дня старательно тратил, еле-еле от всех избавился.
Заправились. Бенз 1600 сум 80й, 91 искать надо. Моц вроде сожрал, до Чирчика доехал не троил. Потом так и заправлял 80й, там все так делают.
Ехать надо было через весь город к родственникам моей жены в Чирчик, это около 30 км по городу + еще 40 км по трассе. Юра нас проводил до выезда и договорился, что на въезде нас встретят. Так и получилось, мы потерялись в темноте у развязки возле плотины, парни из чирчикской чепты Стальных Скорпионов нас нашли и отконвоировали на адрес. Там нас уже ждали, мотоциклы поставили в гараж, свою новую белую Нексию хозяин оставил у подъезда. В Узбекистане машины не угоняют уже давно, штраф большой - 20 лет.
Помылись, поужинали, плов, салат, вино - все супер. Палыча, как аксакала, положили на самое зыкое место - на огромном балконе.