Живая история

Oct 20, 2015 20:30

Оригинал взят у cultprosvet_mag в Живая история


Когда речь идет об истории вообще и о заре человеческого общества, в частности, то многие разговоры об устройстве общества, о принципах его организации, о мышлении и мотивации людей кажутся немного абстрактными, и мало что для современного человека значащими на практике. Ну вот изобрели рубило, или построили жилище из веток, ну и что из этого, ну и подумаешь? Или научились использовать огонь, напечатали первую книгу, открыли пенициллин...Только это «подумаешь» верно, возможно, с позиции современного человека, но, например, в каменном веке изобретение способов добывания огня было прорывной технологией, радикально меняющей жизнь и даже сознание людей, дающие новый толчок к развитию, открывающей для человека новые горизонты возможностей. Но чтобы понять это, надо на практике попробовать построить дом без использования, пусть даже каменных, инструментов, а потом с их использованием. Или провести ночь зимой в лесу без огня и с огнем. После такого и мифы, и искусство, и исторические монографии станут доступны не только на логическом уровне, но и на эмоциональном.



Флорентийский кальчо (наши дни) и Древнеримский гарпастум

С другой стороны, часто, вроде бы, красивые и логичные умозрительные построения оказываются совершенно нереалистичными на практике. Например, чтобы понять кто и как во времена халколита мог создавать первые медные орудия, археологам пришлось потратить не один год на эксперименты, а затем достаточно серьезно пересмотреть свои представления. И подобные открытия не сделать, не проверив теорию практикой, чем, к примеру, занимается экспериментальная археология. Да и “реконструкторы”, пока не начинают увлекаться “ролевыми” играми. Ведь одно дело абстрактно рассуждать на счет того, как первобытные люди «делали» каменные топоры, а другое - взять и сделать его в в реальности, практически. Да даже если только посмотреть на то, как каменный топор делают, то многое в преистории станет сильно понятнее, и неизбежно начнешь иначе воспринимать сухие строки исторических исследований, которые, благодаря практике, оживут и станут доступными в ощущениях. Без этого едва ли что-то можно понять качественно.



Добывание огня трением

Но есть еще и третий необычный эффект от “истории”, особенно древней. Нам часто кажется, что это было давно, а сейчас уже все совсем иначе, и мы другие, и все другое, и древние обычаи кажутся странными и мало реальными. Но это опять же только так кажется. А на практике, даже сейчас можно наблюдать в реальности таврокатапсию (игру с быком), практически идентичную той, что более трех с половиной тысяч лет назад украшала стены Кносского дворца на Крите.



Таврокатапсия (игра с быком) в наши дни в Испании и на фресках Кносского дворца на Крите



Реконструкция игр с быком, что проходили почти четыре тысячи лет назад на Крите и современность

И ведь это только один пример. А их довольно много. Или искусство. Вот взять, например статуэтки неолитических Венер. Они выглядят для нас так странно, так примитивно… пока не сделаешь реконструкцию этого наряда, и не увидишь его современными глазами, и тогда вдруг эти статуэтки начинают с нами “говорить” и воспринимаются словно со страниц современного журнала мод.



Реконструкция женской статуэтки из Авдеево. Мамонтовая кость. Высота 16 см (Авдеево, Украина, р. Сейм, близ г. Льгов Курской обл.).
Этой фигурке присущи типичные черты "Венер" - преувеличенно большая грудь и живот, неоформленные руки и ноги, отсутствие
прорисовки лица. Такие скульптуры отражали абстрактное представление о женщине и не являлись изображениями конкретных людей.
И в таком разрезе даже не настолько важно точность реконструкции, которые в любом случае будут достаточно субъективны, но - изменение восприятия. Как я уже писал выше, добавится восприятие истории на эмоциональном уровне: она оживет, заиграет другими красками, что, собственно, и есть цель данного цикла “Живая история”.

древняя история

Previous post Next post
Up